У нас в семье трое детей-инвалидов, да и четвертый о себе сам не заботится. И в учебе тоже не герой. Приходится каждый день выстраивать логистику, что за чем, иначе есть риск упустить самое важное.
Так что же самое важное в быту с детьми? Я считаю, что самое важное - дети должны быть заняты! И желательно с большой пользой. На эту тему есть прекрасный анекдот: "В хорошей семье на двери в туалете с внутренней стороны написано: Не сиди просто так! Думай что-нибудь". Приемномамское сообщество воспринимает любую дельную мысль как руководство к действию. Есть семья, где туалет оклеен таблицей умножения, английскими словами, правилами русского языка. А что делать?!
У нас немножко по-другому. Главное для наших детей - это занятия, школа, уроки. У Мити скрипка, у Сени лошадки, у Светы бассейн и логопед. Для Насти пока что просто важно ходить во-время в школу, и успевать делать уроки. Но я не теряю надежду организовать и для Насти "главные занятия".
Вокруг главных занятий крутится все остальное. Расписание на неделю висит на холодильнике, а еще мы с Андреем на каждый день заранее сверяем планы, кто куда идет, что несет, какая часть режима на чьих плечах. В этом сентябре у нас впервые за 10 лет нет ни одного бэби-ситтера, ни одной няни, ни одного сопровождающего. Дети выросли до определенной самостоятельности, бэби-ситтеры поступили в институты. Няня немножко переключилась на внуков. Но расслабляться нам нельзя! В любом случае нужен контроль и поддержка. Хотя в этом году впервые мы можем уйти в свою комнату на полчаса-час, а все четверо детей будут заниматься своими делами! Фантастика! И даже не разнесут квартиру))
Так я собственно про себя хочу сказать. Вот например, с Сеней уроки учу в этом году я. В прошлом году занимался Андрей, и он понял, что больше никак не может( Теперь я ловлю вечером Семена, и за интерес он старается, решает свои задачки. С русским посложнее, зато по литературе у Семена 4 и 5. Удовольствие посмотреть на хорошие оценки надо "отработать", занимаясь с сыночком домашним заданием. Все это происходит на кухне, во время моих рутинных обязанностей - подать ужин, убрать после ужина, проверить расписание и домашние задания у всех детей. Проверить свои списки дел, что успела, а про что забыла. Получается, что необходимые действия идут параллельно, не особо напрягая. Причем мы с Семеном в любой момент можем прекратить делать уроки. Ничего страшного, если сделать перерыв даже в 15-минутном занятии. ВСе-таки учеба для нас, а не мы для учебы!
Настя вроде бы учится сама, но под присмотром. НЕльзя оставить Настю в своей комнате за своим столом - уроки не будут выучены. Не получается пока что у Насти(( Надо, чтобы Настя была со своими уроками в центре общего внимания. Вот тогда! Все будет сделано. По очереди мы заглядываем к Насте в тетради, то я, то Андрей. Обычно Настя учит уроки по утрам, потому что в школу ей идти в 12:15. Митя тоже три утра в неделю может заниматься уроками. Это очень удобно - взять мальчика со свежей после сна головой, и посадить за сольфеджио, фортепиано, и даже немного успеваем позаниматься музлитературой.
Не будет у Мити в этом году репетиторов по музыкальным предметам, несмотря на то, что он с трудом запоминает все важные правила, термины, названия, фамилии. Иногда прямо даже до смешного доходит. "Кто такой Пер Гюнт?" - спрашиваю Митю. "Композитор", - отвечает Митя.
- В таком случае, кто же такой Григ?
- Друг, наверное, - Митя ищет решение))
Спрашиваю, что писал Пер Гюнт, какую музыку? Вот тут наступает просветление у ребеночка. А! что-то не то! Можно еще подначить немного - наверное, в ля бекар миноре писал, да? Все семь бекаров в этой тональности, помнишь? Ну какой репетитор будет с этим со всем возиться! Митю удается раскачать только на эмоциях, на азарте. 0н пока еще живет своим правым полушарием, как и положено левше. Логика, абстракция, просто информация без эмоциональной окраски в Митину голову не попадает. Так что я должна между завтраком, обедом, магазином, обслуживанием Светы, успеть собрать задание по теории музыки для Мити. И проверить выполнение. Ооооооочень хороша Рабочая тетрадь Калининой! Вот по ней мы третий год идем. Очень хорошо. Музлитературу разложили по композиторам, музыку которых Митя сейчас играет. Великое дело интернет! Почти про каждого композитора есть прекрасные видео, короткие, емкие, интересные. Авось и запомнит Митенька что-то, сможет потом учителю рассказать.
Такой вот быт, которым надо заниматься чуть ли не тайком, в короткие промежутки времени между режимными моментами у детей. Оказалось, что снять постельное белье - постирать - повесить - проветрить подушки - застелить свежее, весь этот цикл вообще можно делать просто по пути. Шла мимо, проверила задание у Мити, заодно перестелила кровать у Семена. А всего лишь 15 лет назад для меня это было целое событие на весь выходной - одну единственную спальную комнату прибрать, белье перестелить. Дети нас очень быстро воспитали, быт перешел на ту позицию, где и было ему место изначально.
Но так получилось, что и мне, и Андрею важно заботиться о своем жилье. Это у нас такой и релакс, и удовольствие. В любой ситуации, как только появляется возможность, мы оба сразу же начинаем улучшать свой быт. При этом у нас дома живут разрушители, в том числе кошка и пес. С чем-то приходится смириться, например, я не утюжу постельное белье и джинсы с майками. Какие-то домашние дела остаются обязательными, вне зависимости от моей загруженности. Например, ежедневная уборка в санузлах. Полы я стараюсь протирать каждый день. Хотя бы в кухне. Разрешила себе швабру, хотя руками конечно надежнее) Андрей при моей первой просьбе сразу же ремонтирует то, что только что обвалилось. Понятно, что это дети нас научили, иначе разрушения будут необратимыми. Андрей каждый месяц что-то подкрашивает, подклеивает, подбивает.
Я знаю, что можно кардинально облегчить себе жизнь в ближайшем будущем, если научить детей выполнять определенные условия в быту. Убирать за собой постели, раскладывать свою чистую одежду по местам, свою обувь протирать, убирать посуду после еды. Мы стараемся научить детей убираться, у Андрея конечно лучше получается, чем у меня. С ним все дети уже научились пользоваться пылесосом. Я пока что не могу похвастать ни одним помощником. Ха! Три года назад мне рассказывали в лицо, что Настю я беру в свою семью, чтобы "Настя убирала за ребенком-инвалидом". Сейчас у меня простая цель - надо, чтобы Настя убирала за собой. Вот свежую простыню Настя научилась стелить на свою кровать. Пододеяльник с одеялом, конечно она доверяет мне.
Если прикинуть наш быт по затратам времени, то получается, что основное мое время уходит на организацию питания. Все наши дети дома едят три обязательных раза. Завтрак, обед и ужин для всех должен быть. Настя научилась ходить в школьную столовую на завтрак и обед, и теперь прибегает на кухню после школы с криком: дайте скорее мне что-нибудь поесть! Конечно, Настя, бери все, что видишь. Так вот, по времени у меня получается не менее пяти часов каждый день забирает только кухня. Еще надо успевать с одеждой разобраться. Постирать, разложить по шкафам, проверить состояние. Выкинуть старое, заказать новое. Меняется сезон, меняется погода - надо выкладывать в прихожую обувь по сезону, одежду. Хорошо, что я теперь не оставляю храниться ни обувь, ни одежду "на всякий случай". Лежит только то, что будет носиться в ближайший сезон.
Вообще проблемы с уборкой - это проблемы прежде всего финансовые. Я стирала коврики из кухни и прихожей весь прошлый год, чуть не каждую неделю, то один, то другой. Кошка оставляла метки, Сеня старался, собака ходит и разбрасывает вокруг себя песок и шерсть. Оказалось, что намного дешевле купить новые коврики. Раз! И одним движением руки стало намного чище и приятнее, с новым-то ковриком. Теперь такие коврики сильно подешевели конечно, относительно других товаров. Сильно упрощает жизнь, когда в избытке постельное белье, полотенца. Заранее покупаю много разных салфеток. Чистящие порошки в трех экземплярах - чтобы расставить у трех раковин и не ходить каждый раз "убирать на место". Место порошков теперь там, где они используются.
Вспоминается, как много времени уходило во время уборки в родительской квартире на протирание поверхностей. Для зеркал - одна тряпочка, для столов - другая, для подоконников - третья. Помню, как я бегала по 4-м комнатам родительской квартиры, носила то одну тряпочку, то другую. Теперь я разрешила себе протирать зеркала полотенцем, которое сейчас все равно идет в стирку. Двери можно протирать салфетками, раз в неделю только вымыть как положено - с порошком и надежной тряпочкой! Как мама учила.
Поверхностей у нас тут не очень много, и большинство должны быть всегда свободными. Это ооочень экономит время уборки, когда можно просто смахнуть пыль, пропылесосить, поставить посуду в посудомойку. А сама, конечно, собрала детей и веду гулять. Вот оно для чего, упрощение быта! Чтобы успевать возглавить детские события.
А где про "не уставать"? Спросит внимательный читатель? Да я устаю, конечно. Все-таки скорости с годами не прибавляется. Здесь главная фишка - успевать остановиться до того, как что-нибудь уже заболит. Поэтому у детей два родителя! Пока один упал, второй руководит процессом. Побывала у остеопата недавно, он мне нажал какую-то точку, и я лучше себя ощущаю, быстрее засыпаю и вообще выравнивается настроение.
А еще домашняя бытовая логистика сразу выстраивается вокруг того, что мне лично нравится. Мне нравится учить Митю музыке, пусть даже это не просто. Мне нравится возить детей на лошадках кататься. Мне нравится ходить со Светой в кафе. Собаку вот завели для детей, на самом деле конечно мне собака приносит много удовольствия.