Программами по финграмотности в школах, СПО и ВУЗах уже не удивить. А что насчет малышей? В День воспитателя дошкольного работника поговорим о том, как можно включить тему денег в процесс образования и воспитания ДОУ.
Набросала небольшой список идей.
1. Пословицы и поговорки.
Народная мудрость - она и в детском садике народная мудрость. Тем более, можно привязать тему финансов к разным темам.
Примеры.
✅про труд: "Кто не работает, тот не есть", " По работе и плата", " Хорошо живёт тот, кто много работает и учиться".
✅про бережливость: "Прибылью хвались, а убыли берегись", "Копейка рубль бережёт", "Копеечка к копеечке - рубль набегает".
✅про жадность: "В одну лапу всего не сгребёшь", "Кто много имеет, еще больше хочет", "Скупой платит дважды".
✅ про богатство и бедность: "Бедность не порок, а без шубы холодно", "Кто до денег охоч, тот не спит всю ночь", " Легко добыто - легко и прожито".
✅про деньги: "Долг платежом красен", "Деньги к деньгам льнут", "Много звёзд на небе, да высоко, много золота в земле, да глубоко, а за пазухой грош на всякое время хорош".
2. Игра в магазин.
Моё личное мнение, что лучшая финансовая игра всех времён и народов - это магазин. кто бы что ни говорил и кто бы какие игры не придумывал.
Магазин - это не только про деньги, но и про общение. Отличная социальная игра.
Во время игры дети:
✅узнают о профессиях людей, работающих в магазине (продавец,
кассир, охранник и т.д.)
✅ изучают типы магазинов (по типу обслуживания и по видам
товаров).
✅учатся правилам поведения в магазине.
✅ изучают простейшие математические действия (на примере сдачи).
✅знакомятся с экономическими понятиями (товар, покупка, продажа, цена и т.д.)
3. Книги.
Даже в детских произведениях прямо или косвенно, но поднимаются денежные вопросы. Это не обязательно должны быть именно специализированные книги. Есть множество произведений, которые затрагивают тему денег, но относятся к художественной литературе.
Примеры:
- Русская народная сказка «Курочка Ряба» (управление активами)
- Русская народная сказка «Заячья избушка» ( мошенничество)
- Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» (мошенничество)
- Валентин Катаев «Цветик-семицветик» (ресурсы и их использование).
- Алексей Толстой «Приключения Буратино, или Золотой ключик» (мошенничество).
- Александр Сергеевич Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде» (жадность, оплата труда).
- Николай Николаевич Носов «Незнайка на Луне» (одно из лучших произведений по финансовой грамотности).
Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино», «Тётя Дяди Фёдора, или Побег из Простоквашино», «Любимая девочка Дяди Фёдора» и т.д. (Кот Матроскин и его опыт управления финансами).
4. Мультфильмы и фильмы.
Можно организовать показ специализированных мультфильмов.
Например:
- Смешарики. Серии мультфильмов: "Азбука финансовой грамотности", "Пин-код. Азбука финансовой грамотности".
- Спокойной ночи, малыши!" Серии передач "Финансовая азбука".
- Интерактивный мультфильм "Богатый бобрёнок".
- Три кота. "Поход в магазин" (1 сезон, 10-я серия).
- Фиксики, 125-я серия "Деньги".
- Фикисики "История вещей. деньги".
А можно знакомить с миром денег обсуждая те произведения, которые изначально не только про деньги.
Например:
- "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (тема мошенничества и рационального распоряжения деньгами).
- "Золотая антилопа" (тема жадности).
"Трое из Простаквашино" (Кот Матроскин и его управление финансами).
5. Математика.
- Понятия "больше/меньше".
- Номинал монет 1 руб, 2 руб, 5 руб, 10 руб. Счёт и решение задач.
- Сортировка (например, банкноты влево, монеты - вправо и т.д.)
Интеграция финансовой грамотности в ДОУ зависит от возраста детей. В старшей и подготовительной группах - уже вполне можно изучать деньги и можно вплести эти знания в образовательный процесс.