Найти в Дзене
Новороссия. Новости

Российской власти следует поучиться: Китай перезапускает экономику

Китай вводит беспрецедентные меры поддержки экономики. Они носят монетарный характер, но монетарный в хорошем смысле этого определения – не такой, как мы привыкли видеть у нас. Инициатором таких мер выступает Народный банк Китая. Именно он вводит такие меры, которые позволят сильно нарастить кредитование экономики (как потребительское, так и корпоративное), а также создать дополнительный спрос. Здесь я напомню, что в Китае Народный банк является структурой, фактически подчиненной Госсовету – аналогу российского Правительства. Все действия Народного банка не просто согласуются, но зачастую и спускаются вниз.

Итак, Народный банк вводит целый ряд мер. Для понимания их характера приведу сравнение. Это было бы тоже самое, что сейчас наш Центробанк снизил бы ключевую ставку с 19%, например, до 12%. Для чего это потребовалось Китаю? Небольшая предыстория. Считается, что главным бенефициаром глобалистской системы мироустройства являются Соединенные Штаты и их политические элиты. Однако это не совсем так. Действительно, США доминировали в мире на протяжении нескольких десятилетий, но за это время, в том числе с помощью Америки, как раз и поднялся Китай. Произошло это через проект "Чимерика", который призван был совместить американские финансы и китайский реальный сектор.

И произошло, о чем все знают: Китай перенял технологии, создал мощнейшую экономику и сейчас претендует на то, чтобы стать мощнейшей с геоэкономической точки зрения державой в мире. Гегемоном, конечно, он никаким не будет, но именно с геоэкономической точки зрения в настоящий момент это безусловный лидер. Но все это "китайское экономическое чудо" строилось на экспорте продукции, которая сначала была просто дешевой, потом становилась дешевой, но еще и качественной. И именно на развитии внешней, международной торговли развивалась и совершенствовалась глобалистская система мироустройства, рос мировой ВВП.

Однако сейчас, когда идет переход от глобалистской системы к системе макрорегионов, соответственно, и международная торговля сокращается. Долгие годы она стагнировала, а за первое полугодие 2024 года – впервые за несколько десятилетий – сократилась на 2%. Это серьезно. И, конечно, это удар по китайской экономике. Это в Пекине прекрасно понимают, понимали далеко заранее: еще с 2017-2018 годов Китай стал постепенно пытаться переориентировать экспорт на внутренний рынок. Но для этого необходимо внутренний рынок развивать, усилить спрос – как со стороны населения, так со стороны корпоративного сектора, государственного. Получилось ли у них сделать это и достичь поставленных целей на протяжении последних 6-7 лет? Здесь мнения могут разниться, но, в целом, все удалось, хотя и не без перегибов, как это, например, происходило на рынке недвижимости.

И вот сейчас, когда процесс нарастает, когда темпы мировой торговли не просто продолжают падать, но начинают и сокращаться, необходимо развивать внутренний рынок еще сильнее. И Китай и дальше накачивает экономику деньгами, еще больше пытается усилить спрос со стороны населения, со стороны корпоративного сектора, со стороны государства – и, в общем-то, увеличивает монетизацию экономики – несмотря на то, что ее уровень уже равен 250% по отношению к ВВП. Для сравнения: у нас, в России, 58-60% – но там, в отличие от нас, никакой инфляции нет. Наоборот, за счет дальнейшего роста выпуска, роста предложения инфляция находится на минимальных значениях.

И, собственно говоря, Пекин таргетирует не инфляцию, как это у нас происходит, а рост ВВП в 5%. Считается, что если китайская экономика будет расти темпами меньше 5%, то ее неизбежно ждет кризис. Так ли это или нет, сказать сложно, но предположу, что все-таки нет, потому что управленческая модель, которая сейчас имеется в Китае, достаточно эффективна и может справиться с любыми вызовами. Самый яркий пример – это 2020 год. Для КНР тогда сложилась ситуация идеального шторма. Однако не просто вытянули, но и даже закончили год с пусть небольшим, но ростом в 1-2% – пока вся мировая экономика падала и сокращалась. Поэтому таргет в 5% – это, скорее, попытка китайского правительства ускоренными темпами развивать внутренний рынок.

Какой вывод здесь можно сделать? У нас, в России, к сожалению, совсем не знают и не хотят изучать китайский опыт. А ведь это, действительно, экономическое чудо. Это наиболее жизнеспособная модель, во всяком случае, в 1 четверти XXI века. Что будет дальше, непонятно. Но как минимум китайскую экономическую школу, которая уже точно появилась, необходимо изучать и адаптировать ее лучшие практики. Я не говорю, что их нужно тупо копировать. Вообще невозможно создать некие универсальные модели, которые были бы актуальны для любых стран мира – каждой стране свои особенности. Подход должен быть разным, а когда имеются попытки создать что-то одинаковое, универсальное, то тогда экономика, которая, как правило, под эти модели не подходит, начинает деградировать – как было в том числе, кстати, и у нас в России, когда насаждались либерально-монетаристские теории.

Возвращаясь к Китаю: безусловно, как минимум необходимо этот опыт изучить. И лучшие практики, конечно, необходимо взять, перенять, но адаптировать под наши реалии, потому что у нас слабо представляют, что происходит в Китае. А уж об изучении индийского опыта, где экономика растет на 6%, 8% в год и выше, я вообще молчу: его совсем никто не изучает, и никто даже не пытается узнать, какие там практики, какие применяются теории. А это делать, безусловно, необходимо.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!