В сущности, понять, что и как нужно изменить к лучшему, — проще простого. Человек тем и занят с рождения, что ищет, где ему лучше, интересней. Ничего предосудительного. Другими словами, это устремление называется - человеческий фактор. Но чтобы оно не вылилось в эгоизм, накопительство, как угодно назовите, перестраиваться к лучшему нужно на основе демократизма, силою большинства. Это один из основных идеологических принципов советского общества.
Но открываю свежий номер газеты, прохожу по своему поселку или еду по делам в другой и вижу, что с этим принципом мы научились «обходиться» формально.
На сельском сходе в феврале прошлого года большинством голосов (88 процентов) жители постановили быть поселку Чечулино территорией трезвости. Спиртное из магазина убрали. Но память о нем еще не выветрилась из мозгов многих наших сельчан. Простейший рефлекс срабатывает у них два раза в месяц - в дни получки и аванса. «Гонцы» спешат в соседнюю деревню Трубичино. Там уже территория другого сельсовета, хотя совхоз один. Сетками тащат вино на территорию трезвости.
Как это назвать? Контрабанда.
Только привлечь к ответственности гонцов-контрабандистов мы не можем, потому что закон трезвости у себя мы устанавливали «большинством» местного петушинского значения. А для трубичинского винного прилавка и других деревень, нас окружающих, для областного центра Новгорода мы уже
«меньшинство».
Наша перестройка - это, по сути, революция. Чем меньший срок мы определили себе для преобразований, тем сильней должен быть вихрь обновления, и никому в нем не отсидеться в покое.
А вот тут-то мне и не понятно, какими силами держат себя на месте некоторые даже уважаемые люди, хорошие организаторы производства. Неужели не понимают, что вовремя выполненный план и высокое качество продукции это еще не социальные достижения? Неужели их не интересует, а каковы подчиненные им работники за проходной, в какую сторону направлена их социальная активность?
Тот же самый конкретный пример: в Трубичино вино продают, хотя совхоз один И директор один - Александр Николаевич Царев. Хороший специалист, под его руководством за десять лет создано прочное производство с высоким уровнем механизации. Привлек к себе молодежь еще и хорошими заработками. Так вот те, кто живет в Чечулино, — трезвенники, а те, кто в Трубичино, - имеют возможность выпить.
Получается, что борьбы за трезвый образ жизни не идеологическая, а позиционно-территориальная. Рабочие из Чечулино социально активные, а те, кто из Трубичино, нет. Тогда и большинства борцов за идею полного отрезвления тоже нет. Так что ли?
Ведомственная разобщенность в данном случае местные органы Советской власти, с одной стороны, руководители материального производства, с другой, — дробит большинство. Понимаю это и говорю, как депутат сельсовета, которого одинаково волнуют и культурно-бытовые, и производственные успехи жителей доверенной мне территории.
И, наверное, не одного Царева беда, что силой своего авторитета он не посодействовал созданию территории трезвости во всех цехах и бригадах, к какому бы сельсовету не были приписаны их рабочие. Это беда социальная, а значит, всех нас. Мы так привыкли отвечать за то, что вменено в обязанность. А что за пределами этого пусть отвечают соответствующие лица.
К большому нашему счастью, желание перемен заставляет теперь взглянуть не только на себя, но и на соседа: так ли он социально активен. По логике желание перемен должно объединить всех В большинство. Но желание это пока не во всех нас проникло, как говорится, до мозга костей.
Продолжу мысль на примере администрации нашего совхоза.
Дирекция, партком, профком хозяйства, спасибо им, всегда поддерживают инициативы сельсовета. А. Н. Царев — наш депутат, руководители совхоза входят в действующие при сельсовете общественные комиссии. Благодаря совхозу мы построили прекрасный культурно-спортивный комплекс. Дому культуры город позавидует. Нуждающиеся получают квартиры, кому нужны дрова пожалуйста, дворик для содержания скота хозяйство поможет со стройматериалами... Одно слово прибыльное хозяйство.
Но этот же самый аргумент «мы прибыльные» еще недавно выдвигался против предложения сельсовета создать в совхозе комиссию по борьбе с пьянством! А логика была такова: денег в виде штрафов за нарушения трудовой дисциплины им, видите ли, не надо.
При чем же тут деньги? А если, наоборот, хозяйство было бы убыточным? Тогда, как ни крути, получается, что идейно воспитанного и социально активного рабочего получают из пьяницы и прогульщика за деньги? Главное в административно-воспитательном B03- действии на нарушителя дисциплины - авторитет товарищей. Рубль потеряешь скоро забудешь, доверие потеряешь попробуй переживи. Если, конечно, не забулдыга последний.
Мы это доказывали в совхозе и доказали. В комиссию выбирают теперь людей из каждого цеха, нарушения разбираются сразу по горячим следам, а не как раньше на исполкоме сельсовета, когда страсти уже улеглись.
А ведь ломаются все-таки старые представления. Давно ли директор совхоза пекся только о производственных показателях? Но социальные перемены захватили его. Помню, когда судили и рядили, создавать ли территорию трезвости в поселке, агитировали несогласных, Царев показал свое красноречие, не одного «культурлитейщика» победил в споре, уговорил. Его пример, авторитет помогли убрать спиртное с территории нашего сельсовета. Думаю, скоро и Трубичино новыми глазами посмотрит на нас, своих соседей. Верю, что Царев им в этом поможет. Таков закон перестройки.
Вообще-то комментировать действия ответственных лиц, прогнозировать их решения куда легче, чем предсказать, как откликнутся на новые веяния люди, не наделенные полномочиями. Руководители на местах, в меру собственных сил и таланта, осуществляют перестройку. А тот самый, который не наделен полномочиями?..
Мы только хотим, чтобы все они стряхнули с себя дрему простоев производственных и социальных. Но в действительности до этого еще далеко. С огорчением понимаю, что не все жители нашего поселка осознали необходимость перемен.
Расскажу эпизод, который очень похож на притчу, потому что в нем глубокий и, к сожалению, грустный смысл. Жителям поселка, которые имеют квартиры в многоэтажных домах, водопровод не нужен краны под боком. А тем, кто из частного сектора, за водой приходится ходить далеко.
Дали они наказ сельсовету провести ветку водопровода и к ним. Дело это не скорое в районе мы не одни нуждающиеся. Очередь. А пока суд да дело, решили мы выкопать колодцы, как в былые времена во всех нормальных деревнях. Собрали сход. Народ даже обрадовался этому забытому, но в памяти родному укладу. Но устройство колодцев затянулось: никого, оказалось, из дома не вытащишь. А когда раскачались и наконец собрались, умер дедушка - колодезных дел мастер.
Спешить надо перестраиваться, раз время дало нам эту возможность, вот мораль притчи. Промедление чревато тем, что многие могут привыкнуть и к вихрю перемен, к новым лозунгам и призывам, даже если они прогрессивности.
Не все еще в поселке критически смотрят вокруг себя. Постановили как-то на сходе: каждая семья должна посадить по семь деревьев. Некоторые посадили по десять, некоторые ни одного. Вспомните, ведь так же было еще несколько лет назад большинством голосов решили осилить какое-нибудь нужное дело, а меньшинством пытались осуществить.
Так мы далеко не уедем. Нужно всколыхнуть дрему будней. Задача депутата местного Совета сделать эти будни интересными. Для этого нужны меры решительные и, можно сказать, громкие. Создание зоны трезвости в поселке и есть такая мера. Тем она и хороша.
Трудно было сделать поселок трезвым. Но еще труднее, оказалось, не отступить.
Но это еще не только от нас зависит. Долго держалась заведующая сельским магазином Вера Васильевна Филиппова, выручки-то нет вместо винного прилавка теперь книжный отдел. Не выдержала, сдалась: завезла пиво. Я предупредила - будем, мол, наказывать.
Ведь в этом случае «контрабандой» спиртного занималось должностное лицо. Филиппова в район давайте, мол, ходовой товар. А там отвечают - нету, на базе стены голые. Но Вера Васильевна рождена быть коммерсантом в лучшем смысле этого слова. Добыла свежие овощи, кое-что из изделий ширпотреба.
Только вот вопрос районным властям, а может быть, и повыше: почему она должна биться в эти голые стены? На праздники, к примеру, проводятся торговые ярмарки.
Где? В областном центре. А почему не в селах? Ведь колхозник теперь очень хорошо зарабатывает, а деньги тратить не на что.
Зато стали много выделять людям земли под садовые участки. Мол, копайтесь, обеспечивайте себя сами свеженьким. По отношению к городским жителям это, конечно, правильно. Но ведь и деревенским дают по шесть соток где-нибудь за околицей. У нас в поселке многие имеют такие участки. Ну не парадокс ли? Не переусердствовали ли мы здесь с человеческим фактором? Посмотрите, сколько в поселке построено многоэтажных домов. А зачем сельчанину квартира на пятом этаже? С него не услышишь, как мычит корова-кормилица. Значит, корова не нужна? Хуже, что за этими жителями тянутся и те, кто имеет собственные дома. А мы тоже, говорят, хотим для себя, как лучше.
Вот и получается: из 137 дворов поселка коров держат только в 28. В магазин за молоком бегают. Не похожа стала деревня на себя. Колодцы и те завалены.
Не потому ли, что, желая поднять благосостояние, материальный достаток людей, государство нянька: когда нужно воспитывать усердствует, как сердобольная самостоятельность, потакает капризам — не подберу другого слова. Желание деревенского жителя иметь еще и дачу каприз государственного масштаба. Водопровод, думается тоже.
Мне кажется, что такое вот форсирование человеческого фактора, такая эволюция к жизни как получше, может в конечном счете создать предпосылки для потребительского отношения к недостаткам за государственный счет, предпосылки к индивидуализму.
Это, согласитесь, резко преломленное желание социальных перемен. Достаток не конфетка.
Такие вот мысли навеяла перестройка. Думаю, хорошо, что вопросов так много. Ведь вопросы поддерживают интерес к социальным переменам. А для депутата это очень важно.