Вглубь триумфального альбома Боба Дилана **Bringing It All Back Home**
Понедельник, 22 марта 2021 года, Великобритания
В 1964 году Боб Дилан проводит лето вдали от города в доме своего менеджера Альберта Гроссмана в Вудстоке, штат Нью-Йорк. Когда Джоан Баэз, фолк-певица и тогдашняя подруга Дилана, приехала навестить его, она застала Дилана в каком-то полусне, полностью погруженного в своё творчество. Баэз вспоминала: «Боб стоял у пишущей машинки в углу своей комнаты, пил красное вино, курил и стучал по клавишам без устали часами. А ночью он просыпался, что-то бормотал, хватал сигарету и снова направлялся к машинке».
Оказалось, что он работал над тем, что позже станет известным как альбом **Bringing It All Back Home**, выпущенный 22 марта 1965 года. В отличие от своих прежних песен-протестов, его тексты становились все более сюрреалистичными, а его звучание, на которое сильно повлияла судьбоносная встреча с The Beatles в Нью-Йорке, стало электрическим. Этот шаг вызвал и восторг, и гнев у поклонников, но, смешав фолк с более тяжёлым роком, Дилан создал новый звук, который позже назовут одним из величайших рок-н-ролльных альбомов всех времён.
Альбом открывается песней **Subterranean Homesick Blues**, которая становится своего рода полигоном для выражения Диланом своих разочарований, цинизма, остроумия и сарказма. Быстрая лирика в этой песне, которую часто называют предшественником рэпа, задает тон всему альбому. Это настроение прослеживается и в **Maggie’s Farm**, где проявляется его стремление освободиться от движения фолк-протеста, а также в одной из самых амбициозных его композиций — **It’s Alright Ma (I’m Only Bleeding)**. Лирика типа «Кто не рождается заново, тот умирает» показывает нам новый стиль потока сознания, который Дилан разрабатывал в то время.
Несмотря на ядовитый тон самого альбома, процесс записи прошёл довольно гладко. Фотограф Дэниел Крамер, присутствовавший при этом, вспоминал: «Музыканты были полны энтузиазма. Они обсуждали друг с другом возникающие проблемы, пытаясь их решить. Дилан бегал от одного к другому, объясняя, что он хочет, часто показывая на пианино, что нужно сыграть. И вот, словно огромная головоломка, все кусочки сошлись, и картина стала целостной».
Он добавлял: «Большинство песен записывались легко, и требовалось всего три-четыре дубля… В некоторых случаях первый дубль звучал совершенно иначе, чем финальный, потому что песню исполняли в другом темпе, меняли аккорды или пересматривали соло… Его метод работы, его уверенность в том, чего он хотел, позволяли процессу идти быстро».
Хотя Дилану удалось записать электрические версии почти всех песен для финального альбома, якобы он никогда не планировал, чтобы он был полностью электрическим. Поэтому на пластинке можно услышать как электрические треки с полным составом, так и акустические баллады, такие как **Mr. Tambourine Man** и **It’s All Over Now, Baby Blue**. Эти композиции смягчают атмосферу альбома, добавляя мелодичности, но всё равно сохраняют фирменную остроту Дилана.
На обложке альбома изображён сам Дилан и жена его менеджера, Салли Гроссман, окружённые загадочными предметами — пластинками The Impressions, Роберта Джонсона и Рави Шанкара, журналом Time с Линдоном Джонсоном на обложке и котом по кличке Rolling Stone, среди прочего. Как в игре «найди предметы», Дэниел Крамер сумел запечатлеть композицию, такую же хаотичную, как и содержание альбома, за что впоследствии получил номинацию на премию «Грэмми» за лучшую обложку.
Внутри обложки альбома сам Дилан оставляет поток сознания в виде записок, сопровождающих обложку. Он пишет: «Я сам не слишком хорошо понимаю, что происходит. Я знаю одно — мы все умрём однажды, и ни одна смерть не остановила мир. Мои стихи написаны в ритме непоэтического искажения / разделённого на пронзённые уши. Накладные ресницы / вычтены из людей, которые постоянно мучают друг друга. С мелодичной мурлыкающей линией описательного опустошения — иногда видимой через тёмные очки и другие формы психических взрывов. Песня — это всё, что может идти само по себе / меня называют автором песен. Стихотворение — это обнажённый человек… Некоторые говорят, что я поэт».
Его внутренний поэт по-настоящему проявился в **Bringing It All Back Home**, который, несмотря на шок от перехода к электрическому звучанию и горечь в тексте, оказался именно той честностью, которой ждали слушатели от массовой музыки. Этот альбом стал поворотным моментом в музыкальной карьере Дилана, и как часто бывало с его работами, сильно повлиял на развитие музыки в ключевые годы 60-х. **Bringing It All Back Home** проложил Дилану путь к музыкальным экспериментам и дерзости, превзошедшим всё, что он делал до этого, и даже спустя 56 лет этот альбом остаётся одним из самых влиятельных за всю историю музыки.