Найти в Дзене
Подвал Истории

Мария-Антуанетта с головой в руках или «танцы на могиле»

В июле 2024 года на Парижской Олимпиаде использовали изображение обезглавленной Марии-Антуанетты, держащей в руках свою голову во время церемонии открытия. Чтобы создать эффект еще более жуткий, её голова пела, а фигура была показана из окна Консьержери — тюрьмы, в которой она провела свои последние дни. Мало кто из великих мира сего после смерти подвергался такому сильному общественному гневу и дегуманизации, как королева Франции Мария-Антуанетта. История жестокого обращения и ее последующей смерти хорошо известна. Революционная пропаганда имела огромный успех и во многом сформировала то, как во Франции до сих пор воспринимают злополучную королеву. Изображение Марии-Антуанетты и сейчас используется на различных потребительских товарах, таких как расчески, духи и даже торты, тёмная же сторона заключается в постоянном использовании её трагической кончины. Хотя Французская революция имеет огромное значение как для французской истории, так и для современного французского общества, отврати

В июле 2024 года на Парижской Олимпиаде использовали изображение обезглавленной Марии-Антуанетты, держащей в руках свою голову во время церемонии открытия. Чтобы создать эффект еще более жуткий, её голова пела, а фигура была показана из окна Консьержери — тюрьмы, в которой она провела свои последние дни.

Мало кто из великих мира сего после смерти подвергался такому сильному общественному гневу и дегуманизации, как королева Франции Мария-Антуанетта. История жестокого обращения и ее последующей смерти хорошо известна. Революционная пропаганда имела огромный успех и во многом сформировала то, как во Франции до сих пор воспринимают злополучную королеву.

Изображение Марии-Антуанетты и сейчас используется на различных потребительских товарах, таких как расчески, духи и даже торты, тёмная же сторона заключается в постоянном использовании её трагической кончины.

-2

Хотя Французская революция имеет огромное значение как для французской истории, так и для современного французского общества, отвратительно видеть, как изуродованное тело давно умершей и еще дольше поносимой женщины используется в качестве реквизита для развлечений. Сценаристы этого зрелища могли бы легко представить падение монархии другими способами — даже бурные времена Террора могли бы стать такими иллюстрациями.

Увы, единственным человеком, чей труп был использован в таком жутком качестве, была Мария-Антуанетта. Можно было бы задаться вопросом, почему из окон не выглядывал, например, безголовый Людовик XVI, в особенности учитывая то, что именно он фактически обладал политической властью в стране и был единственным из них двоих, кто представлял ненавистную династию Бурбонов. Здесь мог бы быть и Робеспьер, который ненамного пережил своих короля и королеву: как и им, ему отсекли голову его же соратники из Конвента 28 июля 1794 года.

Мария-Антуанетта с розой, Элизабет Виже-Лебрен, 1783, фрагмент
Мария-Антуанетта с розой, Элизабет Виже-Лебрен, 1783, фрагмент

Вместо этого единственным символом падения французской монархии стала Мария-Антуанетта — ее сделали козлом отпущения в этой устаревшей системе, ставшей символом неравенства и эксплуатации, хотя она не имела прямой политической власти и даже не родилась в правящей династии, она принадлежала Габсбургскому дому.

Традиция использовать Марию-Антуанетту в коммерческих целях не нова. Костюмы на Хэллоуин — яркий тому пример. Любители сладостей с удовольствием надевают окровавленные придворные платья в этот вечер. Некоторые даже придумывают трюки, чтобы «обезглавить себя» а-ля Мария-Антуанетта или создают ожерелья, создавая впечатление, будто голова была отрублена. Для тех же, кто хочет иметь сувенир на память, огромный выбор плакатов — естественно, с королевой без головы.

Мария-Антуанетта Эрвина Олафа
Мария-Антуанетта Эрвина Олафа

Парижская выставка фотографий Avantgarde 2000 года Эрвина Олафа – яркий пример: художник черпал вдохновение в королевских трагедиях. Его экспозиция «Королевская кровь» содержала многочисленные отсылки к вполне реальным трагедиям — Джеки Кеннеди, сначала девственно белая в своей фирменной шляпе, затем забрызганная кровью (своего мужа), очень похожая на принцессу Диану модель с глубоким порезом на руке, и Мария-Антуанетта, держащая свою голову.

В Скульптурном центре Лонг-Айленд-Сити выставлялся «Банкет обезглавленных» с головами Марии-Антуанетты (и других), подаваемыми на настоящих блюдах.

«Банкет обезглавленных»
«Банкет обезглавленных»

Но всех их переплюнули производители игрушек. Компания Archie McPhee & Co выпустила несколько товаров, которые можно отнести к категории откровенно безобразных. Например, леденец в форме головы обезглавленной королевы, готовый к употреблению. Фигурка, которая может показаться достаточно невинной, но почему-то компания установила в ней кликер, который заставляет голову куклы слетать с плеч.

Один из восторженных покупателей игрушки с юмором комментировал: «Мои друзья, студенты и семья так наслаждались игрой с нашей Марией-Антуанеттой, что ее пластиковое гнездо для головы немного разболталось. Поэтому у меня возник вопрос: как, ну как же мне вернуть голову королевы ей на плечи?!»

Можно купить кукол Марии-Антуанетты и Людовика XVI с отрубленными головами и четким видом на их перерезанные горла. Иные продают отрубленную голову королевы — копию, естественно, но с окровавленным вырезом и закатившимися глазами.

-6

Кажется, нет предела творчеству, которое фокусируется на обезглавливании Марии-Антуанетты. Если игрушки и леденцов недостаточно, всегда можно приобрести солонку или перечницу в интернет-магазине. Естественно, голова снимается, так что покупатель может наполнить нутро.

А вот описание товара: «Магнит держит голову Марии-Антуанетты на плечах, пока не потребуется содержимое — соль или перец. Затем голова Ее Величества отрубается».

Весёленькая инструкция, не правда ли?

Я задаюсь вопросом, что именно в самом обезглавливании заставляет людей так радоваться? Все эти способы использования убитой королевы сосредоточены на удалении ее головы, будь то посредством изображений или предоставления клиенту возможности самому оторвать голову. Возможно, идея ее обезглавливания снова и снова просто имеет непреодолимую привлекательность? Такое себе Вечное наказание?

Когда имеешь дело с историческими личностями, слишком легко забыть, что когда-то они были реальными людьми. Хотя у самой Марии-Антуанетты, безусловно, были недостатки, с этим трудно спорить, но не думаю, что она все еще — спустя 231 год после своей смерти — заслуживает того, чтобы ее ужасный конец (тело и голова) использовались таким образом.

-7

Больше о жизни французского двора XVII–XVIII веков можно прочитать в моих подборках: «За воротами Версаля», «Блистательный век Людовика XIV», «Регент — недосягаемая корона».

Буду благодарен за лайки, подписку и ваши комментарии. Ниже ссылки на другие статьи: