Безусловно, разоблачённый разведчик испытывает колоссальный стресс, даже будучи уверенным, что его обменяют. Но есть ещё одна проблема, о которой мало задумываются - какой настоящий шок, не только языковой, но и культурный, испытывают дети нелегалов, узнав, кто их родители и где их настоящая Родина.
Совсем недавно мы видели, как встречал нелегалов Дульцевых в Москве у трапа сам президент Путин. Сам факт торжественного приема семьи главой государства дополнительно продемонстрировал детям российских разведчиков то, что их родители истинные герои для своей страны. Даня и Софи узнали о своих истинных корнях только во время полета. Сообщалось, что это особенно это растрогало младшую дочь, которая так и не могла поверить в происходящее. Старший сын Дульцевых, по словам родителей, отнесся к внезапному открытию более сдержанно, но не менее воодушевленно.
Ничем не отличалась ситуация и в советское время. Часто дети разведчиков не знали не только языка, но и были невероятно далеки от самой культурной среды страны. Так сын советского агента в Канаде Всеволода Соколова Александр ни знал ни слова по-русски, а потрясение из-за смены обстановки было столь велико, что он долгое время вообще не мог говорить. А потом он не только замечательно освоил родную речь, но и стал впоследствии известным писателем-модернистом. Но...уехал из Советского Союза. И это касается не только этого отдельно взятого случая. Практически все дети сложно переживали внезапную смену привычной от рождения обстановки.
И всё же - часто проявляли свою непосредственность и гибкость. Показательной в этом отношении является судьба Надежды (Романеллы) Григулевич. Её отец - легендарный разведчик Иосиф Григулевич считается одним из самых успешных нелегалов за историю наших спецслужб.
В 1953 году Григулевич вернулся с семьей в Москву. Рожденная в Риме дочь Романелла (отсюда собственно и имя) адаптировалась на удивление быстро. Поначалу девочку именовали не иначе как Ромашкой, а позже родители решили поменять экзотическое для СССР имя на более привычное - Надежда.
К сожалению, не всегда переезд позитивно сказывался на детях и подростках. Так два сына разведчиков в Канаде Андрея Безрукова и Елены Вавиловой так и не смогли свыкнуться с произошедшими переменами в их жизни. Они были уже в осознанном возрасте - одному было 16, а второму 20 лет. Кризис идентичности подвиг молодых людей обратиться в суд с требованием восстановления их канадского гражданства, который был позже удовлетворен. И всё же, став старше, они смогли понять своих родителей.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Судьбы детей разведчиков складываются по-разному. Многое зависит не только от обстановки внутри семьи и от отношения к ним властей страны и её простых граждан. Важно понимать, что люди, работающие на благо Родины за границей подвергают опасности не только себя, но и собственные семьи, самые младшие члены которых обычно и не подозревают об этом.
К счастью практически все ребята из таких семей имеют хороший интеллектуальный потенциал, что способствует тому, что приспосабливаются они к изменениям намного быстрее. Также в нашей стране работает особая служба, главной задачей которой является адаптация детей нелегалов, которые возвращаются в страну. За длительное время работы её сотрудники накопили значительный психолого-педагогический опыт и успешно справляются даже с непростыми случаями.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.