Найти тему
На планете Земля...

Философ Ксенофан о сущности Бога

философ Ксенофан
философ Ксенофан

Один из основателей философской Элейской школы Ксенофан (565-470гг до н э) родился в городе Колфон. Но из-за персидского нашествия вынужден был покинуть родные места.

Почти 67 лет он странствовал по Великой Греции и публично излагал свои стихи, песни, элегии. Позже он поселился на юге Италии, где и дожил до 95 лет. О своей долгой жизни Ксенофан сам говорил так:

"Солнце уже шестьдесят и семь кругов совершило, как я из края и в край мысль по Элладе ношу, отроду было тогда мне двадцать пять и не боле, ежели только могу верно об этом сказать"

Ксенофан предпринял первую в истории античной философии попытку изменить кардинальным способом представление о богах. Он критиковал то, как изображают их мифы и эпические сочинения. "Все это богам в баснях своих Гомер и Гесиод приписывали, что у людей грехом и позором считалось - красть и прелюбодействовать и друг друга взаимно обманывать" Ксенофан оспаривал приписывание Богам человеческой внешностии свойственных человеку пороков. По его мнению такие представления искажали сущность высших сил мироздания, его первоначала и , первопричины, он высмеивал обычай приписывания Богам внешности, характерной для того или иного народа

Сам Ксенофан представлял Бога как некую идеальную сущность - через идеальную геометрическую фигуру. Он дал определение Бога "Сущность Бога - шаровидна, и нисколько не сходна с человеком; он весь - зрение, и весь - слух, но дыхания в нем нет; и он весь ум, разумение и вечность."

Ксенофан разделил познание на познание через разум и познание через чувства. Лишь разум, полагал он, может дать истинное знание, а чувства обманчивы и приводят к неистинным кажущимся знаниям. Когда Эмпедокл сказал ему, что невозможно среди людей найти мудрого, Ксенофан ответил " Конечно, ведь нужно самому быть мудрецом, чтобы узнать мудрого"