Повезло. Взгляд зацепился за нечто печальное, с глубокими трещинами, грустное, опустевшее. Но притягательное. Прошла за видавший виды забор... Потерянный дом. Пустые окна без остекления. Двери заложены кирпичом. Вокруг мусор.
Под ржавой лестницей с хлипким деревянным настилом свежий плакат. Читаю. Рот открывается от удивления. Объект культурного наследия. Персидская мечеть, 1859 года постройки. Красные буквы добавили впечатления: на территорию мусор и бытовые отходы не выбрасывать. Двери и окна мечети не вскрывать.
Позже начала искать информацию о ненужном никому храме. Почему в шаговой близости идеально ухоженные, действующие цветные святилища, а это святое место заброшено?
Сложно представить, что 164 года назад влиятельные и богатые персидские купцы построили для себя собственную мечеть. Эффектный купол посередине. По бокам башенки-минареты. Архитектурная доминанта Астрахани! Важная святыня для мусульман! Невообразимая красота!
Ещё бы. Строительством управлял первый архитектор Российской империи — Александр Францевич Шимановский. Облик Питера и Москвы во многом обязан этому зодчему, имя которого не известно современному поколению.
Внутри мечеть не уступала красоте внешней. Пол был устлан коврами, зал увешан лампадами, изречения из Корана украшали богато оформленные стены и потолки.
Что говорить? Один единственный раз за историю существования мира шах Ирана приехал на Волгу. Один единственный раз! Ни до, ни после иранские шахи Поволжье не посещали. Насер ад-Дин Шах Каджар ехал в Вену и решил встретиться с соплеменниками, заехав в Астрахань по пути. Шёл 1873 год. Событие великое и из ряда вон выходящее!
Перед шахом выступал в мечети доктор законоведения, мулла Ахмед. Декларировал иранцу стихи своего сочинения. Позже шах Насер напишет о Персидской мечети в своих мемуарах…
Всеобщее неверие ни во что святое в советские годы не обошло стороной нарядный и значимый для персов-шиитов дом Бога. В 1939 здание обезличили и запустили в стенах храма производство одежды. После швейного цеха передали пространство редакции местной газеты.
Здание перестраивали, искажали, лишили купола, минаретов. Добило мечеть станкостроительное оборудование — швейный цех теснился со слесарными мастерскими. Тяжёлая вибрация повела дом, пошли трещины. А позже мечеть горела несколько раз.
Многие туристы жалуются, что не удаётся найти на улицах Астрахани памятник архитектуры. Видимо, ищут заметное яркое здание, которое выделяется красотой. Действует. Но на деле святилище окружено мусором, несмотря на предупреждающую табличку и походит на развалившуюся школу в аварийном состоянии, чем на респектабельное сооружение.
От былого величия нет и следа. Грустно. Но появилась надежда — в январе 2018 здание вернули мусульманской общине. Пока у духовного управления мусульман Астраханской области нет денег для реставрации. Надеюсь, мечеть не разрушится и дождётся своего второго дыхания.