Этой рецензией я решил закончить цикл обзоров редких альбомов прогрессивного рока. Всё равно просмотров и откликов по этим рецензиям, практически нет. К сожалению не любит у нас народ интеллектуальную прогрессивную музыку.
Все мы воспитаны на европейской школе современной прогрессивной музыки. Нам хорошо знакомы многие коллективы классиков английского арт-рока, итало-прога и немецкого краута. А вот экзотические группы таят в себе ещё много загадок. Напишу об одном из моих самых любимых коллективов латиноамериканского рока, Аргентинской группе BUBU.
Латиноамериканский прог-рок не имеет таких традиций, как европейский и североамериканский. Но, тем не менее, аргентинская группа BUBU внесла значительную лепту в развитии жанра. В Аргентине эта группа приобрела со временем культовый статус, но в Европе и США о ней знает только узкий круг специалистов (о чем говорит и тот факт, что она вообще не упомянута в латиноамериканском разделе прог-энциклопедии «Dreams, Fantasies And Nightmares From Far Away Lands. Canadian, Australasian And Latin American Rock And Pop 1963-1975» Вернона Джойнсона, – прим. ред.). Тем не менее, их единственный альбом Anabelas достоен занять место в коллекции любого ценителя прогрессив-рока.Одним из инициаторов создания BUBU был Даниэл Андриоли, обучавшийся в Instituto Di Telia в Буэнос-Айресе и освоивший игру на бас-гитаре. Атмосфера института способствовало художественному творчеству и свободному выражению чувств и мыслей. В 1970 году Даниэл познакомился с Джордже «Монином» Лихтенштейном (Jorge «Monin» Liechtenstein), барабанщиком ORION’S BEETHOVEN, с которым они начали музицировать в доме последнего, расположенного в Белграно.В 1972 году к ним присоединился саксофонист Вим Фортсман (Wim Fortsman – так его называет сам Даниэл, хотя на обложке альбома его имя указано как Win, – прим. ред.), затем приятель Даниэла флейтист Рикардо Ла Сивита (Ricardo La Civita), скрипач Ноэль Рейес (Noel Reyes), гитарист Серджио Блоштайн (Sergio Blostein) и вокалист Мигель Завалета (Miguel Zavaleta), обожавший GENESIS и Питера Гэбриэля (Peter Gabriel). Новую формацию решили назвать SION. Дебютное выступление прошло в 1975 году в театре «Del Globo» и, по свидетельству очевидцев, было театрализованным, с чувством юмора, с катанием по сцене на велосипеде. Музыканты много импровизировали. «Eleanor Rigby», к примеру, исполняли 15 минут. С группой вошел в контакт еще один приятель Андриоли – поэт Тито Сантанджело (Tito Santángelo), на стихи которого они пытались сочинять песни. Была сочинена продолжительная композиция, впоследствии известная как «El Cortejo De Un Dia Amarillo» («Процессия Желтого Дня»).У каждого музыканта была массаидей,чтовызывало трения в коллективе, но именно Фортсман знал «куда дуетветер» и начал сочинять музыку в стиле прогрессив, не забывая про фри-джаз, Джона Колтрейна (John Coltrane), Фрэнка Заппу (Frank Zappa) и классику. Постепенно SION развалился, скрипач Рейес, к примеру, улетел в Стокгольм.Фортсман же решил воплотить свои идеи в новой команде под названием BUBU, начав поиск подходящих для этой цели музыкантов. Даниэл Андриоли к этому времени тратил много времени и сил, обучаясь музыке в Collegium Musicum, поэтому стать полноценным участником BUBU он не стал, но контакта с Фортсманом не терял и периодически подбрасывал ему интересные идеи, сочиняя необычную музыку. Басиста Эдуардо Фолино нашли довольно быстро, барабанщика Эдуардо Корбелла (Eduardo «Polo» Corbella, ex-PICK UPS) порекомендовал Лихтенштейн. Кстати, выяснилось, что Андриоли с Корбеллой в детстве жили на одной улице. Окончательно команда была укомплектована симпатичной флейтисткой Сесилией Тенкони (Cecilia Tenconi) и скрипачом Серджио Полицци (Sergio Polizzi). Вокалистом остался Мигель Завалета из SION, который оказал большое влияние на формирование музыкального стиля BUBU. Вместе с Андриоли они слушали много произведений Игоря Стравинского, Оливьера Мессиана (Olivier Messiaen), а также альбомы KING CRIMSON, оказавших наибольшее влияние на творчество BUBU. В отличие от многих других рок-коллективов, которые сочиняли музыку в процессе импровизации и студийных сейшенов, аргентинские прогеры сначала сочинили музыку, записали на партитуру, а затем начали шлифовать в студии отдельные части. Сначала записывалась ритм-секция и партия гитары Блоштайна (в интервью он сказал, что почти все импровизации на альбоме аранжированы им, – прим. ред.). Отдельно записывались партии саксофона, скрипки и флейты, потом одна часть накладывалась на другую. Звукотворчество было очень интересным процессом и доставляло много удовольствия всем музыкантам, но денег это не приносило, а у многих из них были семьи и дети. Менеджер группы Дэниэль Гринбанк (Daniel Grinbank, также продюсировал альбом прог-команды ALAS 1976 года, а пару лет спустя стал менеджером супергруппы SERÚ GIRÁN, – прим. ред.) сделал все от него зависящее, но ситуация не улучшилась. Стоит отметить, что в 1973 году к власти в Аргентине вновь пришел диктатор Хуан Перон, умерший год спустя, а в 1976 году произошел военный переворот, тысячи аргентинцев были убиты или пропали без вести. Адмирал Массера, к примеру, в своем выступлении по ТВ назвал рок-музыкантов и их поклонников «потенциальными извращенцами». Так что для прог-музыки это были не лучшие времена. BUBU выступили несколько раз на концертах, но выход окончательного результата студийной работы на лонгплее откладывался из года в год и поэтому когда альбом Anabelas фирма все же выпустила в 1978 году, то группы де факто уже не существовало. Вместо вокальных партий Завалеты, который участвовал в двух первых сейшенах, но поссорился с Фортсманом и ушел из группы, была представлена работа нового вокалиста Петти Гелаче. Гитаристом указан не Блоштейн, а Эдуардо Рогатти, так что очевидно Серджио тоже ушел и его партии были перезаписаны заново.
Творчество группы некоторые критики сравнивают с такими монстрами, как KING CRIMSON и MAGMA. Несомненно, общие пересечения у этих групп присутствуют. Музыкальная палитра альбома буквально насыщена психоделическими красками, свойственными этим коллективам, но, на мой взгляд, корни BUBU уходят глубже, в модерн – современную академическую музыку. Стиль группы, пожалуй, ближе к RIO (Rock In Opposition) и немного схож с музыкой его основателей – группы HENRY COW, но у BUBU темы окрашены более яркими и красивыми мелодиями, местами применяется хоровое пение. У всех участников группы заметна профессиональная подготовка, музыканты виртуозно владеют инструментами, прекрасно аранжируют музыку и чувствуют характер современного авангарда. Альбом весьма непрост как в исполнении, так и в восприятии. Композиции длинные и многоплановые, в музыке которых гармонично совмещается академический авангард и прогрессивный рок. Атмосфера музыки довольно мрачна, но постоянные контрастные динамические и тембровые перепады не дают слушателю соскучиться. Лирические вариации скрипки, флейты и саксофона постоянно меняются динамичным драйвом гитары, баса и ударных. Солирующие гитара, скрипка, саксофон, флейта и клавишные постоянно ведут между собой диалог, обмениваются музыкальными фразами, а потом перемешиваются и тонут в общем стремительном потоке. Альбом в большей степени инструментален, вокальные партии Гуелаче и хоровые вкрапления как бы второстепенны, но, тем не менее, они органично вписываются, дополняя и обогащая общую музыкальную картину.
К сожалению, этот замечательный альбом остался невостребованным и незамеченным, причем как в Северной Америке, так и в Старом свете. Группа распалась, а музыканты разошлись кто куда, кто-то подался в симфонический оркестр, кое-кто стал работать в студии (Сесилией Тенкони записалась на паре альбомов Эрроу (Arrow), скрипач Серджио Полицци участвовал во многих проектах, исполняя т.н. world music) но некоторые, если и не сделали успешную карьеру в рок-музыке, то оставили в ней свой след. По иронии судьбы вокалист Петти Гелаче спел на втором студийном альбоме Tercer Milenio (1977) прог-группы ORION’S BEETHOVEN, той самой, в которой стучал Джордже Лихтенштейн. В 1980 году гитарист Эдуардо Рогатти вошел в состав LA ELÉCTRICA RIOPLATENSE. Барабанщик Эдуардо Корбелла в 1981 году вошел в состав LOS ABUELOS DE LA NADA Мигеля Абуэло (Miguel Abuelo), в 2001-м он покинул сей мир (как и барабанщик Эдуардо Фолино). А Мигель Завалета в 1981 году основал известную аргентинскую рок-команду SUÉTER, записав с ней пять успешных альбомов. В 1989 году Вим Фортсман (сейчас живет в Майами) сыграл на саксофоне в композиции «Septima Novena» из одноименного альбоме редкой аргентинской прог-команды ÁNIMA. В 1990 году гитарист Серджио Блоштайн вместе с саксофонистом Вимом Фортсман (сейчас живет в Майами), скрипачом Серджио Полицци и флейтистом Густаво Дайнерштайном (Gustavo Dinerstein) записали «Carnavalito» авторства Андреоли и «Florián» Фортсмана. Блоштайн также много работал как профессиональный музыкант на телевидении, в студиях звукозаписи и был задействован в театральных постановках. Есть сведения, что Фортсман готовил переиздание Anabelas с несколькими бонус-треками, включая 20-минутную «Carnavalito» и «Cloud Train». Также было подготовлено к изданию танго «City», сочиненную Андреоли и демозапись «Film». Но пока что переиздание альбома не издано. В 2007 году, в буклете к очередному переизданию альбома на CD Даниэл Андриоли (сейчас живет в Израиле) написал, что в контракте с «EMI» предусмотрен выпуск второго альбома и что у него написано достаточное количество новых произведений, при этом посетовав, что остальные музыканты заняты собственными проектами. Очевидно эти сведения привели к возникновению слухов о возможном реанимировании BUBU.
И вот, наконец, это свершилось. Спустя 40 лет после первого альбома Daniel Andreoli набирает новых музыкантов и выпускает их второй номерной студийный альбом El Eco Del Sol. Не многим музыкантам удаётся после долгого перерыва создать произведение достойное их старых шедевров. Но в данном случае этот альбом превзошёл все ожидания. Andreoli удалось выдать в свет удивительное музыкальное полотно, со свежим взглядом и новыми идеями. При этом он полностью сохранил дух и саунд старой группы. Не скажу, что новый альбом превзошёл Anabelas по музыкальности, оригинальным композиционным решениям и исполнительскому мастерству. Но, ниже планку музыканты точно не опустили. Впрочем, это уже совсем другая история.
Кто хочет познакомится с этой историей подробней, читайте рецензию на этот альбом Вадима С.
BUBU "El Eco del Sol" (2018).
Трек - лист:
1. Resplandor (3:49).
2. El Eco Del Sol (9:05).
3. Ariel (3:45).
4. Omer (6:49).
5. Cielo Negro (5:41).
6. Penas (7:25).
7. Por La Mañana (3:52).
8. La Vaca Roja (7:39).
Состав:
- Federico Silva - electric & acoustic guitars.
- Virginia Maqui Tenconi - keyboards, choir conducting.
- Alvar Llusá Damiani - -electric & acoustic violins.
- Emilio Tomás Ariza - flute, backing vocals.
- Juan Ignacio Varela - tenor saxophone.
- Daniel Andreoli - bass, composer.
- Julian Bachmanovsky - drums.
+
- Pablo Murgier - keyboards.
- Anibal Dominguez - flute.
- Manuel De La Cruz Zambrano - percussion.
- Lucas Aguirre - voice.
- Oscar Amaya Agostina Tudisco - backing vocals.
- Ana María Battezzati - backing vocals
- Pablo Mancuso - backing vocals..
- Florence Stefanelli - backing vocals.
- Abigail D'Angiolillo - backing vocals.
- Paula Liffschitz - backing vocals.
- Tina Haus - backing vocals.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЛИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?
Как вы помните, BUBU оставили после себя лишь единственный релиз "Anabelas", записанный в далёком 1978 году и прекратили своё существование. Думаю, что многие добавят и другие имена, оставившие в истории рок музыки лишь единственную запись. К сожалению, это далеко не редкость и причин может быть множество. Но вот услышать вновь группу спустя 40 лет !!! это уж, пожалуй, случай редкий. Мало того, но ещё услышать идейное и стилистическое продолжение предыдущей шедевральной работы дорогого стоит. Если дать оба альбома послушать человеку, не знающему этой истории, подряд, то они, конечно будут восприниматься не только органично в контексте музыкального мышления, но и во временной градации.
Так о чём это говорит? О ренессансе или же о продолжении того, что было не высказано 4 десятка лет назад? Оговоримся сразу, что ни малейшего намёка на самоплагиат здесь вы не услышите. Музыкальный язык, хоть и имеет общий знаменатель, но он уже иной (об этом будет ниже), структурное построение, хоть и разделено на более короткие пьесы (ну, не поворачивается язык назвать вокальные просто песнями), но может органично восприниматься как единое целое, профессионализм и самой музыки и её исполнения также также на высоте, приближённой к классическим требованиям. Потому и логично мне воспринимать второй альбом BUBU как продолжение, это вторая часть монолога, начатого ещё в 70-х.
"ЭХО СОЛНЦА".
Единство пьес альбома "El Eco del Sol" ("Эхо солнца") позволяет его сразу же причислить к концептуальным работам. Но начиналось всё внезапно для поклонников BUBU. В 2016 году неожиданно (без принятых в наше время анонсов и назойливых рекламных роликов) появляется миньон "Resplandor". 15 минут удивительной музыки, продолжающей тот знаменитый альбом. Удивительны не только музыкально-языковая общность, но и бережность профессионального исполнительства этих композиций. Автором выступил опять же легендарный композитор и по совместительству бас гитарист Daniel Andreoli. Он единственный из того состава сумел набрать совершенно новую команду музыкантов для этой записи. Но для меня более важно то, что они так органично пропустили через себя музыку Daniel Andreoli и так её вдохновенно исполнили, что невозможно этот новый состав назвать просто исполнителем чужой музыки, исполнителем чужих идей. Это коллективное ансамблевое творчество, которое базируется на подсознательном творческо-эмоциональном уровне, которое невозможно объяснить словами, но которое слышится в каждой ноте, в каждой фразе. Нет надобности говорить что этот миньон был принят восторженно. Все гадали, будет ли полноценное продолжение, а когда стало известно о заключительном сведении уже готового материала для полноценного релиза, то у большинства ( и у меня тоже) было опасение в грядущем разочаровании. Ну, вы же знаете, что когда ожидаешь услышать нечто замечательное и новое, частенько натыкаешься на попсовенькое повторение былых вершин, которые вездесущей рекламой выдаются за новый шедевр. Когда же альбом вышел, он просто покорил всех своим талантом. Талантом не только единого композиторского видения Daniel Andreoli, которому, конечно, большой респект, но и высокого профессионального воплощения (да, именно воплощения, а не просто исполнения) всеми музыкантами. Независимо от вклада в общую партитуру, каждый из них очень органичен, прекрасно владеет чувством меры в ансамблевой игре и понимает важность именно единого образного творческого исполнительства, пусть даже в ущерб личным сольным внутренним амбициям. Такой подход к исполнительству и свидетельствует об общности умного современного прог рока с классической музыкой.
Музыка альбома одновременно сложна и притягательна. Все 8 композиций выливаются в единое образное русло течения мысли. Каждая пьеса очень разнообразна во внутреннем своём построении. Вы услышите чередования темпов, метро-ритмических размеров, ритмики, гармонии, мелодических линий, стилистики (диапазон которой от авангарда до импрессионистической лирики). Импровизациям в альбоме отдано не так много времени, не они здесь главные, как и не главным является голос певца Lucas Aguirre, который лишь фрагментарно дополняет общую палитру своим неброским тембром. Масштабность и глубина всей музыки раскрывается постепенно, показывая всё разнообразие видения прогрессивного рока.
Да, сложно назвать этот альбом именно произведением 21 века.
Да, сложно назвать его современным, идущим за нововведениями и модными тенденциями.
ЕГО МОЖНО ЛИШЬ НАЗВАТЬ ОДНИМ ИЗ ТЕХ ВНЕВРЕМЕННЫХ АЛЬБОМОВ, КОТОРЫЕ ВЫПАДАЮТ ИЗ ОБЩЕГО РОК ДВИЖЕНИЯ И ОСТАЮТСЯ ВЫСОКО НАД НИМ НАВСЕГДА!