Найти тему
МХТ имени А.П. Чехова

Она могла забыть свое имя, но помнила, что театр это дом. Евгения Раевская, Бабушка Художественного театра

Сегодня, 28 сентября, 170 лет со дня рождения Евгении Михайловны Раевской (1854 – 1932), заслуженной артистки РСФСР, актрисы, которую в раннем МХТ называли нежно – Бабушкой.

Евгения Михайловна Раевская
Евгения Михайловна Раевская

Раевская была одной из самых возрастных актрис, которые вошли в труппу Художественного театра при его основании. Вообще старше неё в МХТ были только два человека: Артём (Александр Артемьев) – непревзойдённый исполнитель ролей чеховских «стариков», которому в 1898 году стукнуло 57 лет; и актриса Мария Самарова, 1852 года рождения.

-2

Фамилия Евгении Михайловны по мужу-генералу была Иерусалимская. Начинала она в любительских спектаклях Общества искусства и литературы. Когда Станиславский и Немирович-Данченко основали своё театральное дело, Константин Сергеевич пригласил Раевскую войти в труппу. Репетиции первого спектакля МХТ «Царь Фёдор Иоаннович» шли в подмосковном Пушкине, Евгения Михайловна сняла неподалеку дачу и приходила оттуда репетировать свою небольшую роль свахи Волоховой.

«Всегда такая порывистая, ходила животом вперёд, – вспоминал о ней в своём дневнике актёр и режиссёр Василий Лужский – Трусиха и хохотунья. К.С. она панически боялась».
В роли свахи Волоховой, "Царь Фёдор Иоаннович", 1898 г.
В роли свахи Волоховой, "Царь Фёдор Иоаннович", 1898 г.

В МХТ охотно использовали её фактуру благородной гранд-дамы. Раевская играла богатую помещицу госпожу Хохлакову в «Братьях Карамазовых», мать Ислаева, мужа Натальи Петровны, в «Месяце в деревне», генеральшу Прасковью Дроздову в «Николае Ставрогине».

В роли Ислаевой, "Месяц в деревне", 1909 г.
В роли Ислаевой, "Месяц в деревне", 1909 г.

Выходила и в чеховских ролях. На известнейшей фотографии, где А.П. Чехов читает «Чайку» труппе Художественного театра, она тоже есть – сидит первая слева. Евгения Михайловна была Войницкой в «Дяде Ване», Зинаидой Савишной в «Иванове», нянькой Анфисой в «Трёх сестрах». Но есть почитать переписку Ольги Книппер с мужем, замечаешь, что они нередко иронизируют над Бабушкой. Вот Ольга Леонардовна пишет Антону Павловичу в сентябре 1903 года: «Часов в 10 пришла Раевская и сидела до 12 1/2. Болтала, хохотала нервически и очень хотела, кажется, узнать, есть ли ей роль в твоей пьесе, но я помалкивала. Она, бедная, не очень даровита, но не чувствует этого и терзается, и мучается, что пропадает даром, без работы». Сам же Чехов был против того, чтобы Евгении Михайловне дали роль Шарлотты в его «Вишнёвом саде»: «Раевская не сыграет. Тут должна быть актриса с юмором».

В роли Войницкой, "Дядя Ваня", 1899 г.
В роли Войницкой, "Дядя Ваня", 1899 г.

Чувства юмора на сцене у Раевской, вероятно, действительно не было (хотя, как мы видим, похохотать она любила), но зато у неё были другие качества, чрезвычайно важные для общего дела. Добросовестность, надёжность, корректность, готовность в трудную минуту выручить, «подставить плечо». Лужский вспоминал, что когда на гастролях в Киеве во время показа «Одиноких» Марию Самарову неожиданно разбил паралич, Раевская доиграла за неё спектакль.

В роли Анфисы, "Три сестры", 1901 г.
В роли Анфисы, "Три сестры", 1901 г.

В 1922 году Евгении Михайловне было уже 68 лет, и всё-таки она решилась отправиться с Художественным театром за океан, в Америку. Ольга Бокшанская, секретарь дирекции МХТ, писала Немировичу-Данченко, что театру брать с собой Раевскую на эти гастроли «страшно донельзя», но и не брать не получится: «Она говорит, что скорее умрёт от тоски, чем от переезда». Евгения Михайловна в Америку поехала, играла Войницкую в Нью-Йорке, Зинаиду Савишну – в Чикаго, и другие свои роли. Бытовые условия поездки были непростыми: в Чикаго, например, МХАТ давал по десять спектаклей в неделю (каждый вечер плюс три утренника), а гримёрные делили на несколько человек (Ревская, Книппер и Коренева гримировались вместе). Но она всё выдержала.

В роли госпожи Леман, прачки, "Одинокие", 1899 г.
В роли госпожи Леман, прачки, "Одинокие", 1899 г.

Последние годы жизни её были печальны: у Евгении Михайловны постепенно развилась деменция. Ольга Бокшанская в письме к Немировичу от 1930 года рассказывает такой эпизод:

«Она очень плохо слышит, многих не узнаёт, путает лица и фамилии. Мне говорили, что она настолько всё путает, что, приехав из Кисловодска (поезд опоздал и пришёл поздно вечером), взяла извозчика, которого попросила у своего подъезда подняться в её квартиру и спросить, там ли живёт Елена Михайловна. Тот пошёл и спросил. Прислуга приняла его за жулика, обругала его и сказала, что такой здесь нет. Он с тем и вернулся к Евг. Мих. Та растерялась и велела себя везти в театр. Приехала туда, спросила, кто в театре. Ей сказали – М.П. Николаева (актриса и зав. костюмерной частью, которая также была в МХТ со дня основания, – прим.). Она направилась к ней и так обрадовалась, что попала наконец в знакомую обстановку, что приняла её за свою и расположилась там остаться на ночь, уверяя Марью Петр., что она ужасно рада очутиться дома... Вместе с тем Евг. Мих. жаждет работать и страшно обижена, что её не занимают».

Всё-таки она была подлинной актрисой: могла забыть всё – вплоть до собственного имени, но помнила, что театр – это её дом.

В роли Прасковьи Дроздовой, "Николай Ставрогин", 1913 г.
В роли Прасковьи Дроздовой, "Николай Ставрогин", 1913 г.

Фото из фондов Музея МХАТ

Генеральный спонсор театра – Банк ВТБ

Также будет интересно:

Волшебница шитья и кружева

Две Раневские

"Савицкая? Это силища"