Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА". Год 1979

ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ" Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! Наш ностальгический кинозал снова распахивает свои двери. Да, стулья - деревянные и скрипучие, экрана широкого формата нет и в помине, занавес, похоже, пыльный, но гаснет свет и магия ушедшей Эпохи захватывает нас, перенося - казалось бы - и не в такое дремучее "прекрасное Далёко", но - тем не менее - одновременно и в невозвратное, куда билетов не купишь, и никого уже оттуда не вернёшь... Итак, 1979-й – год всесоюзной переписи населения. Некоторые любопытные данные по её итогам. Со времени последней переписи 1970-го года нас прибавилось: было - 241,7 млн, стало – 262,1 млн. «Титульная» республика – РСФСР со 137, 4 миллионами (плюс 7,4 млн). Самая маленькая – Эстонская СССР: 1, 46 млн (плюс 108 тысяч человек прироста). Наибольший процентный прирост показала Таджикская

ПРЕДЫДУЩИЕ ВЫПУСКИ ЦИКЛА "КИНОТЕАТР ПОВТОРНОГО ФИЛЬМА "РОМАНТИКА" - В ИЛЛЮСТРИРОВАННОМ КАТАЛОГЕ "РУССКIЙ РЕЗОНЕРЪ ИЗБРАННОЕ"

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

  • Наверное, у каждого коренного обитателя (я бы даже поумничал, и назвал бы нас "эндемиками") СССР был такой "свой" кинотеатр. Не из тех, куда спешили на громкие премьеры, отстаивая змеившиеся сложносочинённо очереди в кассы. Не из тех, куда надо было "ехать". А - свой, пусть небольшой, кинозальчик - со старыми скрипучими деревянными креслами, в котором вечно шли уже прошедшие "первым экраном" картины, в котором непременно показывали на детских утренниках фильмы по абонементам для соседних школ, в котором знал каждый закуток, куда шёл почти как домой... Сегодня двери одного из таких вновь открыты... Здесь каждый месяц мы будем смотреть старое доброе советское кино, и каждый сеанс будет продлённым: перед показом нам предстоит вспомнить год, когда вышла та или иная лента, обязательно - одну из песен, бывших тогда на слуху, помянуть кого-то, да и просто - поностальгировать. Недаром наш кинотеатр называется "Романтика"

Наш ностальгический кинозал снова распахивает свои двери. Да, стулья - деревянные и скрипучие, экрана широкого формата нет и в помине, занавес, похоже, пыльный, но гаснет свет и магия ушедшей Эпохи захватывает нас, перенося - казалось бы - и не в такое дремучее "прекрасное Далёко", но - тем не менее - одновременно и в невозвратное, куда билетов не купишь, и никого уже оттуда не вернёшь...

-2

Итак, 1979-й – год всесоюзной переписи населения. Некоторые любопытные данные по её итогам. Со времени последней переписи 1970-го года нас прибавилось: было - 241,7 млн, стало – 262,1 млн. «Титульная» республика – РСФСР со 137, 4 миллионами (плюс 7,4 млн). Самая маленькая – Эстонская СССР: 1, 46 млн (плюс 108 тысяч человек прироста). Наибольший процентный прирост показала Таджикская ССР (плюс 31,3%) - вот это рекорд!

Обратите внимание на сознательность советских граждан! Сами пришли, чтобы их переписали! О как!..
Обратите внимание на сознательность советских граждан! Сами пришли, чтобы их переписали! О как!..

Титульная национальность в СССР – русские, их 137,4 млн. Меньше всех – американцев (!!), всего 120 человек. Неожиданный рост по сравнению с последней переписью продемонстрировали... кубинцы. С честного натурального нуля они приросли аж до 2 593 человек. А, к примеру, малая нация алеутов сумела прирасти с 441 человека до 546!

Из 262 миллионов населения СССР 163 миллиона (т.е. 62.2%) – городские жители. Любопытно сравнить эти показатели с итогами переписи 1897 года. Из всего переписанного населения в 125.6 миллиона человек крестьянство составляло подавляющее большинство – 77.5%, дворянство - 1.5%, а купечество – жалких 0.2%! Да-да, знаменитые купцы Островского были практически "штучными" людьми, а из трехсот случайно встреченных вами людей лишь двое могли оказаться дворянами - если, конечно, вы не направились прямиком в Английский клуб или на аудиенцию к Императору. Т.е. страна была кондово-аграрной, с проживанием в городах всего 13.4% населения. Такой значительный прирост горожан спустя 82 года уже тогда «посылал» власти тревожный звоночек: тенденция к росту мегаполизации в дальнейшем может привести к негативным последствиям, когда – как пел некто, носящий нынче непременный знак *, – «земля лежит в ржавчине», деревни вымирают, хлеб и картошку просто некому растить, а программы поддержки фермерам по понятным причинам урезаются. Собственно, примерно так и вышло – но несколько позже. Победило общество потребительства и доморощенного мелкотравчатого скороспелого бизнеса. Правда, победило в большинстве случаев «нечаянно» и в силу сложившихся обстоятельств - просто иначе было не выжить. Ну а пока в 1979-м мы привычно позёвываем над первой третью непременной, но такой родной программы "Время", в которой рассказывается об успехах советских аграриев. Там - всегда всё хорошо, посевная проходит вовремя и успешно, а урожаи - огромные.

-4

В июне 1979-го в Вене Л.И. Брежнев и президент США Джимми Картер подписывают договор ОСВ (ограничение стратегического наступательного вооружения) -2. По воспоминаниям министра иностранных дел Громыко, он с присутствовавшим там же министром обороны Устиновым всё гадал – будут ли старчески-сентиментальный Леонид Ильич и Картер целоваться? Пришли к выводу – что вряд ли. Ошиблись: инициативу взял в свои руки Картер, таки расцеловались. Что удивительно: Леонида Ильича уже больше сорока лет как нет, а обаяшка Джимми - жив-живёхонек, и даже отметил 100-летний юбилей!

"Поцелуй меня, потом - я тебя, потом вместе мы поцелуемся..."
"Поцелуй меня, потом - я тебя, потом вместе мы поцелуемся..."

К сожалению, из-за декабрьских событий того же года, договор так и не был ратифицирован Сенатом США. А случилось тогда...

... да, собственно, ничего хорошего не случилось! 25 декабря СССР «по просьбе правительства Афганистана» ввёл туда свой военный контингент. После прихода к власти в 1978-м народно-демократический партии в стране началась гражданская война между проправительственной стороной и исламской оппозицией, поддерживаемой США (согласно директиве президента Картера от 3 июля 1979-го). Собственно, просьба афганского правительства о военной поддержке поступила ещё в марте, но миролюбивый Брежнев достаточно чётко выразил свою позицию, сказав: «...Нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну. Надо объяснить… афганским товарищам, что мы можем помочь им всем, что необходимо… Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им». Тогда – прислушались. Дальше – последовали внутриправительственные разборки, лидер партии Тараки был убит по приказу Амина, страна погрузилась в откровенный межнациональный хаос. Решив убрать Амина и поставить на его место «товарища Бабрака Кармаля», СССР ввязался в аферу, отчасти послужившую причиной собственной гибели. Единственным членом Политбюро, не поддержавшим ввод войск в Афганистан, был Председатель Совета Министров Косыгин, всегда отличавшийся здравым смыслом, и понимавший, как реально работает экономика.

Политбюро в сборе. Посередине виднеется знакомое родимое пятно
Политбюро в сборе. Посередине виднеется знакомое родимое пятно

К нам приехал, к нам приехал наааш любиимый Эээээлтон Джон! А вот тут - стоп. Во-первых, никакой он не "любимый". Уверен - 9/10 обитателей СССР вообще не знали - кто это? Бони М - знаем, АББУ - знаем, ну, Битлз, понятно... хотя и не всё. А это что ещё за?..

-7

Готовящийся встречать предстоящую Олимпиаду и к тому же давно, со времён правления Брежнева, выказывающий удивительное миролюбие СССР был для Запада "прикольной штукой". Точно такой же "прикольной штукой" был для советских граждан и Элтон Джон. На привезшую с собой 11 тонн аппаратуры западную рок-звезду (так говорят!) ломились с отчаянием последнего желания висельников, за билеты готовы были доплачивать до ста (!!) рублей, а отчаявшимся осталось лишь разыскивать у барыг выпущенный грамфирмой "Мелодия" диск-гигант "Поёт Элтон Джон". Я, кстати, относился к полностью индифферентным по отношению к знаменитости аморфам, пластинку послушал попозже - вообще не впечатлило, как и до сего времени. Правда, самой первой песней, услышанной мною на абсолютно случайным образом найденной таинственной радиостанции "Европа +", мгновенно изменившей нашу жизнь, была элтоновская Whispers, отчего-то ностальгически уважаемая до сих пор - именно за это. Бывает же...

1979-й – год рождения (не физического, а карьерного) новой звезды: на чемпионате по бодибилдингу Бельгии «Мистер Бельгия» побеждает девятнадцатилетний Жан-Клод Камиль Франсуа Ван Варенберг, через десять лет прославившийся участием в «Кровавом спорте» и «Киборге» под псевдонимом Жан-Клод Ван Дамм. Как и его коллега Шварценеггер - фигура в позднем СССР практически культовая, счастливые обладатели видеомагнитофонов и их гости невнятно рассказывают раскрывшей рты "темноте" о "Шварце" и "Вандаме", одним ударом раскидывающих злодеев направо и налево.

Фото 1978 года. Молодость, молодость...
Фото 1978 года. Молодость, молодость...

В США в 1979-м состоялась премьера фильма, которому суждено было обрести статус «культового» и породить дорогостоящую и долгоиграющую франшизу. Для его режиссера – британца Ридли Скотта – это была только вторая полнометражная постановка (первая – любопытнейшая картина «Дуэлянты»), на очереди через три года – «Бегущий по лезвию бритвы». Да-да, конечно, это – «Чужой». Не верится, но прошло уже 45 лет, а наш легендарный ксеноморф – как новенький, а совсем недавно мир даже познакомился с бог знает какой по счету версией его реинкарнации.

-9

Лидер советского кинопроката 1979-го года – «Женщина, которая поёт», собравшая 54,9 миллионов зрителей. Художественные достоинства этой картины, глядя из нашего счастливого «завтра», конечно, никакие. Но понять тогдашнюю публику можно: уж слишком ярко, практически, «из всех орудий» выстрелила во второй половине 70-х Пугачева. С небольшим отставанием от Примадонны идёт гомерически смешная (ну... тогда так казалось!) итальянская комедия «Синьор Робинзон» с 52.1 миллионами. Шутки из него – до сих пор памятны, и стали почти мемами: «О чем фильм? А! Опять про море!..» или «Что не говорите, а в народных песнях есть своё очарование»

Предмет нашего сегодняшнего киносеанса - фильм из категории "так себе кино", правда, выбранный мною вполне осознанно, почему - расскажу несколько позже... Итак - «Похищение «Савойи», копродукция СССР, Болгарии и Польши, собравшая вполне пристойные 32.7 миллиона зрителей.

Афиша сулит крутейшие замесы
Афиша сулит крутейшие замесы

Постановщик «Похищения» Вениамин Дорман памятен именно ярко выраженным жанровым кино: на его счету «Штрафной удар», целая серия фильмов про «резидента» с Георгием Жжёновым и очень пристойный мини-цикл «Пропавшая экспедиция» / «Золотая речка». Если в последних фильмах Дорман неплохо окучил романтику в стиле Джека Лондона, то в «Похищении «Савойи» вовсю врубил авантюрно-приключенческие мотивы a la Жюль Верн. Сам сюжет, в котором наличествуют Париж, Рио-де-Жанейро, бразильская сельва, советская школьница Таня Соколова, польский подросток Янек, плантации марихуаны, наркоторговцы и недобитые нацисты (чем же им ещё заниматься в Южной Америке, как не наркотой? Такие уж это люди...) приводит зрителя в некоторый игривый настрой: мол, давай, валяй, эвона – чего понаснимали! И Дорман – даёт! Старается во все тяжкие.

Александр Михайлов в роли брутального скандинавского "мужика, Броневой - французский  профессор, бывший участник Сопротивления
Александр Михайлов в роли брутального скандинавского "мужика, Броневой - французский профессор, бывший участник Сопротивления

Никогда не смотревшим эту прелесть, наверное, имеет смысл просто перечислить список персонажей – и впрямь напоминает отпетое графоманство от современного наследника Верна. Вслушайтесь только в эти очаровательные буквосочетания: Гидо Торстенсен, Генрих Шарф, Макс Абендрот (!!!), Борде, Лансье, комиссар Лафонте, Джокер иии... тадам! Гвоздь программы, практически «выход борца Ивана Огурца»... Раднэр Муратов (тот, который «Василий Алибабаевич» из «Джентльменов удачи») в роли индейца Ганса! Индеец мать его Ганс, Карл!!!!!! Не хватает только межгалактического трёхногого злодея Турабурды, прибывшего с планеты Зикуку за рецептом хычинов.

Лики современного нацизма! Тааак, а где наш индеец Ганс?
Лики современного нацизма! Тааак, а где наш индеец Ганс?

Как ни странно, несмотря на отчётливо читаемую запрограммированность на дикий трэшак в духе самого плохого режиссёра в мире Эда Вуда, «Похищение «Савойи» смотрелось бодрячком. Во многом этому способствовали крепкая «набитая» рука постановщика и внушительный список замечательных актеров: Александр Михайлов, Ольга Остроумова, Михаил Глузский, Леонид Броневой, главный «фашист» СССР Альгимантас Масюлис, Леонид Марков, мастер эпизода Александр Вокач и Михаил Жегалов.

Припоминается Витька Буров из "Последнего лета детства". - Какая вещь, Поляков, а? Что теперь делать-то будешь?
Припоминается Витька Буров из "Последнего лета детства". - Какая вещь, Поляков, а? Что теперь делать-то будешь?

И это ещё не все «ба, знакомые все лица!» В роли прелестной блондинистой тинки Тани снялась Дарья Михайлова, для пущего изюму и волею Дормана засветившаяся в почти невинной сцене купания в водопаде. Янеку, впрочем, этого было достаточно для... Пардон за нечаянный спойлер естественного зова природы.

- Ой, кто здесь?
- Ой, кто здесь?

Безумные и смертельно опасные приключения, выпавшие на долю интернациональных пубертатных школяров, заканчиваются вполне себе удачно, зло в лицах ранее избежавших заслуженного наказания нацистов побеждено, попавший под замес беспринципный Гидо обрёл таки принципы и погиб, защищая невинных подростков, а Таню и Янека ждёт первое большое чувство, которое, впрочем, стопроцентно закончится ничем, ибо любовь между иностранцем и советской девушкой возможна была только у кинозвезд уровня Маргариты Тереховой и Владимира Высоцкого.

- Шайзе, и кто здесь хочет получить свинцовую пилюлю в живот?
- Шайзе, и кто здесь хочет получить свинцовую пилюлю в живот?

Зачем мы сегодня вспомнили этот «бахыт компот»? А, знаете, как верную примету того времени. Зрителям тогда хотелось чего-то этакого... не «про войну», не «о стройках века» и не про «битву за урожай», что уже в 1980-м с блеском доказал Владимир Меньшов своей «Москвой слезам не верит». Я, помнится, писал как-то, что самый дикий культурный угар в империях всех времён творился именно в периоды их угасания. «Похищение «Савойи» - ещё не кинобеспредел конца 80-х – начала 90-х, но уже - отчётливый звоночек между «первым отделением» советского академизма и «третьим», в котором непременно будут обнаженка "по поводу" и "без" (чаще - "без"), моря кровищи, мат-перемат, странствующие гватемальские карлики-трансвеститы и мировые заговоры. Ну, а пока всё это с нами не случилось, мы снисходительно смотрели на то, как - по выражению Алисы Витальевны из "Покровских ворот" - "наши играют французскую жизнь", ждали Олимпиаду и не знали ещё, чем для нас обернётся Афган...

-16

В нашем кинозале зажигается свет. Но, пожалуйста, - не спешите расходиться, ведь сейчас прозвучит что-то не совсем обычное. Песню семидесятых Александра Морозова на стихи Николая Рубцова "В горнице" споют... наши современники. Их будет много. И все они - очень красивые. Если честно - я даже растрогался!

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Всё самое любопытное на канале - в иллюстрированном каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE