Найти тему
УралLIVE

Жизнь по подписке. Капитализм превращается в технофеодализм?


Преподаватель математики УрФУ Лев Чернышов для УралLIVE

Тепло в машине — за ежемесячную плату, ПО в телефонах и прочей электронике тоже надо арендовать.

И тут очередная новость. Apple перестанет чинить устройства после семи лет с даты их релиза. А ремонт более новых устройств будет стоить ¾ от цены аппарата (новая кнопка контроля камеры на iPhone 16 стоит до $750, против $999 за новый iPhone).

Всё это похоже на концепцию технофеодализма Яниса Варуфакиса. Если в двух словах, то термин «технофеодализм» подразумевает уничтожение рыночных механизмов, описанных А. Смитом. Если сказать по-простому — откат в Средневековье, но с компьютерами и смартфонами.
Всё это похоже на концепцию технофеодализма Яниса Варуфакиса. Если в двух словах, то термин «технофеодализм» подразумевает уничтожение рыночных механизмов, описанных А. Смитом. Если сказать по-простому — откат в Средневековье, но с компьютерами и смартфонами.
-3

Но существовали ли когда-то рыночные отношения, независимое и честное ценообразование? Не сочтите текст анархистским, но рынок всегда в той или иной степени контролируется государством и та самая «рента» «Амазону» всегда выплачивалась. Под именем «налоги». Более того, чем ниже государственный контроль, тем больше власть монополий, и тогда честное ценообразование звучит вовсе как плохая шутка. Да, «Амазон» и «Алибаба» не рынки, а торговые платформы.

Сейчас налоги взымает не только государство, но и технокорпорации. Заметили «жизнь по подписке»? Многие качественные онлайн-сервисы, такие как фильмы и музыка, не покупаются и хранятся, а доступны в полном объёме, но за ежемесячную плату.

 Технологии ограниченной функциональности автомобилей без платной их активации, смартфоны в рассрочку с возможностью дистанционного превращения в кирпич.

 Если же и это отнести к технофеодализму, то вспомним, сколько людей не имеют своего жилья, а могут только снимать квартиру. Или комнату — тут как повезёт. И уж эта проблема точно стара как цивилизация, а двухпенсовые ночлежки и вовсе можно считать символом самого настоящего, самого яркого капитализма.

 Можно говорить об увеличении роли аренды и подписок, рассуждать о причинах в технологиях или в инфляции, но вряд ли стоит говорить о смерти капитализма.

Тем более не стоит запрещать развитие технологий (которые и позволили корпорациям стать в уровень с государствами). Развитые технологии — это благо. Фильмы про терминатора или сериалы наподобие «Чёрного зеркала» неплохо развлекают, но нужно полностью отрезать себе критическое мышление, чтобы воспринимать их всерьёз. 

 Чего действительно стоит опасаться — власти владельцев корпораций. Контроль над населением, немыслимые денежные ресурсы, влияние на благополучие миллионов людей — это то, чем должно обладать государство, и только оно. С давно выработанными механизмами сдерживания, общественными договорами, обязанностями перед населением. И исторически высокой устойчивостью общества при сильном государстве. Капитализация Apple (да-да, доход подсчитан криво, цифры нарисованы, но даже по самым низким показателям прибыль Apple огромна) выше, чем у большинства стран. Не сильно отстают и прочие локомотивы «технофеодализма».

Это позволяет внедрять собственную культурную и социальную повестку, открывает безграничный простор для коррупции и сокрытия неудобных подробностей вроде использования рабского труда детей. Катастрофическим моментом будет создание корпорациями собственных ЧВК.

Лев Чернышов
Лев Чернышов

Некрасиво заканчивать на дурной ноте. «Неужели я ничего не могу сделать?» Решения проблемы беспредела сверхбогатых существуют, и обобщить их можно как «левые идеи». Продолжим изучать классиков, читать философов, формулировать собственные мысли и заниматься просвещением. Светлое будущее начинается с себя.

Асфальтовые дети — это наше будущее. Страшно и пока смешно

УралLIVE. Будь с нами!