В лабиринте улочек средневековой Италии жил-был художник, чье имя звучало как музыка для ушей ценителей искусства – Пинтуриккьо. Маленький ростом, но великий талантом, он носился по городам и весям словно ветер, оставляя за собой шлейф из золота и красок.
Бернардино ди Бетто – так звали его при крещении – был мастером на все руки. Хотели фреску? Он тут же хватался за кисти. Мечтали о расписном своде? Уже карабкался по лесам. Нужен был алтарный образ? Пинтуриккьо только улыбался своей хитрой улыбкой и принимался за работу.
Прозвище "маленький художник" прилипло к нему крепче, чем краска к стенам, но оно было не просто шуткой – это был гениальный маркетинговый ход.
Скромный образ с ноткой самоиронии – и вот уже папы и кардиналы выстраивались в очередь за его кистью.
Пинтуриккьо порхал по Италии словно яркая бабочка, оставляя след своего таланта в Перудже, Риме, Сиене, Сполето.
Но больше всего его любили в родной Умбрии. Там каждый камень, казалось, шептал его имя, а каждая церковь мечтала о его фресках.
Когда сам Папа Александр VI – да-да, тот самый Борджиа, чье имя вызывало дрожь у одних и восхищение у других – позвал Пинтуриккьо расписывать свои покои в Ватикане, наш герой не растерялся.
Он превратил стены в настоящий рай, где святые соседствовали с античными богами, а золото лилось рекой.
Папа был в восторге, а Пинтуриккьо в очередной раз доказал, что рост не имеет значения, когда речь идет о таланте.
Но настоящим триумфом стала Библиотека Пикколомини в Сиене. О, если бы стены могли говорить! Впрочем, они и говорили – языком красок и образов.
Пинтуриккьо создал там целый мир, живой и дышащий, где каждый квадратный сантиметр пел гимн красоте и человеческому гению.
Наш маленький большой художник не гнался за сложностью. Он знал секрет – красота в простоте.
Его святые были похожи на соседей по улице, его Мадонны улыбались как молодые матери с рынка. Пинтуриккьо говорил с народом на языке образов, понятных каждому, и народ отвечал ему любовью.
Увы, жизнь художника не всегда была усыпана розами. К концу дней он познал горечь предательства и забвения.
Богатый, но больной, забытый детьми и преданный женой – таков был печальный финал этой яркой жизни. Но даже тогда, в маленькой комнатке монастыря Сан-Франческо в Сиене, Пинтуриккьо оставался верен себе.
Говорят, перед смертью он попросил убрать из комнаты старый сундук. Когда монахи, кряхтя, потащили его, сундук развалился, и на пол посыпались золотые монеты.
Пинтуриккьо, увидев это, лишь горько усмехнулся. Он знал цену золоту, но еще больше – цену искусства.
Прошли века, но фрески Пинтуриккьо все так же сияют на стенах церквей и дворцов.
Его кисть давно истлела, но магия его таланта жива. И если вы когда-нибудь окажетесь в Умбрии, загляните в маленькую церковь в Спелло.
Там, среди фресок Капеллы Бальони, вы увидите автопортрет художника – маленького человека с большими глазами, полными мудрости и света.
Пинтуриккьо ушел, но его искусство осталось – яркое, живое, говорящее.
И пусть он не стал суперзвездой как Микеланджело или Рафаэль, но в истории искусства он навсегда останется тем самым номером 10 – маленьким гением с большим сердцем и неиссякаемой фантазией.
P.S. О золоте: Бернардино был мастером использования золота для украшения своих работ, еще с тех пор, как сотрудничал с Перуджино. Умение, мало оцененное Вазари, который, кто знает почему, не особо симпатизировал художнику: "Бернардино часто использовал в своих картинах рельефные украшения из золота, чтобы угодить людям, мало понимающим в искусстве, дабы они имели больший блеск и вид, что в живописи является нелепостью".
А это лицо Мадонны даже с каплями и узорами из чистого золота поражает своей нежностью и удивительной красотой.
А золото- просто дань вкусам заказчиков, которые изумрудами и рубинами украшали упряжь своих чистокровных жеребцов.
Такие времена ….
А мне не совсем понятна недоброжелательность Вазари, который о его кончине сочинил историю, показывающую, насколько он находил его несимпатичным: в комнате художника стоял старый сундук, наполовину сломанный и громоздкий, содержимое которого никому было не известно. Пинтуриккьо убеждал монахов, чтобы они убрали его с глаз долой.
Монахи пытались его вытащить. Однако сундук сломался, раскрывая содержимое: 500 золотых дукатов, которые художник мог бы положить в карман. В результате, по словам Вазари, Пинтуриккьо так расстроился, что заболел и умер. Эта запись дает нам понять, насколько жадным художника считал его биограф.
Верите в историю с сундуком?
Светлана Синица гид по Риму