Найти тему
Фотосклад.Эксперт

Чистый цвет: как обрабатывать так, чтобы результат выглядел естественно

Оглавление

Цвет — один из самых важных компонентов стиля фотографа. Сейчас в тренде «чистый цвет» — то есть такой, который выглядит максимально естественно. О том, что такое чистый цвет, может ли он сочетаться с авторским стилем и вообще какой-либо обработкой и о том, как заполучить себе того самого единорога, читайте в этом материале.

   Спойлер: никто точно не знает, какой он в реальности, но все уверены, что он красивый / Фото: unsplash.com
Спойлер: никто точно не знает, какой он в реальности, но все уверены, что он красивый / Фото: unsplash.com

Что такое чистый цвет

Сейчас будет длинная преамбула. Чистый цвет часто вообще противопоставляют любой обработке в принципе. Но на деле всё не так просто и однозначно. Есть совершенно оторванное от реальности мнение, что «чистый» — это значит «необработанный». Тот, который снимает камера. Увы, это абсолютный карго-культ. Попробуйте снять в солнечный день пару картинок с балансом белого, настроенным на пасмурный день. Всё зальёт паразитным жёлтым, какой уж тут чистый цвет. А девушку среди зелени снимали? Тогда вы точно знаете, что такое болезненные зелёные рефлексы на коже.

Автоматика также не всегда справляется с цветом хорошо. Очень многое зависит от условий съёмки, света, его качества, цвета и направления. Более современные беззеркалки, способные распознавать сцену, с балансом белого справляются лучше, но о совершенстве речи не идёт.

Более того, то что мы видим глазами, мы видим не только глазами. Мы видим связкой глаз+мозг, поэтому разные люди видят разное количество оттенков, кто-то видит больше мелких деталей, кто-то воспринимает картинку в целом и так далее.

Так-то, если задуматься, тот цвет, который на фотографии будет выглядеть «чистым», на деле может быть неестественным. Например, возьмём снег. Все знают, что снег — белый. Но в яркий солнечный день снег синий. Потому что белый принимает в себя все оттенки и отражает их. И если небо высокое и голубое, снег будет синим и должен быть синим. Не так уж и наврали нам пейзажисты-импрессионисты.

   Синий-синий-синий снег. А местами ещё и розовый — как видно, время к закату / Клод Моне, «Въезд в Живерни в снегу», 1885 год
Синий-синий-синий снег. А местами ещё и розовый — как видно, время к закату / Клод Моне, «Въезд в Живерни в снегу», 1885 год

Но опять же, когда смотришь на снег в солнечный день, глазами ты обычно видишь его белым. Потому что мозг услужливо обрабатывает информацию, подсказывая, что «снег — белый». Так устроено мышление, мы видим не только то, что видим, но и подгоняем это под нашу привычную картину мира. Если, конечно, мы — не Моне и не Серов. Чтобы видеть цветные рефлексы на белом снегу, художники специально учатся, заостряют на этом внимание.

К чему это всё? К тому, что «чистый» цвет — это не какой-то особенно технически правильный. Это тот, который не вызывает у большинства зрителей чувства отторжения. Поэтому простых ответов на сложные вопросы в этом тексте не будет, но будет несколько полезных лайфхаков, которые упростят работу с цветом.

Компоненты чистого цвета

Пассаж выше — это всё прекрасно, но это всё стратегия. Перейдём к тактике. У того цвета, который средний зритель воспримет как чистый, есть совершенно конкретные и измеримые черты.

Обычно человек бессознательно смотрит на три вещи (их ещё называют реперными нейтралями). На белое, на чёрное и цвет человеческой кожи. Итак, чтобы цвет не вызывал бессознательного отторжения:

  • белое должно быть белым;
  • чёрное должно быть чёрным;
  • люди должны быть цвета людей.

Если эти три условия выполняются, у зрителя будет впечатление, что со светом всё ок. А уж какое вы там накрутили тонирование, и была изначально куртка на модели серой или коричневатой, никто никогда не узнает.

   Смотрим на одеяла, им положено быть белыми / Иллюстрация: Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Смотрим на одеяла, им положено быть белыми / Иллюстрация: Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Чистый цвет начинается на съёмке

Если нам нужен чистый цвет, половина успеха — это правильно подобранное освещение. Очень часто каша по цвету — это результат работы со смешанным светом. Такое происходит, когда одну сцену заливают несколько источников с разной цветовой температурой: солнце в окно и флуоресцентные лампы под потолком. Спасибо нашему умному мозгу, глазами мы этот хаос обычно не замечаем, если не присматриваться. А вот на фото эта вся красота будет бросаться в глаза.

Избежать этой проблемы можно несколькими способами. Например, работать только с искусственным светом, используя источники с одинаковой световой температурой (хороший вариант, но часто дорогой и иногда неудобный: нужно много осветительных приборов и избавляться от всего естественного света — например, использовать плотные шторы).

Это касается и источников искусственного света, и естественного. Намешаете солнечный свет с диодными лампами — запросто получите невнятный бардак. Особенно прекрасно, когда человек сидит около окна, и одну щёку ему подсвечивает солнце, а с другой стороны светит какая-нибудь тёпленькая диодка. И будет пол-лица синим, а пол-лица жёлтым. Прям бесплатное сплит-тонирование (нет).

Читайте также:
Сплит-тонирование: что это, как сделать в Lightroom, Photoshop и ACR

Хорошие варианты для чистого цвета:

– использовать одинаковые света (чтобы у них точно была одинаковая температура);

– использовать комбинацию солнце+вспышка (у импульсов температура солнечного света);

– использовать цветные фильтры, чтобы подгонять температуру одного источника под другой;

– работать с одним источником света (с тем же солнышком, например).

Второй момент, который стоит держать в голове во время съёмки, это цветовые рефлексы. Потому что (сюрприз) источник света — это не только то, что излучает свет, но и то, что его отражает. Поэтому если разместить модель слишком близко к ярко-синему фону, на лице могут появиться синие рефлексы.

По этой же причине сложно получить чистый цвет, проводя фотосессии в лесу или в парках, особенно под солнцем. Зелень деревьев переотражает и пропускает через себя чистый свет солнца, подкрашивая его в зелёный.

   Не самая страшная проблема, но если нужен чистый цвет, такого лучше избегать / Фото: youtube.com
Не самая страшная проблема, но если нужен чистый цвет, такого лучше избегать / Фото: youtube.com

Самый простой способ бороться с этой проблемой — не ставить модель слишком близко к объектам, у которых есть выраженный цвет.

Читайте также:
Паразитные оттенки: что это и как убрать на постобработке

Цветокоррекция по цифрам

Если что-то всё же пошло не так, сделать цвет более чистым можно на этапе постобработки. Вернёмся к нашим трём китам: белое, чёрное, цвет кожи. У многих начинающих иногда возникает вопрос, а какого-таки цвета всё же должна быть эта самая кожа. С белым и чёрным обычно проще. Плюс, кое-кто уже слышал, что экраны (особенно старых ноутбуков) могут привирать, и делать цветокор на глазок — игра опасная.

Есть совершенно конкретные значения цветов, на которые можно ориентироваться, по которым можно проверять себя. Особенно актуально тем, кто работает за старыми ноутбуками или в принципе никогда не калибровал свой экран.

Проверяем себя по значениям цветового пространства Lab:

  • у чёрного и белого значения a и b должны стремиться к нулю;
  • цвет кожи лежит в диапазоне от 10 до 25, при этом a всегда меньше b.

По идее, если со светом всё ок (он не смешанный и цветной), больших проблем с получением этих цифр не возникнет. Чаще всего это всё решается с помощью подбора правильного баланса белого.

   Слева неправильный баланс белого, справа исправленный / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Слева неправильный баланс белого, справа исправленный / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Можно проверять себя и по RGB, но там цифры запомнить сложно. Очень подробно о том, как работать с контрольными цифрами, где найти менюшки, которые отображают Lab, и как делать цветокоррекцию по цифрам, мы писали в этом материале.

Чистый цвет и тонировки, как их подружить

Означают ли два раздела выше, что чистый цвет — это хороший свет + техническая цветокоррекция, которая притягивает значения реперных нейтралей к контрольным цифрам? Нет. Чистый цвет может быть и творческим, и интересным, и при этом оставаться чистым.

Тонировки (намеренные искажения конкретных цветов и оттенков) обычно используются в двух случаях: либо когда в кадре абсолютная цветовая какофония (например, свадьба, где все гости одеты кто в лес, кто по дрова, или ситуация работы со смешанным светом), либо когда фотографу хочется сделать свой узнаваемый «фирменный» цвет, который будет выделять его среди конкурентов.

В первом случае это вынужденная мера, во втором — творческий и (или) маркетинговый ход.

В любом случае, чтобы удерживать белое белым, кожу кожаной и при этом иметь какой-то запас для манёвра по цвету, в Lightroom нам приходится балансировать на пяти основных инструментах:

– баланс белого;
– HSL;
– калибровки/Calibration;
раздельное тонирование/Split toning;
– цветовые
кривые.

И это место где заканчиваются простые решения и универсальные советы и каждому приходится идти к своему цвету своим путём.

Но (хорошие новости) есть несколько универсалий, на которые всё же можно опереться:

  • любую цветокоррекцию стоит начинать с баланса белого. Потом при необходимости править оттенки, раздельное тонирование и так далее, потом снова возвращаться к ББ;
  • HSL — достаточно простой инструмент, с которым стоит освоиться новичку. Им можно работать с отдельными оттенками, а не со всей фотографией в целом. Например, с помощью HSL можно вот так изменить цвет неба, не испортив ни белого, ни чёрного, ни скинтона.
   Небо бывает очень разных оттенков в зависимости от времени суток, температуры и влажности. Поэтому его можно смело перекрашивать на свой вкус / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
Небо бывает очень разных оттенков в зависимости от времени суток, температуры и влажности. Поэтому его можно смело перекрашивать на свой вкус / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт
  • Сплит-тонирование хорошо подходит, например, для контрастных портретов. Если лица у вас скорее светлые, а в тенях одежда, фон, всё остальное, можете спокойно отдельно работать со светами, получая хороший скинтон, отдельно с тенями, тонируя их как вздумается;
  • не лезьте в калибровки и цветовые кривые, если вы не понимаете, как это работает. Серьёзно, тут в двух словах не объяснишь, и если понимания нет, то лучше не надо;
  • и помните, что вы не обязаны работать строго в парадигме чистого цвета. Импрессионизм в фотографии — вполне себе направление, которое процветает и имеет своих поклонников. Загвоздка лишь в том, что чистый цвет новичку чаще сделать существенно проще, чем сложный и интересный авторский. Тут важна насмотренность.

И последнее. Обычно слова «перемудрили с цветом» звучат в двух случаях: либо тонировки слишком много (вы не просто сделали небо более бирюзовым, чем оно было, вы покрасили его в зелёный), либо цветокоррекция сделана криво. Первое лечится чувством меры, второе — опытом и насмотренностью.