Вчера завершились слушания по делу о прошлогодней катастрофе батискафа «Титан», которые с 16 сентября проводит Береговая охрана США.
Береговая охрана сообщила в пятницу, что экипаж судна поддержки «Титана» почувствовал «дрожь» примерно в тот момент, когда они потеряли связь с батискафом во время его обреченного погружения к затонувшему кораблю «Титаник».
Председатель Совета по расследованиям морской пехоты Береговой охраны США Джейсон Нойбауэр в последний день двухнедельных слушаний по делу о взрыве сообщил, что капитан Polar Prince сказал им, что, оглядываясь назад, он считает, что почувствовал, как судно «содрогнулось» примерно в то время, когда во время экспедиции в июне 2023 года была потеряна связь с подлодкой.
По словам Нойбауэра, заявление было предоставлено совету директоров в октябре 2023 года, когда неназванного капитана спросили, слышал ли он или члены экипажа что-либо, указывающее на взрыв подводного аппарата OceanGate .
«Ответ капитана был таким: "Оглядываясь назад, я теперь думаю, что я чувствовал, как Polar Prince содрогнулся примерно в то время, когда, как сообщается, была потеряна связь, но в то время мы не придали этому значения. Это было незначительно"», — сказал Нойбауэр.
Капитан Джейми Фредерик из сектора береговой охраны США в Бостоне, который вчера дал показания о поисково-спасательной операции «Титана», заявил, что если бы эта информация была немедленно передана береговой охране, это могло бы «оказать радикальное влияние на поисковые работы».
«Моя первая реакция такова: если бы у них была такая информация, то лично для меня было бы бессовестно, если бы они не поделились ею с объединенным командованием», — сказал Фредерик.
Нойбауэр добавил, что с точки зрения экипажа, дрожь «не была напрямую связана с событием», поэтому о ней не сообщили в Береговую охрану.
В своих показаниях Фредерик подробно рассказал о сложной международной поисково-спасательной операции, кульминацией которой стало то, что 22 июня дистанционно управляемый аппарат, способный опуститься на глубину 6000 метров, обнаружил обломки «Титана» на дне океана.
«Сначала они обнаружили хвостовой конус. А затем, когда мы продолжили находить дополнительные обломки, стало очевидно, что это была полная потеря», — сказал он.
В результате взрыва погибли все пять пассажиров, включая Стоктона Раша, соучредителя и генерального директора компании-производителя подлодки OceanGate. Также погибли французский исследователь Поль Анри Нарголе, британский бизнесмен Хамиш Хардинг, пакистанский бизнесмен Шахзада Давуд и его 19-летний сын Сулеман.
Фредерик сказал, что спасатели понимали, что на борту «Титана» имеются системы выживания, и что они «даже не дошли до обсуждения вопроса о приостановке».
«Я бы даже не хотел гадать, когда это произойдет», — добавил он.
Фредерик также упомянул о стуках, обнаруженных гидроакустическими буями в районе места поиска на следующий день после взрыва «Титана». Он сказал, что данные были переданы ВМС США, которые через два дня определили, что это не кто-то стучал по корпусу «Титана». «Они были на 100% уверены, что это не было человеческим по своей природе», — сказал он.
Он также упомянул об «аномалии», соответствующей взрыву, который был обнаружен ВМС США в непосредственной близости от того места, где находился Titan в момент потери связи. Он сказал, что ему сообщили о данных на следующий день после потери «Титана», и в то время эта информация была засекречена.
«Это был один фрагмент данных. Он не был окончательным, — сказал он. — ВМС не могли сказать нам, что это было на 100% окончательно, что это был взрыв».
Раш сказал, что «купит конгрессмена», чтобы решить проблемы «Титана»
Бывший сотрудник OceanGate Мэтью Маккой дал показания на слушаниях в пятницу, что он ушёл из компании, занимающейся подводными аппаратами, после того, как Раш сказал ему, что «купит конгрессмена», чтобы решить проблемы с судном «Титан».
Мэтью Маккой был действующим членом Береговой охраны США до прихода в OceanGate в качестве технического специалиста по операциям в апреле 2017 года, когда компания строила первый прототип «Титана», который никогда не использовался при погружениях к «Титанику». Он сказал, что уволился через шесть месяцев, в сентябре 2017 года, на следующий день после разговора с Рашем.
Маккой сказал, что он сказал Рашу, что обеспокоен эксплуатацией экспериментального судна «Титан» без сертификата инспекции и что оно не будет проверено Береговой охраной США. Он сказал, что Раш ответил, что «Титан» будет эксплуатироваться на Багамах и спускаться на воду из Канады и не будет подпадать под юрисдикцию США.
«Я думаю, я объяснил ему, что если в какой-то момент времени американские пассажиры все равно будут там брать напрокат пассажиров, то, если они прибудут на территорию США, в американский порт, это тоже будет рассмотрено», — сказал Маккой.
По его словам, разговор стал «напряжённым» и закончился заявлением Раша о том, что «если Береговая охрана станет проблемой, он купит себе конгрессмена и заставит её решиться».
«Это останется в моей памяти на всю оставшуюся жизнь, — сказал Маккой. — Мне никогда никто не говорил такого напрямую, и я был ошеломлён. И, по сути, после этого я уволился. Я не мог больше там работать».
На вопрос Морского следственного совета, считает ли он, что Раш пытался его запугать или это было «больше похоже на бахвальство», Маккой ответил, что, по его мнению, Раш пытался «либо запугать меня, либо произвести на меня впечатление».
Маккой, член резерва береговой охраны, сказал, что ему не ясны правила эксплуатации батискафа, но он обеспокоен возможным нарушением закона США. Он сказал, что раздумывал, стоит ли уведомлять береговую охрану, но OceanGate не проводила никаких погружений «Титана» в США.
Он сказал, что впоследствии узнал о жалобе, поданной Дэвидом Лохриджем, бывшим сотруником OceanGate, в 2018 году в Управление по охране труда и промышленной безопасности после его увольнения. Маккой сказал, что он думал, что в тот момент будет проведено «более глубокое расследование» в отношении OceanGate. Дело о преследовании Лохриджа было закрыто в конце 2018 года после того, как они с OceanGate заключили мировое соглашение по своим соответствующим искам, заявили в OSHA. Обвинения Лохриджа в нарушении безопасности в отношении «Титана» были переданы в Береговую охрану, заявили в OSHA.
Маккой рассказал, что перед его уходом прозвучал «тревожный звоночек», заставивший его обеспокоиться деятельностью OceanGate и производством корпуса «Титана» из углеродного волокна.
По его словам, когда он начинал, ему «было совершенно ясно», что OceanGate сотрудничает с Лабораторией прикладной физики Вашингтонского университета и компанией Boeing, «поэтому у них было много того, что звучало как легитимность, в том, что касается проектирования».
Но он сказал, что вскоре узнал, что компания разорвала связи с лабораторией, и Boeing не собирался заниматься укладкой углеродного волокна. Он сказал, что чувствовал, что инженерный отдел OceanGate «не показался ему слишком квалифицированным», и летом, когда он был там, там были в основном «стажёры колледжей».
По его словам, после ухода из OceanGate он долгое время не следил за компанией. «Я просто перестал следить за компанией, не думая, что они когда-нибудь действительно погрузятся на "Титане"», — сказал он.
Береговая охрана продолжает расследование «беспрецедентного» инцидента
OceanGate приостановила все разведочные и коммерческие операции после смертоносного взрыва.
Береговая охрана заявила, что главной целью слушаний было раскрытие фактов, связанных со взрывом, и выработка рекомендаций.
По завершении двухнедельных слушаний вчера днём Нойбауэр заявил, что Береговая охрана проведёт анализ собранных доказательств и предоставит рекомендации командующему Береговой охраны, «чтобы гарантировать, что никому не придется пережить подобный инцидент в будущем».
Нойбауэр сказал, что этот процесс может занять несколько месяцев, но его приоритет — «быстро завершить это расследование, поскольку я чувствую, что на карту поставлены глобальные проблемы».
Нойбауэр сообщил, что любое определение о возможных преступных деяниях будет также направлено командующему береговой охраны, который примет решение о передаче дела в Министерство юстиции.
Национальный совет по безопасности на транспорте позднее опубликует отдельный отчет о своих выводах, включая официальное определение вероятной причины инцидента, сообщил по завершении слушаний Марсель Муиз, следователь Управления морской безопасности агентства.
Нойбауэр выразил соболезнования семьям погибших и поблагодарил более двух десятков свидетелей, давших показания в ходе судебного разбирательства.
«Нужно иметь мужество, чтобы давать показания в центре внимания общественности, особенно после травматического события, — сказал он. —Темы, затронутые во время сессий, часто были очень техническими и эмоционально заряженными, и я благодарен каждому свидетелю, который останавливался и помогал нам в наших усилиях полностью разобраться в этом беспрецедентном инциденте»
По материалам зарубежной прессы.
Все мои предыдущие публикации о прошлогодней гибели батискафа «Титан» и о расследовании этой трагедии на слушаниях береговой охраны США вы можете найти в подборке «Пропавший "Титан"»: