Найти в Дзене
Воскресная школа

Бойтесь прелести! Бойтесь своей же гордости!

"Диавол, прельщавший их" (Откр. 20, 10).

Слово "лесть" обозначает обман, ложь. Люди, любящие лесть, находятся во власти тёмной силы.

Ей легко обмануть тех, кто лишен благодати.

фото из открытого источника Яндекс. Картинки.
фото из открытого источника Яндекс. Картинки.

Самая страшная страсть -это гордость. Отсюда её последствия - самомнение, самоуверенность, непослушание и т. д.

На таких-то людей легко действовать лестью.

Один человек стал пересуживать духовников и старцев, как бы разбираясь в них. И стал говорить: и тот нехорош, и другой нехорош, и что только один старец Зосима - настоящим старец. Так появились в его душе гордость и прелесть.

Через некоторое время он стал говорить, что Зосима - нет. Только один Макарий - достойный старец. Прошло время. Он стал говорить: "Что такое Макарий? Только святитель Иоанн Златоуст - достойный.

Еще дальше стала возрастать прелесть, и он стал говорить, что только один Бог свят. Наконец, он возгордился и против Бога и сошел с ума.

Как видно из приведенного рассказа, к росту гордости и состоянию прелести послужило пренебрежение авторитетом. Вначале он не стал слушаться старца-духовника и постепенно дошел до своей гибели.

Молодой человек, имея высшее образование, загорелся Христовой верой. Он крестился, а с ним и его жена и ребенок.

В его характере сохранились самомнение и самоуверенность.

Он стал толковать текст - "один у вас Учитель - Христос" (Мф. 23, 8) - так, что ему ни у кого не надо учиться, ни советоваться, кроме Самого Господа.

Он поступал самовольно, делая много неправильного, не понимая заповедей Христовых.

Он разошелся со всеми друзьями из христиан и стоял одиноко. Кончил он печально: бросил жену с ребенком и заболел психически.

Поскольку неверие базируется на гордости и самообольщении, то и все потерявшие веру атеисты были в обмане от темной силы.

Еще более категорично о прелести пишет Игнатий Брянчанинов:

"Прелесть, т.е. повреждение естества человеческого, есть состояние всех человек без исключения, произведенное падением праотцев наших. Все мы - в прелести.
Величайшая прелесть - признавать себя свободным от прелести. Все мы обмануты, все обольщены, все находимся в ложном состоянии, нуждаемся в освобождении истиною".

Каждый человек бывает в большей или меньшей Степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, - вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях - снова прелесть; принял похвалу, усладился ею - и это прелесть.

Св. отцы различают при этом два рода духовной прелести.

Первый вид - человек воображает, что он видит Господа и Божию Матерь,

Второй вид- человек мнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец и чудотворец, что он призван учить и руководить людьми.

Всякая прелесть основывается на духовной гордости человека. Чтобы избежать прелести, надо иметь покаяние, смирение.

Начало прелести:

1) Самонадеянность.

2) Устремление на себя - "эгоцентризм".

3) Пренебрежение заповедями Господа.

Как предохранить себя от прелести:

1) Нужно руководствоваться мнением и советами тех из христиан, которые преуспели в духовной мудрости.

2) Каждому из христиан надо изучать Священное Писание и писания св. отцов Церкви.

3) Всем также надо очень опасаться мнения, которое расходится с Церковью.

4) Нужно быть чуткими к мнению друзей и окружающих, быть внимательным к их суждениям и продумывать все свои разногласия с ними. Надо понимать, что Господь часто обличает нас устами наших близких.

В заключении, хочу сказать, как важно бороться со своей гордостью и её последствиями, чтобы не впасть в прелесть! Здесь помогут покаяние, смирение, учения святых отцов!

Да храни вас Господь!