На этой неделе энтузиасты науки праздновали день рождения выдающегося ученого-физиолога Ивана Петровича Павлова, ставшего первым российским лауреатом Нобелевской премии. Мало кто знает, но в Петербурге был и свой Нобель: первым фондом поддержки научных исследований в России стало Леденцовское общество, основанное в 1909 году. В нашем городе и сегодня работают научные учреждения, созданные на его средства или получавшие от него помощь.
«Принести возможно большую пользу»
Леденцовское общество появилось на свет благодаря последней воле Христофора Леденцова — вологодского купца первой гильдии и благотворителя, обладателя крупного состояния и огромного собрания книг по науке и технике. Он завещал больше миллиона рублей и все свое имущество на создание «Общества содействия успехам опытных наук и их практических применений».
Доходы общества направлялись на поддержку открытий и изобретений, «которые при наименьшей затрате капитала могли бы принести возможно большую пользу для большинства населения». Леденцова часто называют русским Нобелем, но, возможно, его миссия была куда важнее: если нобелевские премии вручают за уже сделанные открытия, то его фонд помогал эти открытия приближать.
Радий Вернадского
В 1910 году академик Владимир Вернадский выступил с публичным докладом «Задача дня в области радия». Задача состояла в поиске и исследовании запасов радиоактивных руд — источника нового вида энергии, которую уже тогда называли атомной. Леденцовское общество выделило средства на экспедиции и закупку оборудования для лаборатории Вернадского.
Лабораторию оборудовали в бывшей мастерской Архипа Куинджи в доме на углу набережной Макарова и Биржевой линии — сейчас там музей-квартира художника. После революции лаборатория стала частью Радиевого института Академии наук. Сегодня это Радиевый институт имени В. Г. Хлопина, который по-прежнему работает в Петербурге.
Башня молчания
Одна из крупнейших субсидий общества пошла на строительство новой лаборатории в Институте экспериментальной медицины на Аптекарском острове. Здание спроектировали по указаниям нобелевского лауреата Ивана Павлова. Здесь он проводил опыты по условным рефлексам — те самые эксперименты с собакой и звонком, знакомые всем по школьной программе.
В лаборатории устроили камеры, изолирующие собак от звуков, вибрации и прочих посторонних раздражителей, и вскоре за зданием закрепилось название «башня молчания». Сегодня здесь работают последователи Павлова и сохраняется его мемориальный кабинет. Увидеть «башню молчания» своими глазами можно во время нечастых экскурсий по институту.
Химическая библиотека
Материальную поддержку получало и Русское химическое общество, учрежденное при Петербургском университете по инициативе Дмитрия Менделеева. Общество издавало свой журнал, собирало научную библиотеку, на его заседании был сделан исторический доклад об открытии Периодического закона химических элементов.
Библиотека общества выписывала русскую и зарубежную периодику, получала редкие издания от жертвователей и пополняла фонды обменами с другими учреждениями. Сейчас библиотека насчитывает более 180 тысяч томов и хранится в историческом здании университетской химической лаборатории. Лучший вид на лабораторию, построенную во дворах Двенадцати коллегий, открывается из Ботанического сада СПбГУ.
Традиции продолжаются
Леденцовское общество просуществовало до 1918 года. Фонд успел помочь научной работе десятков российских ученых, в том числе отца русской авиации Николая Жуковского и основоположника космонавтики Константина Циолковского. Сегодня дело общества продолжает премия Христофора Леденцова, учрежденная три года назад все с той же целью — поддержать развитие наукоемких технологий и их практическое применение.
Текст: Дмитрий Мантуров
#большаяпрогулка