Какой график работы у сыщиков убойного отдела? Да, по существу, никакого, позвонить могут в любое время.
Вот у подполковника Винокурова и заиграла мелодия на его телефоне в четвёртом часу ночи с субботы на воскресенье.
- Товарищ подполковник, - раздался голос дежурного. – Переулок Заводской, четыре. Обнаружен труп гражданина Дольского Вадима Антоновича. Машина за вами выехала.
***
Тело убитого лежало возле стоянки машин, не официальной, а обычной, которые сейчас можно увидеть возле любой многоэтажки. Не боятся люди оставлять свои машины возле домов.
Несмотря на ночь, недалеко находились любопытные к ним и направились капитан Дмитрий Мошкин и лейтенант Артём Барабанов. Криминалист Михаил Ломоносов стал осматривать труп, а их начальник, поздоровался с участковым, который прибыл раньше их и сразу представился:
- Участковый, капитан Панков Ефим Романович.
- Подполковник Винокуров Юрий Александрович, - и кивнул на убитого. – Это кто?
- Вадим Дольский.
- И что можешь сказать о нём.
- Хорошего ничего, - по лицу участкового мелькнула злая усмешка. – Этакий красавец-супермен. Все люди для него уроды. Подобные эпитеты он развешивает всем и каждому. Без сомнения, связан с криминалом, но ничего конкретного у меня на него нет.
- Живёт здесь с родственниками?
- Нет, один в трёхкомнатной квартире, - кивнул на дорогую иномарку. - Вот его машина.
- Кто его нашёл?
- Вон, - участковый указал на пожилого мужчину с удочками. – На рыбалку шёл.
- Так сейчас ноябрь, в четыре утра ещё темно.
- Говорит, на налима. Они на ночь к берегу подходят.
***
Артём проводил опрос свидетелей. Хотя, какие свидетели в четыре часа ночи, обычные любопытные, выбежавшие из дома. Ничего существенного, за что можно зацепиться, они сказать просто не могли.
Тут на первом этаже в окно, как раз напротив места преступления и выглянула женщина лет семидесяти, которая тут же привлекла внимания молодого сыщика:
- Здравствуйте! - произнёс он, как можно вежливей, не забыв представится. – Лейтенант Барабанов.
- Ой, а что случилось?
- Вас как зовут?
- Нина Степановна.
- Нина Степановна, убит ваш сосед Вадим Дольский.
- Какой мой сосед? Он бандит.
Женщина стала ругать убитого. Как не пытался Артём выделить из её слов, что-то за что можно зацепиться, но та лишь повторяла, то, что говорили более адекватные соседи. Уловив паузу в её разговоре, он постарался направить её мысли в нужное русло.
- Нина Степановна, вы умная и наблюдательная женщина. Вы не слышали ночью, какие-нибудь странные звуки, может кто-то разговаривал?
- Слышала. Подъехала машина, и два мужика стали разговаривать.
- А о чём они говорили вы не слышали?
- Нет, они тихо говорили. Потом один другого обозвал уродом, и машина уехала. Вскоре после этого я и заснула, а проснулась только сейчас, когда вы тут расшумелись.
- А кому принадлежали голоса, вы не скажете.
- Нет, мужикам каким-то.
- А те мужики во сколько разговаривали?
- Ой, я уж и не помню. Часа в два, наверно.
- Большое вам спасибо, Нина Степановна! Вы нам очень помогли.
***
Подчинённые Винокурова были не новички в сыскном деле. Часа через полтора всё что можно выжать с осмотра места преступления было зафиксировано на бумаге, на плёнке и в головах.
- Заедем на пару часов в отдел! – Юрий Александрович кивнул головой своим подчинённым. – Обсудим, хоть версии, какие-нибудь появятся.
Те нехотя сели в машину. В выходные у всех были свои план, как отдохнуть, а здесь…
***
Зашли в свой кабинет. Винокуров сразу стал раздавать приказы:
- Дима, сходи в информационный отдел, там у них дежурный должен быть, узнай всё об этом Дольском! Отдай им его телефон, пусть номера проверят. Артём, готовь чай!
А сам задумался. Он не сомневался, что и его подчинённые мысленно ищут версии, мотивы убийства. Впереди воскресенье и к понедельнику, что-то надумать должны.
Вернулся Мошкин и криминалист, молча попили чай.
- Миша, что скажешь? – обратился начальник отдела к криминалисту.
- Был нанесён профессиональный удар ножом, от которого и наступила смерть. Больше пока ничего сказать не могу. Наши патологоанатомы, в отличии от нас, сегодня отдыхают.
- Дима, ты что узнал.
- Дольский Вадим Антонович, двадцать шесть лет. Нигде не работает. В смысле, официально.
- А неофициально? – на лице подполковника мелькнула улыбка.
- Вербует молодых девушек в бордели и не только в наши. Наверняка, и наркотики, но ни разу не попался. Мне наши аналитик Стас Кузин дал его биографию на три страницы, но там ничего конкретного. Завтра Владимир Строганов придёт, что-нибудь конкретное подскажет.
- Теперь уже и не попадётся, - задумчиво произнёс криминалист, так же мысленно пытаясь за что-то зацепиться.
- Его отец занимается бизнесом. Кофе «Ваниль» принадлежит ему. Надо и туда наведываться, - продолжил Дмитрий. – Думаю, там девушки в ночную смену работали не только официантками.
- Как я понял, убитый симпатий ни у кого не вызывает, - Винокуров задумчиво покачал головой. – Примерно, так охарактеризовал его и участковый: «Этакий красавец-супермен. Все люди для него уроды. Подобные эпитеты он развешивает всем и каждому. Без сомнения, связан с криминалом». Но завтра с утра начальство начнёт звонить, и нам придётся поторопится. Дима, общую картину можешь воспроизвести?
- На случайное убийство не похоже. На организованное – тоже. Зацепок пока никаких.
- Меня вот что смутило, - начал Артём. – Я разговаривал с одной пожилой женщиной. Зовут её Нина Степановна, она живёт в том же доме на первом этаже. У неё была бессонница. Часа в два ночи она слышала, как подъехала машина. Затем два мужика стали ругаться и один другого обозвал уродом. Кому этот возглас принадлежал она не могла определить. Сейчас становится понятно, что Дольскому. Далее, женщина сказала, что машина вскоре отъехала.
- Машина-то отъехала другая, - вставил капитан Мошкин. – Это и подозрительно. Сомневаюсь, что посторонний водитель, просто так уедет после того, что произошло.
- Так, так! – начальник отдела задумался, в этом сообщении лейтенанта, мелькнуло, что-то необычное, и Дмитрий добавил пищи для размышления. – Артём, и что ты обо всём этом думаешь?
- Странность, здесь какая-то. Предположим, это случайное убийство. Вот надвигается на него какой-то неадекват, неважно, с оружием или без, но ведь этот Дольский парень нехилый, к тому же у него в кармане травматический пистолет. Если бы он почувствовал какую-то опасность, его рука невольно опустилась бы в карман.
- Может он сразу не понял этого, - попытался поспорить Дмитрий. – Идёт на него пьяный, Дольский парень сильный, уверенный в себе.
- Да, если бы это происходило средь бела дня, но это произошло в два часа ночи, фонари светили, а кругом никого. Тем не менее, Дольский опасности не почувствовал.
- Артём, а почему ты считаешь, что это убийство не может быть организованным, - вступил в разговор Винокуров. - Рядом на их стоянке с десяток автомобилей. Вышел из соседней машины профессионал. Подошёл с каким-то невинным вопросом и нанёс удар.
- Но ведь Дольский мог вернуться и утром, когда уже люди проснулись. Мог совсем не явиться, например, остаться на выходные у подруги.
- Так, пища для размышления есть, - подвёл итог начальник отдела и стал раздавать приказы. - Миша, попроси приехать кого-нибудь из наших патологоанатомов. Пусть сегодня проведут вскрытие. К завтрашнему утру нужны будут хоть какие-то результаты.
- Сделаю, - произнёс криминалист, но далеко не радостным голосом.
- Дима, покопайся хорошенько в биографии и «подвигах» этого Дольского. Может, какая-нибудь зацепочка и появится.
- Ладно, - и в его голосе энтузиазма не чувствовалось, воскресенье всё же.
- Артём, а ты сходи опять на место преступления. Там женщины сегодня весь день будут об этом судачить. Может, что-нибудь ценное и услышишь. Всё давайте по домам. Завтра с утра, начнём работать.
***
В понедельник все пришли пораньше. Вот и криминалист зашёл, по его загадочной улыбке стало ясно, что-то интересное он сообщит:
- Говори, Миша! – поторопил его начальник отдела.
- Как я вчера сказал, удар нанёс профессионал, но…, - он сделал интригующую паузу. – Рост этого профессионала не выше ста пятидесяти сантиметров, скорее ниже, хотя, ниже уже некуда.
- А если, - предположил Дмитрий. – Он сидел в засаде. Там рядом кусты, вот за ними он прятался и ударил, не поднимаясь.
- Я об этом думал, - продолжил криминалиста. – Но положение тела убитого, при этом было бы другим. Кроме того, ветки мешали бы нанести такой точный удар. Нет, Дима, убийца стоял рядом.
- Согласен, - кивнул Винокуров. – Если учесть, что они разговаривали между собой. Ведь соседка слышала, как они ругались. Затем раздался возглас, который, несомненно, принадлежал убитому.
Насколько минут все молчали, озадаченные таким маленьким ростом преступника.
- Миша, ещё что есть?
- В крови обнаружен алкоголь, но в очень малых дозах.
- Ладно. Дима, что у тебя.
- Поговорил сегодня начальником информационного отдела. Строганов, кое-что нашёл на убитого. Фамилии некоторых девчонок, которые были в его телефоне и, которых…, - Дмитрий сделал паузу, - возможно обрабатывал Дольский. Все они работали или работают в кафе «Ваниль», ещё некоторые за последний год уехали из города в неизвестном направлении. Строганов пообещал ещё поработать с номерами телефонов Дольского. Но так как полиции нравов у нас нет, зацепится здесь за что-либо проблематично.
- Но всё же придётся, - тяжело вздохнул Винокуров. – Список фамилии этих девчонок есть?
- Да, вот! – он положил на стол листочек.
- Ещё что есть?
- Как я вчера говорил, кофе принадлежит отца Вадима Дольского. Днём там хозяйничает отец, ночью сын… хозяйничал. Думаю, там много чего можно узнать.
- Всё?
- Да.
- Артём, что у тебя?
- Беседовал вчера с соседками убитого. Все, у кого взрослые дочери, боятся за них, и всё из-за Дольского младшего, у которого трёхкомнатная квартира и шикарная машина. Ругали нашу полицию, которую всё еще милицией называют. Вспомнили, что одна девчонка из соседнего дома уехала в областной центр, поступать в институт и пропала.
- Так, что представляет из себя убитый, мы разобрались, - подытожил Винокуров. – Теперь, кто убийца? И где его искать?
- Крутой спецназовец ростом метр пятьдесят, - ухмыльнулся Мошкин и тут же сгладил свой выпад. – Возможно, артист цирка. В Николаевске ведь есть цирк.
- Но там нет низкорослых артистов, - проговорил задумчиво Юрий Александрович. – Мы недавно туда с внучкой ездили.
- Может из областного центра.
Подполковник Винокуров часто подсознательно чувствовал идут они по правильному пути или нет. Сейчас чувствовал, что нет:
«Убийца сильный низкорослый человек, Миша в этом никогда не ошибается. Почему же интуиция подсказывает мне совсем другое? Когда участковый сказал, что для убитого все люди уроды, я даже не предал этому значение. Но, когда Артём произнёс те же самые слова, сказанные соседкой, они застряли у меня в голове.
Когда Миша сказал, что рост его менее ста пятидесяти, я не мог представить этого человека, даже в общих чертах, а когда Дима стал строить предположения об артисте цирка, почувствовал, что циркачи здесь не причём».
- Может спортсмен, - предположил Артём. – Наилегчайшего веса вполне может быть ростом ниже ста пятидесяти, а руки сильные.
Винокуров задумался, но вновь не увидел этого низкорослого спортсмена. Нет, низкорослого циркача или спортсмена он хорошо представлял, он почему-то не мог представить их на месте преступления.
- Ну, а мотив убийства? – задал полковник очередной вопрос своим подчинённым. – Будем считать, что убийство неслучайное.
- То, что Дольский связан с криминалом сомневаться не приходится, - первым начал Дмитрий. – Думаю, надо проверить его связи. Наверняка, кому-то он перешёл дорогу.
- Артём? – повернулся Юрий Александрович к лейтенанту.
- Может месть.
- Ну-ка, объясни ход своих мыслей.
- Этот Дольский вербовал девчонок, но ведь у этих девчонок могли быть отцы, старшие братья.
- В твоей версии одна неувязочка, - тут же начал спор Мошкин. – Когда вербуют парней или девчонок, для чего-то криминального, всегда проверяют их биографию и в первую очередь, кто их родители. Если, к примеру, отец значимая фигура в городе, то его дочь или сына не стоит вовлекать в криминал. То же самое можно сказать, если старший брат, к примеру, мастер спорта по боксу.
- После всего сказанного, построим нашу работу так, - стал давать указания начальник отдела. – Дима, сходишь к родителям убитого, поговоришь. Ничего конкретного они тебе не скажут. Просто поговори и понаблюдай за их реакцией. Артём, с сегодняшнего дня ты будешь обедать в кафе «Ваниль». А лучше иди прямо сейчас, позавтракаешь заодно. Действуйте по обстоятельствам, но на рожон не лезьте. Миша, поезжай на место преступлений. Посмотри там всё хорошенько!
- Я вроде всё посмотрел, - произнёс криминалист с обидой в голосе.
- Миша, поезжай! – на лице подполковника мелькнула улыбка. – И забудьте, что преступление совершил низкорослый циркач или спортсмен.
- Юрий Александрович, - в голосе криминалиста звучала уже не обида, а возмущение. – Я в своих догадках давно уже не ошибался.
- Миша, я и сейчас в твоих словах не сомневаюсь. Просто поищи на месте преступления следы, словно ты не знаешь, что преступник низкорослый.
- Поищу.
- Собираемся здесь после обеда.
Оперативники и криминалист ушли в небольшом недоумении. Они прекрасно знали, что ошибки с ростом не могло быть, но интуитивно чувствовали, что Юрий Александрович вновь будет прав.
***
Когда подчиненные разошли Винокуров отправился к своему начальнику полковнику Татарчуку.
- Что там по убийству Дольского? – сразу спросил тот, едва его подчинённый зашёл в кабинет
- Уже звонили?
- Да.
- Кто звонил? – подобные вопросы Юрий Александрович всегда задавал своему начальнику, по ответу можно было узнать много чего интересного.
- Из мэрии. Просили закрыть это дело, как можно быстрее. Что-нибудь нашли?
- Пока ничего конкретного.
- Ну, ты понял, что желательно закрыть это дело побыстрей?
- Понял, - по лицу Винокурова скользнула улыбка.
Выйдя из кабинета стал анализировать приказ начальника, больше похожий на просьбу:
«Судя по всему, в городской администрации уже в курсе, чем занимался Вадим Дольский. Вполне можно допустить, что в это кафе заходил, или заходили, кто-то из городского начальства. Поэтому им желательно, чтобы убийство ни ком образом не связывали с работой кафе в ночное время. Просто быстрее поймали преступника и быстрее посадили. Жаль, что у нас нет полиции нравов, много бы прояснилось. Но Артём должен что-то накопать».
***
Артём зашёл в кафе сел за столик. Кроме него, сидели ещё трое посетителей и ждали, когда их обслужат, но что-то сегодня официантки не торопились это делать. Работал только одна, и та постоянно исчезала на кухне.
Когда она появлялась в зале Артём смотрел на неё мужественным взглядом и терпеливо ждал, когда его обслужат, а сам анализировал:
«Что-то у них здесь произошло и связано это с убийством Вадима Дольского. Работает только одна официантка и та далеко не самая красивая, но самая молодая. Остальным сейчас просто не до клиентов. Что ж мне торопиться некуда, но всё же на часы надо изредка поглядывать, чтобы не вызвать подозрения».
Наконец, официантка подошла к нему. Улыбнулась, глядя на красивого парня:
- Что будете заказывать?
- Кофе, и какую-нибудь сдобу на твоё усмотрение, - произнёс Артём, не отрывая от девушки восторженных глаз, успев глянуть на бейджик на униформе.
На этот раз девушка на кухне не задержалась, и уже через пару минут несла поднос с горячим кофе и сдобой.
- Юля, у вас словно что-то случилось?
- Сын владельца кафе погиб, - девушка быстро оглянулась. – Шеф сегодня с утра пришёл и уволил всю ночную смену.
Девушке видно хотелось рассказать о всех новостях, тем более, такая возможность поговорить с красивым парнем. Артём пил кофе уплетал булочку с видом, человека, поддерживающего разговор из-за вежливости и спросил, как бы между делом:
- А чем провинилась ночная смена?
- В ночную смену все красивые девушки работают…
- Ты тоже красивая.
Артём произнёс это, как бы между делом, но его слова произвели небывалый эффект. Девушка замолчала, поправила причёску. Опомнившись, затараторила, продолжая разговор, но если вначале она хоть немного следила, чтобы не сказать лишнего, то сейчас говорила, думая совсем о другом:
- Вторую смену Вадим, это сын хозяина, которого убили, набирал красивых девушек. Они были не только официантками, но и…, - он попыталась подобрать более приемлемое слово, махнула рукой, – понятно кем. Ночью здесь всяких можно всяких посетителей увидеть. Вот хозяин и решил всех этих девушек уволить. Чтобы полиция не узнала, что здесь ночью творится…
- Юля, принеси ещё кофе и булочку! – попросил парень.
- Сейчас.
Девушка убежала и тут, откуда-то со стороны то ли кухни, то ли коридора, вышли три девушки, красивые и очень взволнованные, но досада в их глазах не читалась, скорее облегчение. Артём тут же выхватил из кармана телефон и с видом, что разговаривает, сделал несколько снимков.
Появилась его официантка не только с заказом, но и с желанием поделиться своими мыслями:
- Всё, Анатолий Павлович уволил всех трёх девушек из ночной смены и вернул им паспорта.
- У вас что, и паспорта забирают?
- У нас нет, а у вечерней смены Вадим забирал, но им и платили в три раза больше, чем нам.
- И часто у вас подобное случается? – спросил молодой сыщик, откусив булку.
- Меняются девушки из вечерней смены часто, но, чтобы сразу троих уволить – такого не было.
- Девушка, меня кто-нибудь обслужат? – раздался грубый женский голос с соседнего столика.
Юля бросилась туда, а Артём, покончив со своим завтраком, улыбнулся на прощание девушке, кивнул на деньги, оставленные на столе и вышел.
***
Вернувшись в полицию, он зашёл в информационный отдел и поздоровавшись, показал снимки девушек:
- Владимир, узнай, кто это такие? И желательно данные на них.
- Какие именно данные?
- Уровень жизни, ближайшие родственники, адрес и номера телефонов, конечно.
- Сейчас сделаю.
- Если можно, и их фотографии по этим снимкам.
- Можно и фотографии.
Минут через пять у Артёма был листочек с краткими биографиями девушек, которых он видел выходящими из кафе и три листочка с их фотографиями.
В кабинете никого не было, и лейтенант Барабанов стал изучать только что полученную информацию.