Дети с аутизмом требуют постоянной поддержки взрослых, и родители способны эффективно адаптировать ребенка в социум. Но этого мало. Особым малышам, нужна специализированная помощь. Они не умеют общаться с окружающими, просить о чем-то, делиться впечатлениями и т.п.
Альтернативная система коммуникации pecsпредлагает удобный способ коммуникации, доступный аутичному ребенку. Он может подойти к партнеру и доступным способом изложить свою просьбу собеседнику, чтобы получить желаемый результат.
Что представляет собой система карточек pecs
ПЕКС – это Коммуникационная Система Обмена Изображениями, где для общения используют картинки (карточки pecs). Такой вид обучения понятен аутичным детям с речевыми и коммуникационными проблемами. Он эффективен и для пациентов с остальными невербальными болезнями – ЗПР, ДЦП, глухотой и др.
Первую версию программы разработал доктор АВА Э. Бонди совместно с логопедом Л. Фрост еще в конце 80-х. С тех пор она все время совершенствуется и приспосабливается к людям разных возрастов.
Альтернативная система коммуникации pecs (в частности карточки) используется одновременно с общим речевым развитием. Она не только обучает выражению мыслей, но и показывает, как совершить какое-либо действие (войти в другое помещение, подойти к незнакомцу для контакта и т.д.) и начать общение.
Какие преимущества имеют карточки pecs для детей с аутизмом?
Как правило, такое обучение эффективно и позволяет развивать вербальные возможности детей с проблемами общения.
Главная цель системы – побудить ребенка к совершению активных действий:
- найти необходимую картинку;
- привлечь внимание партнера;
- обменять карточку на нужный предмет.
Индивидуальный подбор картинок для каждого ребенка создает максимально наглядную коммуникацию, не сводя общение к простейшим просьбам и визуализации объектов. Поскольку дети с РАС не понимают смысла самого контакта, цель специалиста – сделать этот процесс осознанным.
Важные плюсы системы pecs для детей с аутизмом:
- наглядная коммуникация (прямая передача картинок делает общение предметным и привлекает собеседника);
- снижение неправильного поведения (чем больше навыков коммуникаций, тем меньше необдуманных поступков);
- самостоятельное общение (ребенок учится инициировать контакт, выражать мнение или потребность);
- усвоение устной речи (развитие коммуникабельности повышает возможности словесного общения у ребенка с аутизмом, имеющего «недостаток словарного запаса»);
- высокая эффективность, которую показала альтернативная коммуникация (карточки pecs), была отмечена в докладе Национального центра профразвития (США) об обучении людей с аутичными симптомами, представленном в 2014 г.
Специалисты, практикующие в данной сфере, признали метод PECS лучшим среди программ развития способностей к общению у детей с аутизмом
Методика PECS
В нее входят несколько этапов обучения и способы введения в речь предметных свойств (цвета, размеры и др.).
- понятие о способе взаимодействия (ребенок изучает базовое общение);
- повышение дистанции между собеседниками (развивает самостоятельность ученика);
- дифференцирование изображений (способность разделять картинки и выбирать необходимые из нескольких);
- создание понятных предложений с карточками pecs (нужно закончить письменную фразу «я хочу» картинкой с желаемым изображением);
- ответы карточками на вопрос «чего ты хочешь?»;
- комментарии для разных ситуаций (ответы на вопросы «что ты видишь?», «то в тарелке?» и т.п.).
Все названные способы базируются на изучении вербального поведения и типов речевых коммуникаций.
Что изображают карточки пекс?
Главным образом, это предметы или действия, которые нравятся ребенку, которые являются для него мотивационными. Обучающие картинки ПЕКС показывают действия, предметы и даже их свойства. Это могут быть фото и графические рисунки в цветном и черно-белом исполнении. Под каждой из них есть текстовая надпись.
Обычно обучение проводит сертифицированный специалист по PECS, чаще всего это АВА-терапист, но все чаще данной системой овладевают и логопеды, дефектологи или коррекционные педагоги, другими словами специалисты, способные определить навыки ребенка и подобрать подход, а также имеющие сертификацию по данному методу. У системы PECS 6 этапов.
- На первом этапе ребенок обучается самому принципу обмена информации.
- На втором обучается быть настойчивым в своих просьбах и уметь убеждаться, что его заметили и “услышали”.
- На третьем этапе ребенок обучается дифференцировать карточки. Ведь каждая из них относится к разными предметам и действиям.
- На четвертом ребенок уже сможет общаться фразой
- На пятом этапе сможет расширить фразу и научится отвечать на вопросы
- На шестом этапе ребенок учится спонтанно комментировать события и действия вокруг.
Необходимые картинки, так называемые «пексы», можно сделать самому или купить готовые наборы для разных стадий обучения.
Кому подходит обучение PECS?
Методика с помощью карточек pecs не ограничена по возрасту и может эффективно применяется для детей и взрослых с когнитивными расстройствами.
Сам метод Picture Exchange Communication System (карточки pecs) разработан в основном для «невербальной» категории. Однако он отлично подойдет для обучения деток со скудной лексикой и нечленораздельной речью.
Информация с нашего сайта https://abacentr.ru/kartochki-pecs/sistema-alternativ..
Больше информации в наших соцсетях
https://t.me/abaterapiya_logoped
https://www.youtube.com/@sultanna_aba_centr
https://vk.com/sultanna_aba
Сайт https://abacentr.ru/