На улице испанского городка монах наблюдает за парнем, которому никак не удаётся завести мотоцикл. Парень сердиться и ругается:
- Что за чертовщина!? Чёрт бы его порбрал!! Тысяча чертей!!!
Монах подходит поближе и говорит укоризненно:
- А вы бы вместо ругани сказали: "Помоги мне Бог!".
Парень говорит:
- Помоги мне Бог!
Мотор запускается, и парень уезжает. Ошеломленный монах таращит глаза:
- Что за чертовщина!?
Очень часто на различных форумах люди задают вопросы типа "Почему мой мопед заглох и не заводится?", и зачастую получают кучу советов что надо заменить. Иногда доходит до совета поменять мопед на более "крутой".
На самом деле основные неисправности двигателя способен диагностировать даже технически неподготовленный человек. Давайте разбираться по-порядку.
Итак, для стабильной работы двигателя нужны три условия:
- Хорошая искра на электродах свечи, в нужный момент.
- Наличие "правильной" рабочей смеси в камере сгорания.
- Наличие "компрессии", то есть исправная пара цилиндр-поршень и правильно работающие клапана.
Не нужно быть опытным механиком и иметь кучу дорогих инструментов, чтобы провести диагностику своему мопеду. Рассмотрим простые методы нахождения неисправности. Проверять нужно всегда по методике "от простого к сложному".
Внешний осмотр
Если мопед еще вчера работал "как часы", а сегодня отказывается заводиться - вспомните что с ним происходило в этот промежуток времени. Может вы вносили изменения в электросхему, либо регулировали карбюратор, или мыли мопед, либо проводили еще какие-то работы - иногда это помогает локализовать неисправность. Если есть возможность - верните все обратно.
Перед началом проверки внимательно осмотрите мопед. Возможно вы заметите оторвавшийся или оголенный проводок или еще какую-нибудь мелочь.
Проверяем систему питания двигателя
В первую очередь нужно убедиться, что в бензобаке есть достаточное количество бензина.
Внутри бензобака есть небольшая трубка-фильтр, которая отбирает бензин не со дна бензобака, а чуть выше. Поэтому может оказаться, что бензин в баке еще есть, но в карбюратор он не поступает. Если есть возможность - долейте бензин хотя бы до половины бака, и попробуйте снова запустить мопед. Возможно причина именно в этом.
Также нужно знать, что топливный кран мопеда "Альфа" имеет три положения:
- положение "ON" - в этом положении бензин забирается на некотором расстоянии от дна бензобака, оставляя немного топлива "в резерве"
- положение "OFF" - в этом положении подача топлива отключена
- положение "RES" - бензин поступает со дна бензобака, расходуя остатки топлива. Это положение нужно, чтобы доехать до заправки, когда закончился основной объем топлива.
Обычно на рычажке краника есть стрелка, указывающая на текущее положение. Если вы не знаете в каком положении находится топливный кран (например нет надписей на его корпусе) - попробуйте установить его в другое, возможно это поможет.
Очень удобно проверять подачу бензина, если у вас прозрачная трубка от бензобака до карбюратора, либо установлен сменный прозрачный бензофильтр. В этом случае сразу видно есть бензин или нет.
Также есть еще одна простая проверка системы питания: набрать небольшое количество (5-10мл.) бензина в шприц, снять трубку забора воздуха с карбюратора и залить бензин прямо во впускной патрубок. Если после этого мопед будет заводиться, или как говорят "схватывать" - значит причина точно в подаче бензина и нужно проверить подачу топлива и настройки карбюратора.
Проверка наличия искры и состояния свечи
Это довольно простая проверка, которую провести может каждый владелец мопеда, имея под рукой только свечной ключ или запасную свечу. Причем если выкрутить свечу из двигателя - можно заодно оценить ее состояние. А по цвету нагара можно понять насколько правильную рабочую смесь готовит карбюратор.
Итак, если вы выкрутили свечу из двигателя - обратите внимание на нагар, который покрывает центральный электрод. Нагар должен быть коричневого или светло-коричневого цвета (рисунок 1).
Если нагар черный (рисунок 2) - это говорит о том, что смесь слишком богатая, либо неисправна свеча, либо двигатель "жрет" масло. Если нагар похож на белый налёт (рисунок 3) - это значит, что карбюратор готовит слишком бедную смесь. А если вы увидели красноватый нагар на электродах (рисунок 4) - значит пора сменить заправку, топливо скорее всего некачественное, с большим содержанием присадок. Возможно причина плохой работы двигателя будет понятна уже по этим признакам.
Также обратите внимание на наличие жидкости на свече. Если свеча "мокрая", то есть на свече есть бензин - значит бензин все-таки поступает в камеру сгорания, но не воспламеняется. Есть как минимум три причины почему свеча может быть мокрой:
- попытки завести двигатель с выключенным зажиганием - если долго крутить двигатель кикстартером, то свечу просто зальет топливом и она не сможет нормально работать. Для решения проблемы свечу нужно просушить, например прогреть зажигалкой
- неисправна свеча зажигания - если пробита изоляция свечи, или нарушен зазор - свеча не будет нормально работать. Здесь поможет только замена свечи на заведомо исправную.
- неисправна система зажигания
Теперь одеваем на свечу наконечник и прижимаем ее к металлической поверхности, например к головке двигателя, включаем зажигание и крутим двигатель кикстартером. Удобней проверять искру вдвоем, чтобы один человек держал свечу, а второй крутил двигатель. Но в принципе можно справиться и одному человеку. Будьте осторожны - на центральном электроде свечи высокое напряжение. Не убьёт, но щипнёт неприятно.
Если искры нет - значит виновата система зажигания. Проверьте все провода на наличие обрыва, или замыкания на массу. Вот электросхема для мопеда Альфа. Все разъемы электропроводки должны быть соединены. Если есть возможность - замените катушку зажигания на заведомо исправную. Проверьте не повреждены ли катушки генератора. Более подробно можно почитать в статье "Пропала искра у мопеда, что делать?"
Если не можете разобраться в проводке - обратитесь к тому, кто умеет это делать.
Если искра есть - то скорей всего проблема в системе питания. Закручиваем свечу на место и продолжаем.
Замеряем компрессию
Компрессия - это давление в цилиндре к концу такта сжатия. Величина этого давления позволяет оценить состояние двигателя. У исправного прогретого двигателя мопеда "Альфа" компрессия должна быть не менее 8-10 кг/см² ("атмосфер"). Если меньше - значит двигатель неисправен: либо изношены поршневые кольца, либо пропускают клапаны, либо прогорела прокладка головки. Скорей всего двигатель надо будет разбирать.
Замер компрессии производится компрессометром - специальным манометром, который вставляется или вкручивается (в зависимости от конструкции) вместо свечи зажигания.
Перед замером компрессии двигатель желательно прогреть, но если он не заводится - придётся измерять на холодном. Также желательно открутить карбюратор или открыть дроссельную заслонку и отключить подачу топлива.
Двигатель нужно вращать электростартером или кикстартером до тех пор пока показания компрессометра не перестанут увеличиваться.
При компрессии меньше 8 атмосфер, нужно залить в свечное отверстие при помощи шприца 10-15 мл моторного масла. Если после этого компрессия заметно возрастет - значит изношены поршневые кольца. Если нет - значит проблема в клапанах или приводе распредвала. Наиболее частая причина: оборвана или "проскочила" цепь привода распредвала, либо погнуты/сломаны клапаны.
Проверяем момент зажигания
Если искра есть, топливо поступает, компрессия в порядке, но мопед все равно не запускается - возможно сбит момент зажигания.
На двигателях 139fmb, которые ставятся на Альфу, момент зажигания не регулируется. Он жестко задан положением ротора генератора на коленчатом валу. Коленвал двигателя со стороны генератора имеет коническую поверхность на которую плотно посажен ротор генератора (он же маховик). Правильное положение ротора задается при помощи шпонки, которая вкладывается в шпоночный паз коленвала.
Проверить это можно визуально (снять крышку генератора, открутить гайку, крепящую маховик и посмотреть совпадают ли пазы). Но не всегда паз на коленчатом валу можно увидеть (зависит от конкретного экземпляра), поэтому есть более надежный способ: купить или одолжить у кого-то стробоскоп (во многих автосервисах он есть), открутить заглушку на крышке генератора и проверить что вспышки происходят в момент появления в окошке метки ||.
Если мопед не заводится "на холодную"
Иногда бывает, что мопед никак не хочет запускаться после нескольких часов простоя. При этом после прогрева он работает и заводится стабильно. Разберемся почему так происходит.
Когда двигатель холодный - все зазоры (в поршневой, в клапанах и т.п.) далеки от идеала. Плюс топливо, попадая на холодные детали двигателя, испаряется хуже и следовательно хуже воспламеняется. Из-за этого при холодном пуске двигателю нужна более богатая смесь, чем обычно. Именно для этого на карбюраторных двигателях делают устройства для обогащения смеси при пуске.
На мопеде Альфа (и ему подобным), установлена воздушная заслонка (на рисунке желтого цвета). Она уменьшает поток воздуха и этим обогащает рабочую смесь. Заслонка имеет два положения: "закрыта" - рычаг поднят вверх, "открыта" - рычаг опущен вниз. При запуске "на холодную" воздушную заслонку нужно закрыть (поднять рычажок вверх). Когда двигатель поработает немного с закрытой заслонкой - ее нужно открыть. Езда с закрытой заслонкой приведет к повышенному расходу топлива и образованию нагара на свече и поршне.
Подводим итоги
Как видим - для поиска неисправности достаточно выполнить ряд действий, не требующих специальных знаний. Это по силам любому владельцу техники.
Не забудьте подписаться и поставить лайк. Это помогает развитию канала.
Если заметили ошибку или неточность в статье - напишите комментарий.