Колумбия страна, где большая часть населения провела всю жизнь в условиях постоянного военного конфликта. Правительство, картели, ультраправые парамилитари и ультралевые повстанцы десятилетиями ведут бои, похищают людей и захватывают целые районы страны.
В 2016 году правительство подписало мирные договорённости с самой крупной группой левых повстанцев FARC. Но до мира и безопасности ещё далеко.
Одна из важнейших частей плана по установлению порядка в стране - строительство дорог и инфраструктуры. Которые, в том числе, должны решить проблему потери управления в труднодоступных ранее районах и уменьшить экономическое неравенство. Поэтому во время военных кампаний нулевых за контроль над дорогами разворачивались серьёзные бои. Естественно, что если контроль правительства над определённым районом ослабевал, то альтернативные группы захватывали там власть.
Соответственно, строительство и охрана шоссейных дорог, мостов и других объектов одна из ключевых задач правительства. Особенно в районах, где основной бизнесс связан с выращиванием коки. Интересно, что FARC утверждает, что также занимается строительством дорог и претендует на постройку (или владение) почти четырьмя тысячами километров. Не до конца понятно, насколько обоснованы подобные претензии, но по ним хорошо видна важность вопроса дорог для Колумбии.
С чисто военной точки зрения дороги дают войскам доступ и обеспечивают логистику. В условиях экстремального бездорожья в Колумбии альтернатив асфальтовым путям во многих районах, практически, нет. Также, по контроллируемым районам не смогут передвигаться враги, или их "экономическая" поддержка в виде наркотрафика. Если добавить, что половина страны (по оптимистическим оценкам) не платит налоги, то обеспечение доступа становится и вопросом уже правительственного бюджета.
Президент Колумбии (2002-2010) Альваро Урибэ объявил национальную программу безопасности шоссейных дорог. В рамках которой для военных вводится план "Метеор".
В рамках плана создавались механизированные роты контроля дорог. Первые 7 созданы в 2003 году на базе дивизий колумбийской армии.
Уже к 2012 году таких рот станет 12. Большая часть машин для этих рот предоставлена в долг колумбийским национальным дорожным институтом. Даже в 2019 году, более двух третей машин все ещё предоставлялись гражданским министерством (395 гражданских машин и 143 военных).
Опыт первых лет показал, что механизированные роты уязвимы во время движения, поскольку ориентированы на выполнение основной боевой задачи. Они несут потери и теряют фактор внезапности при рейдах по дорогам в недружественных районах. Поэтому с учётом четырёхлетнего боевого опыта в 2007 году появилась "инструкция по действиям механизированных рот контроля дорог".
Рота состоит управления: офицер, сержант и два солдата на пикапе. Двух моторизированных взводов, в каждом офицер, 5 сержантов и 36 солдат. И взвода "наблюдения и реагирования" в котором один гражданский водитель, офицер, 5 сержантов и 42 солдата. Последние взвода бывают двух типов, и второй по-настоящему уникальный, и вынесен в название статьи. Но пойдём по порядку.
Моторизированный взвод обеспечивает разведку дорог, сопровождение при движении, охрану блокпостов, уничтожение вражеских блокпостов и огневую поддержку вооружением машин.
В составе взвода штаб из 2 человек. Секция разведки, секция огневой поддержки и группа обеспечения.
Группа обеспечение из 4 человек на одном из трех вариантов грузовиков: Шеви Кодиак, Форд 800 или Зузуки. При движении идёт последним в колонне и обеспечивает медицинскую эвакуацию.
Разведка из двух отделений передвигается на двух грузовиках, соответственно. Среди вариантов машин М715 времен Вьетнама, М462 и Хамви в варианте с "лавками" в кузове.
В машине размещается 8 человек. Из тяжелого вооружения пулемёт М60, револьверный гранатомёт 40мм и лёгкий миномёт, как правило, калибра 60мм.
Два отделения огневой поддержки обеспечены легкобронированными грузовиками М36А2 с пулемётом 50 калибра направленным вперёд и двумя 7,62мм пулеметами М60 по бортам. Это настоящий "вьетнамский ган-трак". Хорошо видно, что механизированные взвода не обладают большим количеством десанта и действуют, в первую очередь, на технике.
А теперь самое интересное.
Взвод наблюдения и реакции обеспечивает передовое охранение и разведку, уничтожение блокпостов, огневую поддержку, наблюдение.
В составе штаб из двух человек. 10 мотоциклов, по два бойца на каждом.
В первом типе взвода отделение поддержки с пулеметом и гранатометом на пикапе. Грузовик обеспечения и две легковых машины для скрытого наблюдения и разведки.
В первом типе взвода на бронированном гражданском грузовике передвигается стрелковое отделение, "охотники за блокпостами". Водитель грузовика - гражданский персонал.
А вот во втором типе взвода- уже большое количество пехоты (23 человека), которая скрытно передвигается в бронированной боевой фуре. Броня по 5 уровню выдерживает выстрел патроном 7,62 НАТО бронебойной пулей.
Все военнослужащие, включая командира взвода, размещаются в бронированном прицепе. В кабине только гражданский водитель, что должно обеспечить дополнительную скрытность. В прицепе 4 камеры наблюдения и турели два двух пулемётов М60.
Для обмана возможных информаторов врага, такие фуры не паркуют на военных и правительственных объектах, на прицеп наносят эмблемы транспортных компаний. Чтобы свести к минимуму необходимость покидать фуру внутри установлены кондиционер и туалет (примерна на 500 применений). При такой маскировке фото машин мало, но они подробно описаны в доктрине и есть в штате.
Как на боевых фурах, так и на грузовиках, поддерживается максимальная скрытность передвижения. В идеале, они должны подойти к блокпосту, обнаруженному разведкой на легковой машине, максимально близко и далее выставив пулеметные турели и спешив десант атаковать его. Отделение на пикапе и мотоциклисты поддерживают огнём и маневром. Общая длина ротной колонны в движении до 10км.
Сейчас роты дорожной кавалерии сведены в лёгкую кавалерийскую бригаду и дополнены некоторым количеством более современных бронеавтомобилей. Бригада разделена на 4 группы, ответственные каждая за свой регион.
Информация взята и переведена из видео Why Colombia Raised a Highway Cavalry Corps