Найти тему
Мир машин.

Жигули.

Несмотря на то, что производство ВАЗ-2101 было прекращено в 1983 году, машину до сих пор можно встретить на дорогах.

19 апреля 1970 года в СССР были собраны первые автомобили ВАЗ-2101 "Жигули". Свое название машина получила от Жигулевских гор – они расположены напротив города Тольятти, в котором производились авто. В народе "Жигули" называли "единичкой", а в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось прозвище "копейка". Как складывалась раллийная карьера ВАЗ-2101? И почему производство автомобилей было прекращено?

Добавлино из Яндекс браузера
Добавлино из Яндекс браузера

Лучший отечественный автомобиль XX века

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны в 1970 году на Волжском автомобильном заводе. Это был заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. До конца года было собрано 21 530 машин, а в 1971 году – 172 175. Пик пришелся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году. Всего с 1970 по 1988 годы завод выпустил 4,85 миллиона автомобилей ВАЗ-2101 всех модификаций с кузовом .

В мае 1972 года ВАЗ получил Международную премию "Золотой Меркурий" за выпуск данной модели. А в 2000 году по результатам опроса журнала "За рулем" ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века. Производство "копейки" было прекращено в 1983 году из-за увеличения производства новой модели ВАЗ-2105.

История создания "копейки"

Советский ВАЗ-2101 был прототипом итальянской Fiat 124. Однако в силу особенностей проселочных дорог в СССР в конструкцию автомобиля было внесено больше количество изменений.

История создания "копейки" начинается в 1966 году. Тогда, 16 августа" в Москве было подписано соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом о сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В рамках данного соглашения был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР и модели автомобилей – две машины в комплектации "норма" с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), а также автомобиль "люкс" (ВАЗ-2103).

Прототипом для ВАЗ-2101 стал Fiat 124, который получил титул "Автомобиль года" в 1967 году. Однако в ходе испытаний итальянской машины на советских дорогах были выявлены серьезные проблемы. В частности, большие вопросы вызвала долговечность кузова и задних дисковых тормозов, а также нижневальный двигатель. Кроме того, проблематичной эксплуатацию машин на проселке делали маленький дорожный просвет и отсутствие буксирных проушин.

Итальянские конструкторы учли замечания советских специалистов. Так, были изменены трансмиссия, подвеска и ходовая часть, внедрен открытый вал с промежуточной опорой, усилено сцепление, доработана конструкция синхронизаторов в КПП, а сзади появились барабанные механизмы. Помимо этого, появилась возможность трансформации сидений в полноценные спальные места. Кроме того, "копейка" получила травмобезопасные наружные ручки дверей и наружное зеркало заднего вида. В общей сложности в конструкцию Fiat 124 было внесено свыше 800 изменений, после чего он получил наименование Fiat 124R.

Добавлено из Яндекс браузера
Добавлено из Яндекс браузера

Модификации

За всю историю существования "копейка" неоднократно подвергалась изменениям – модернизировался кузов, перемещались отражатели, менялся салон и двигатели.

1970-1983 годы – ВАЗ-2101 "Жигули", двигатель 1,2 л и 64 л. с.;

1974-1983 годы – ВАЗ-21011 "Жигули-1300/Lada-1300", двигатель 1,3 л и 69 л. с.

1977-1988 годы – ВАЗ-21013 "Жигули-1200s/Lada-1200s", двигатель 64 л. с., рабочий объем 1,2 л.

1974-1982 годы – праворульные ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014 для экспорта в страны с левосторонним движением.

Малосерийные:

ВАЗ-21015 "Карат" – модификация для спецслужб, оборудованная двигателем ВАЗ-2106, дополнительным бензобаком, пружинами задней подвески от ВАЗ-2102, точками для установки спецоборудования.

ВАЗ-21018 – роторный односекционный двигатель ВАЗ-311, 70 л. с.

ВАЗ-21019 – роторный двухсекционный двигатель ВАЗ-411, 120 л. с.

ВАЗ-2101 – с кузовом пикап, имевший грузоподъемность 250-300 кг.

Специальные:

ВАЗ-2101-94 – представлял собой ВАЗ-2101, укомплектованный двигателем рабочим объемом 1,5 л от ВАЗ-2103. Предназначался для спецслужб.

ВАЗ-21016 – кузов ВАЗ-2101 с 1,3 л двигателем ВАЗ-21011.

Экспорт

В свое время в страны социалистического содружества – ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию, Югославию – было отправлено более 57 тысяч экспортных автомобилей под названием Lada 1200. Советские машины появились также на дорогах ФРГ, Великобритании, Франции, Австрии, Финляндии, Швейцарии, Египта, Нигерии и Швеции.

ВАЗ-2101 стал родоначальником целого семейства машин, который назывался "классика". На Кубе практически на полупромышленной основе выпускаются "лимузины" ВАЗ-2101, используемые в качестве маршрутных такси.

Участие в гонках

В 1971 году состоялся дебют ВАЗ-2101 на спортивной арене. Автомобиль принял участие в командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли в Риге. "Копейка" участвовала и в других гонках:

Чемпионат СССР по кольцевым гонкам – машины вывели в отдельный класс "Жигули".

"Тур Европы-71", 1971 год – маршрут ралли был проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы, общая протяженность дистанции – 14 тысяч километров. В результате команда ВАЗ-Автоэкспорт завоевала "Серебряный кубок" в командном зачете, а экипажи Гирдаускас-Мадревиц и Лукьянов-Карамышев удостоились также наград в личном зачете.

"Тур Европы-73", 1973 год – команды на ВАЗ-2101 завоевали золотой и серебряный кубки.

Гонка исторических автомобилей на трассе "Нюрбургринга", 2004 год – финишировал на тридцатой позиции в абсолюте и на первом месте в классе.

FHR Historischer Langstrecken Cup, 2010 год – соревнование проводилось на полной версии трассы Нюрбургринг. Экипаж занял 56 место в абсолюте из 70 автомобилей.

Как дорабатывают "копейку"

Несмотря на то, что производство "копейки" было прекращено в 1983 году, машину до сих пор можно встретить на дорогах. Автолюбители продлевают жизнь "Жигулям" благодаря тюнингу. Так, классический ВАЗ-2101 превращается в модную машину с нотками ретро.

ВАЗ-2101 MME OFF ROAD

Московское ателье MME Garage решило превратить ВАЗ-2101 во внедорожного монстра на огромных колесах с кастомной лифтованной подвеской. К "Жигулям" добавили турбированный 1,6-литровый силовой агрегат, который выдает 300 л. с., а кузов перекроили, полностью изменив форму колесных арок.

Добавлено из Яндекс браузера
Добавлено из Яндекс браузера

ВАЗ-2101 с прицепом

Владелец одной из "копеек" сделал прицеп машину с прицепом из половинки другого ВАЗ-2101. Он распилил кузов автомобиля пополам в районе центральной стойки, а в днище вварил "дышло". Передняя часть прицепа была закрыта сплошным листом металла, а сам кузов выкрашен в единый с автомобилем цвет. Последним штрихом стали колесные диски одинакового дизайна и забавная наклейка на передней части прицепа.

Реплика Fiat 124 на базе ВАЗ-2101

Реплика Fiat 124 – еще один необычный вариант тюнинга "Жигулей". На поиск оригинальный запчастей из Италии было потрачено много времени и средств. На машине заменили почти все детали интерьера и экстерьера на оригинальные итальянские: фары, колпаки, ручки, стекла, накладки, шильдики, таблички. Даже установили итальянскую магнитолу тех лет.

ВАЗ-2101 с турбодвигателем

Другой владелец "копейки" решил отличиться, сделав ВАЗ-2101 с 16-клапанным двигателем 21126, дополненным турбиной ТД04HL. Он доработал подвеску, которая получила амортизаторы и пружины KYB, а также тормозную систему (четырехпоршневые суппорта Brembo). Рулевую рейку автовладелец позаимствовали от Mercedes-Benz E320, установил 16-дюймовые литые диски, линзовую оптику и окрасил кузов в ярко-оранжевый цвет.

ВАЗ-2101 BADVAZ для дрифта

Из заднеприводных "Жигулей" также пытались сделать дрифт-кар, оснастив их 1,6-литровым мотором от Lada Priora с доработанной ГБЦ, тубонаддувом и новыми валами. Передняя подвеска была модифицирована с использованием элементов от BMW E30 и деталей H&R.

ВАЗ-2101 Brilliant Green

Оригинальный тюнинг сделал другой любитель "копейки". Он установил на ВАЗ-2101 заниженную подвеску и большое количество деталей от ранних "Жигулей". Из нестандартного на машине появилась оригинальная передняя решетка, губа под бампером и комплект четырехспицевых колесных дисков. В салоне можно также найти руль от Fiat 124 Spyder и редкую экспортную приборную панель с ранней торпедой.

Авто
5,66 млн интересуются