Возрождение российской казачьей традиции неразрывно связано с именем Бориса Березовского, известного бизнесмена и политика. В 1995 году он рекомендовал Ельцину, перед президентскими выборами, расколоть Союз казаков России, создав как бы «государственное» казачество, обещая материальные блага и «государственную казачью службу».
9 августа того же года Ельцин издал Указ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», подписав его на спине казака в Новочеркасске. Это стало началом раскола: часть казаков приняла новое «реестровое казачество», созданное на пустом месте. Поддерживаемое усилиями Березовского, казачество активно включилось в социальные и культурные мероприятия предвыборного штаба Ельцина.
Березовский, осознав важность этой силы, решил направить ее на свои цели. В первом туре выборов Ельцин и Зюганов получили всего 35,28 и 32,03 процента голосов соответственно. Казаки, не удовлетворенные своим положением и требовавшие автономии и оружия, стали важной частью политической игры. Березовский предложил возродить «реестровую систему», поставив казачество на службу Кремлю, чтобы «подправить» выборные результаты, если потребуется.
И Березовский решил, так сказать, пойти по пути, ранее опробованному поляками — ибо казаки к Ельцину в то время относились вовсе не комплиментарно, требовали автономии, требовали создания своих республик (вот вам и парады суверенитетов), требовали оружия (потому что горящий Кавказ рядом).
Поэтому, надеясь если не возглавить (что было бы как минимум странно), то эффективно влиять Березовский предложил возродить "реестровую систему", поставив эту казачью силу на службу и в подчинение Олигархату.
Этот самый "Реестр" был организован для деления казачества на официальное-лояльное и нет. По примеру Речи Посполитой в лице короля Сигизмунда II, который создал реестровое казачество для выполнения полицейских функций и уничтожения вольных казаков.
С начала 1996 года процесс формирования реестрового казачества активизировался. Борис Березовский, воспользовавшись сложившейся политической ситуацией, создал мощную пропагандистскую машину, которая должна была продвигать лояльных казаков как защитников российской государственности. Казаки охотно соглашались вступать в новую структуру, надеясь на экономические преференции и социальные льготы. Это предложение выглядело особенно соблазнительно на фоне экономических трудностей, царивших в стране.
Однако, несмотря на внешнюю поддержку, внутреннее противоречие среди казаков нарастало. Многим из них было не чуждо чувство предательства по отношению к традициям и культуре, на которых они выросли. Казаки, стремящиеся сохранить свою самобытность и автономию, начали формировать оппозицию. Создание реестрового казачества, как и его предшественника в XVII веке, вызывало недовольство и протест, что в конечном итоге привело к образованию различных движений, выступающих за восстановление исторических прав и свобод.
Итак, под контролем Березовского реестровое казачество стало не только инструментом политической манипуляции, но и полем борьбы за идентичность. На фоне нестабильности и напряжённости внутри казачества, процесс его функционирования и восприятия обществом продолжал углубляться, оставляя после себя сложные последствия для будущего российского казачества.
Есаул М.Казаков