Найти в Дзене
Смысл в кино

В чем смысл фильма Виды доброты

После триумфа «Бедных-несчастных» эпатажный режиссер вернулся к стилю работы «Классический Лантимос». Ценители сразу провозгласили новую картину «Виды доброты» как возвращение мастера к своим ранним работам, хотя режиссер трудился над ней не один год, поэтому вряд ли это можно назвать «возвращением». Скорее, после «Бедных-несчастных» появилась уверенность выдать что-то настолько смелое, как «Виды доброты», судя по интервью автора. Йоргос Лантимос подает идеи в своих фильмах настолько абсурдно, насколько абсурдны ярлыки общества и искажения элементарных понятий, таких как доброта, любовь, свобода выбора человека и др. И чем противней выглядят социальные извращения, тем противней это демонстрируется в фильмах. Неудивительно, что сама картина отдает душком, а напряжный музыкальный окрас только подчеркивает дикость происходящего. «Виды доброты» показаны так утрированно, что люди задаются вопросом «А в чем тут доброта?», и уже начали придумывать какие-то другие варианты более подходящих на
Оглавление

После триумфа «Бедных-несчастных» эпатажный режиссер вернулся к стилю работы «Классический Лантимос». Ценители сразу провозгласили новую картину «Виды доброты» как возвращение мастера к своим ранним работам, хотя режиссер трудился над ней не один год, поэтому вряд ли это можно назвать «возвращением».

Постер к фильму "Виды доброты"
Постер к фильму "Виды доброты"

Скорее, после «Бедных-несчастных» появилась уверенность выдать что-то настолько смелое, как «Виды доброты», судя по интервью автора.

Йоргос Лантимос подает идеи в своих фильмах настолько абсурдно, насколько абсурдны ярлыки общества и искажения элементарных понятий, таких как доброта, любовь, свобода выбора человека и др. И чем противней выглядят социальные извращения, тем противней это демонстрируется в фильмах.

Неудивительно, что сама картина отдает душком, а напряжный музыкальный окрас только подчеркивает дикость происходящего.

«Виды доброты» показаны так утрированно, что люди задаются вопросом «А в чем тут доброта?», и уже начали придумывать какие-то другие варианты более подходящих названий.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Но тут все очень четко, просто в гиперболе оказалось довольно сложно увидеть современную «доброту», под которой может маскироваться и жестокость, и травмы, и даже религиозность.

При этом все люди в его картине являются винтиками в толпе болтиков, не пытающиеся задуматься и проанализировать: что они творят, что все-таки происходит, - и которые готовы сметать все на своем пути к целям.

Каждый отрывок рассказывает о новом «виде доброты».

R.M.F. умирает

В первой части фильма нам представлен персонаж Рэймонда, который наслаждается собственным синдромом бога. Он управляет людьми, дергая их за ниточки, считая, что имеет на это полное право.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Сам Йоргос Лантимос говорил в интервью, что создавая эту часть, он вдохновлялся пьесой Камю «Калигула». Его поразило, как один человек может иметь такую власть над сотнями и тысячами других людей.

Играя в бога, Реймонд решает одаривать благословениями или всяким хламом тех, кто ему поклоняется и делает все по заповедям / записочкам с планом, что есть, что читать, как жить и кому умереть. А если человек отказывается, то проявляет «гнев господний» со словами «Ты что, меня больше не любишь?».

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Рэймонд считает, что проявляет доброту прямо как бог, хотя на самом деле это средоточие огромной власти в руках человека с явным психическим отклонением и манией величия.

При этом марионетка Рэймонда - Роберт действительно видит в своем хозяине - бога, ведь при искажении взгляда все сходится.

Люди часто просят что-то у бога, как у Деда Мороза: «Я буду хорошо себя вести, а ты мне дай то и то». Жесткая подмена понятий заключается в том, что бог не волшебник, и «хорошее поведение» не означает, что человек не будет сталкиваться с негативными событиями в своей жизни, а тем более, что будет что-то за это получать.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Роберт как Пьеро, потерявший любовь Мальвины, страдает, получив свободу действий. Он повторяет те действия, которые делал, находясь под властью Рэймонда, но все тщетно.
Ведь освободившись от гнета ложного бога, нужно найти бога внутри себя и обрести свой истинный путь, а это бывает довольно сложно для тех, кто не хочет или не может принимать самостоятельные решения, даже в вопросе, что заказать в баре.

И убив таинственного R.M.F. (к этому персонажу предлагаю вернуться чуть позже), Роберт возвращается во власть ложного авторитета. При этом вероятно, сам Роберт начинает оправдывать это действие добром, ведь сколько раз в истории человечества убийства были оправданы именем божьим?

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Тут конечно, можно возразить, как это вообще связано с жизнью? Такого не бывает!
В настолько утрированном виде, возможно нет.

Но если задуматься, сколько примеров взлетов карьер знаменитостей мы знаем, которые продавались продюсерам или другим важным персонам?
На любой работе сотрудники выполняют поручения руководителей, даже самые нелепые и неэффективные, перерабатывают и радуются простой похвале.
Да даже в семьях родители могут манипулировать детьми, демонстрируя свою любовь только если те, будут делать так, как сказали старшие. Здравствуй, Мойдодыр
"Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я".
А по итогу, вот вам толпа Робертов, которые не могут принять собственное решение без подсказки "астролога".

R.M.F. летает

Во второй части все крутится вокруг человечной и животной составляющих внутри человека. И в персонажах эти составляющие играют на контрасте.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Дэниэл - страж закона, с профессионально развитым паучьим чутьем, его задача защищать. И когда он видит свою жену, в которой явно что-то изменилось, он начинает шипеть, как и их кот.
Он даже не пытается понять, через что прошла Лиз. Он видит лишь, что в ней произошли перемены, а это опасность для него.

Угощая своих друзей ужином, он готовит мясо, которое предпочитает есть с кровью, в этой сцене нас как будто готовят к пониманию кровожадности этого персонажа.

А когда Дэниэл стреляет в парня, он подобно животному начинает зализывать рану.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Животное чутье выводит из него человеческую эмпатию, если она вообще у него была, поскольку при разговоре Лиз с отцом, он не просто так сказал "Мне стыдно называть это чудовище твоим мужем, я всегда знал...".

Лиз в свою очередь пережила травмирующее испытание на необитаемом острове, чтобы выжить.

Тут вспоминается "Дюна" и испытание гом джаббаром:

Ты слышал, что животные иногда отгрызают себе лапы, чтобы вырваться из капкана? Так поступают животные. А человек останется в ловушке, выдержит боль...

Психика Лиз зафиксировала поведение животного, и чтобы уберечь себя от безумия, гастрономический опыт был внутренне преобразован с травмирующего на безопасный.
Потому она сказала отцу, что собаки на острове были людьми, а люди - собаками. И теперь она ела не ногу, а собаки кормили ее шоколадом, который она не любила до этого.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

То есть психика в процессе замещения животного проявления Лиз на человечное, убрала травму в подсознание, но когда Дэниэл говорил ей, что он очень голоден, эта травма вылезала, заставляя ее чувствовать подсознательную вину и отрезать от себя куски, пока это окончательно не убило ее.

Таким образом, в Дэниэле животное убило человечное, а у Лиз человечное пыталось спастись от животного.

В реальной жизни такой абьюз случается не в таком утрированном виде, но жертва, имея какую-то непроработанную подсознательную травму, отрезает от себя куски морально, лишь бы угодить агрессору.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

А если жертва меняется, да еще в лучшую сторону, то агрессор всеми силами пытается морально задавить ее. К примеру, Лиз после возвращения домой явно сделала переоценку ценности жизни, она забеременела, хотя раньше мешали какие-то психологические проблемы.
И Дэниэл, чувствуя болевые точки, уничтожил ее.

Любопытно, что в реальной жизни поведение жертвы зачастую воспринимается, как проявление доброты "Я все для него/нее делаю". Хотя конечно, это больная подмена понятий.

Финал истории лично я трактую так, что после смерти (или после побоев) жертвы агрессор очень часто начинает играть раскаяние, видя в ней святость с просьбами простить и обещаниями измениться, но уже поздно.
И после смерти Лиз Дэниэл открывает дверь, откуда сочится яркий свет, и он видит "жертвенную" Лиз, но только уже в иллюзии, в то время как настоящая Лиз истекает кровью в серых и тусклых тонах.
Такую историю мы видели, к примеру у Аллена Делона и Роми Шнайдер или в фильме
"Легенда".

R.M.F. ест сэндвич

В третьем отрывке под вопрос ставится религиозность, которая сама по себе очень часто вызывает спорные чувства и мысли по типу «А это действительно служит каким-то высшим и благим целям?». Очень часто будь-то церковь или религиозная секта обладают такой властью, что человек становится в ее руках таким же безвольным как и Роберт из первой части.
И благая задумка превращается в извращенный фанатизм, который не имеет ничего общего с богом или верой.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Здесь мы видим группу фанатиков, и как и полагается, у них есть объект поиска - предводитель или святая, как будет угодно.

Обычно в легендах или пророчествах о мессиях, их наделяют какими-то приметами, датой рождения под определенной звездой, словами или действиями, которыми он должен доказать, что это именно он. Прямо как в той же Дюне.

Йоргос Лантимос тут как всегда утрирует и смеется, смеется и утрирует: здесь о мессии известно многое, вплоть до расстояния между грудей, веса, роста, а также что у нее обязательно должна быть мертвая сестра-близнец
Даже если она действительно может воскрешать из мертвых, не имея хотя бы одной из этих составляющих - это уже не то.

Также в любом культе должны быть строгие правила, нарушив которые ты с позором изгоняешься из «святейшего сообщества».

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

В данном случае, поскольку их мессия должна уметь воскрешать, то вероятно, тут идет ассоциация с живой и мертвой водой, потому все должны следить за «жидкостями», с которыми взаимодействуют: воду нужно пить лишь освященную слезами лидеров секты, с ними же совокупляться, а при подозрении на нечистую силу, обязательно нужно, чтобы тебя лизнули.

Религиозность, которая пропагандирует свет и добро, но есть нюанс.

Но дело в том, что истинная вера не связана с условностями и правилами, она связана с любовью. И близок к богу тот, кто идет своим путем, искренен и честен, внутри которого любовь, а не тот, кто хочет посадить персональную святую на дорогущую яхту и поднимает цены на взносы, чтобы не выгнали из клуба "верующих".

Как говорил Ханс Кристиан Андерсон:

Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к богу, потому что творит добро, не ожидая награды, в отличие от верующих лицемеров


Эмили тут неоднозначный персонаж, но очевидно, что она не была полностью отдана ограничениям секты, ведь внутри нее оставалась любовь к дочери, которую она не могла полностью отпустить.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Возможно, частично оставаясь собой, интуитивно она чувствовала ту самую святую, которая приснилась ей. И изгнание событийно послужило для нее знаком, что ей не надо быть в секте, что ей стоит идти по своему пути.

Однако, в ней боролись две составляющие от души и от головы.
Голова хотела получить прощение у сектантских вождей, а душа вела ее к святой Рут, которая не стремилась к тому, чтобы ей поклонялись, она просто служила своим даром.
Рут возможно и была святой, потому что жила своей простой и свободной жизнью. И святость выступает метафорой, что своей свободой она может исцелять людей ото сна.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Тем не менее "голова" взяла вверх над Эмили, и на место любви пришло насилие.
Эмили сама прошла через насилие, и через насилие повезла Рут на яхту. И
во имя псевдодобра убивается свобода и святость.

Кто такой R.M.F.?

Та самая загадочная личность, которая судя по заголовкам должна являться главным персонажем, однако, R.M.F. лишь бессловесно появляется во всех трех частях как какой-то статист.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

В фильме не раз прослеживается линия ложной божественности.

Но что если R.M.F. является истинной божественной фигурой, которая в первой части безмолвно смотрит на то, что творят люди и готов пожертвовать собой. В этой части люди убивают бога внутри себя, играя в игры власти и подчинения.

Во второй, - он спасает и привозит Лиз с необитаемого острова, что выглядит как какое-то чудо спасения, возможное только с участием чего-то божественного.

В третьей части, его воскрешает святая девушка, но на самом деле, он метафорично оживает через сердца тех, у кого внутри есть вера.

И если одни убивают его, то другие воскрешают, для одних он мертв, для других является спасителем. И истинная божественная фигура лишь наблюдает за человечеством, не проявляя ни гнева, ни радости, ни властности, он нейтрален, но он с теми, кто верит.

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

И с одной стороны, было бы логично, чтобы вторая часть была либо первой - до убийства, либо последней после воскрешения, но нет.
Не просто так, в третьей части он выглядит так, как после машины из первой части.

Йоргос Лантимос в своем интервью говорил, что изначально планировал, чтобы все три части не были последовательны, а шли как бы одновременно. И из-за этого все актеры должны были быть разными, чтобы не произошло путаницы.

Однако, позже было принято решение о триптихе, чтобы сохранить актерский состав во всех трех частях. Но изначальная идея намекает о том, что все происходит одновременно, то есть эдакая мультивселенная, в которой все события происходят вне зависимости от пространства и времени.

То есть убийство и воскрешение божественной фигуры происходит одновременно, но это зависит лишь от выбранной героями дороги жизни.

Почему же его имя R.M.F.?

Кадр из фильма "Виды доброты"
Кадр из фильма "Виды доброты"

Не думаю, что хоть кто-то ответит на этот вопрос. Есть теории, что это аббревиатура испытаний, которые проходят персонажи в разных частях.
Есть мнение, что это инициалы персонажей из первой части.
Но тут у каждого может быть своя трактовка, потому что сам Лантимос такие вещи не раскрывает.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду искренне рада вашим лайкам и подпискам!
И конечно, если хотите поддержать автора, то свои донаты вы можете
отправить здесь.
Недавно я создала свой
ТГ канал, если интересно, заходите.