Пришла последняя охота — перед отлётом бьют гусей. «Не ныне-завтра, – скажет кто-то, — конец охоте нашей всей.» «Коль гуси нынче тронут к югу, — подхватит дальше та молва, — то ждать и нам пораньше вьюгу — мороз уж будет с Покрова.» У всех в тот день забота та же — шёл на селе гусей забой. Гусь из печи, румян и важен, стол украшал – само собой. И Водяному подносили — намечен лучший в стаде гусь, старался каждый тут по силе — жива языческая Русь! Последней репу нынче режет с весёлой шуткой бабий род. Её пекут, едят и свежей, и набивают кашей рот.
В православном календаре день памяти великомученика Никиты, праздник Новоникитской иконы Божией Матери.
В народе сегодня (15 сентября по старому стилю) - Никита Осенний, Гусепролет, Гусарь, Гусятник, Репорезов день.
«Гусь на хвосте зиму тащит» ~ деревенская примета.
В народе два Никиты - весенний (10 июня/28 мая) и осенний. И оба они - покровители гусей. Около дня Никиты на юг дикие гуси улетают.
Гуси летят - зимушку на хвосте тащат. Зимушку тащат, снег несут на носу.
Млечный путь на Руси называли Гусиной дорогой и на Смоленщине считали, что по ней гуси улетают осенью и прилетают весной.
Начинали с этого дня домашних гусей готовить к продаже, потому что за хорошую, откормленную птицу можно было получить хорошие деньги.
Не насмотреться было: серые птицы, осанистые и гладкие, расхаживая вперевалку, клюют зерна, набивают зеленью зобы.
На Никиту открывалась охота и гусятники - охотники на диких гусей отмечали свой праздник. Кроме охоты устраивали гусиные бoи. Такие гуси откармливались отдельно и те, которые не раз выходили победителем, очень дорого ценились.
Задабривали Водяного. Крестьяне приносили ему гуся без головы и бросали его в воду.
Считалось, что после такого обряда все гуси будущим летом будут под надзором. Он будет их стеречь и не даст в обиду. Но если хозяина вод не угостить, то он будет изводить птицу.
А голову гуся приносили на птичий двор "для счета Домового", который ведет учет по головам и сильно прогневается, если не досчитается какой-то живности.
Сегодня принято было убирать репу. Раньше картошки не было, и репа и горох были основным блюдом на столе. Ее ели вареную и сырую, парили и пекли репные пироги, а также делали квас.
Этот день замыкал земледельческий год. Устраивали народные гулянья и ярмарки. Некоторые приезжали не для того, чтобы что-то купить, а просто узнавали цены на хлеб. Продолжались капустные вечерки.
Наблюдали за поведением гусей. Высоко летят – к дружному, высокому половодью, низко – к малой вешней воде.
Гусь лапу поднимает — к стуже, на одной ноге стоит — к морозу, полощется в воде — к теплу.
Если перелётные гуси часто садились на землю, если ещё не спешили с отлетом скворцы – ожидалась осень сухой и тёплой. Гусь и утка часто ныряют — к дождю.
28 сентября гуси на юг полетели, – примета, что на Покров будет мороз.
Именины у Макара, Андрея, Никиты, Григория, Николая, Максима, Петра, Порфирия, Дмитрия.
Желаю вам хорошей, теплой, благодарной осени, даров природы, солнца, пусть уже осеннего, но все равно ласкового! Отличного урожая, солений, варенья и других заготовок! Ну и, конечно, мира, добра и здоровья.
Источники: В. Костюк. «Народный календарь Руси. Маленькая энциклопедия в стихах», А. Некрылова "Русский традиционный календарь", И. Полуянов "Деревенские святцы", Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым, Русский народ. Этнографическая энциклопедия.