Найти тему

Как отличить манеру Рембрандта от Франса Халса?

Работы двух великих голландских художников XVII века на первый взгляд кажутся похожими. Давайте попробуем разобраться в особенностях живописи Франса Халса и Рембрандта, чтобы легко отличать их друг от друга в музеях.

Тип мазка нам не очень поможет, потому что что Рембрандт, что Халс в своем творчестве прошли от гладкой манеры в ранний период до импрессионистического мазка в поздний период.

Конечно, никакого импрессионизма в 17 веке не было. Но сходство размашистого густого мазка голландских художников с искусством французов конца 19 века очевидно.

Хотя если рассмотреть картины вблизи, особенно в живую, можно увидеть, что мазок Халса динамичный, наполнен движением, а у Рембрандта скорее растекающееся цветовое пятно.

Рембрандт. Портрет мужчины в восточном костюме, 1635. Рейксмузеум, Амстердам.
Франс Халс. Смеющийся кавалер, 1624. Собрание Уоллес, Лондон
Рембрандт. Портрет мужчины в восточном костюме, 1635. Рейксмузеум, Амстердам. Франс Халс. Смеющийся кавалер, 1624. Собрание Уоллес, Лондон

Но как тогда отличить Рембрандта от Халса?

1. По колориту. Голландская палитра всегда тяготела к коричневым и серым оттенкам. Но Халс более яркий, использует больше оттенков, а Рембрандт склоняется в пользу гризайли (монохрому; различным оттенкам одного цвета) и золоту.

2. По позе. У Халса более живые персонажи, этакие молодцы-удальцы, которые стоят, уперев руки в боки. Художник выбирает такие же динамичные позы и ракурсы, как и его мазок. У Рембрандта герои погружены в некие переживания и размышления, поэтому и позы у них статичнее.

Франс Халс. Портрет Питера ван ден Бреке, ок. 1633. Кенвуд-хаус, Камден, Лондон.
Рембрандт. Учёный в лекториуме, 1641. Королевский замок, Варшава
Франс Халс. Портрет Питера ван ден Бреке, ок. 1633. Кенвуд-хаус, Камден, Лондон. Рембрандт. Учёный в лекториуме, 1641. Королевский замок, Варшава

3. По нарядам. Рембрандт обожал наряжаться и наряжать своих героев в восточные и другие колоритные костюмы. Наряды Халса отражают его эпоху, богатство и роскошь Золотого века Голландии.

4. По выражению лица. Запомните – герои Халса всегда, ВСЕГДА улыбаются. Даже если это официальный портрет, мы увидим хотя бы легкую тень улыбки во взгляде персонажей. Где же улыбка на портретах Рембрандта? Ее можно найти только в ранних автопортретах художника. Остальные персонажи меланхоличные и немного грустные.

Рембрандт. Портрет Николаса Рётса, 1631. Коллекция Фрика, Нью-Йорк.
Франс Халс. Весёлый собутыльник, между 1628 и 1630. Рейксмузеум, Амстердам
Рембрандт. Портрет Николаса Рётса, 1631. Коллекция Фрика, Нью-Йорк. Франс Халс. Весёлый собутыльник, между 1628 и 1630. Рейксмузеум, Амстердам

Надеюсь, теперь разница работ этих художников стала для вас более очевидной и вы без труда отличите Рембрандта и Халса 💫

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Instagram:
https://www.instagram.com/artstudiolo
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/

• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66