27 сентября в Собор Архангела Михаила на Советской улице в подмосковных Бронницах начали стягиваться люди, чтобы попрощаться с Романом Мадяновым — всенародно любимым артистом, ушедшим из жизни 25 сентября в результате продолжительной борьбы с онкологическим заболеванием.
Формально прощание началось в 11.00, но некоторые пришли чуть раньше: первой прибыла семья актера — как две капли похожий на отца сын Роман и жена Наталья, — пускать всех остальных внутрь храма стали чуть позже — ближе к полудню.
Представителей старой школы кино было в достатке. Пусть и десяток знаменитых актеров, зато каких. Одними из первых приехали на церемонию прощения близкие друзья Мадянова — Федор Добронравов (сосед по даче) и Мария Аронова.
Обычные люди в пропорции 1:1 с журналистами (поначалу около полусотни, а затем в два раза больше), пара полицейских, несколько казаков из «патруля», поклонники и местные жители — пожалуй, так и должно выглядеть прощание с актером, которого ценят за всенародно узнаваемые образы. Простой народ и составлял основной колорит церемонии — это было символично и показательно.
Прямо в спортивных костюмах, с авоськами, кто в джинсах, кто в черном, кто в белом — с двумя розами или хорошим букетом, парами и по одиночке — шел в храм люд, для которого и работал Мадянов. Все честно и бескорыстно хотели отдать дань памяти Колобку из «Солдат», Левашову из «Убойной силы», Харченко из «Штрафбата», Шелевяту из «Левиафана», Виктору Степановичу из «Домашнего ареста» и так далее. У всех было свой любимый Мадянов, который даже самых мерзких персонажей показывал настолько правдоподобно и обличительно, что множил этим самым добро.
В отличие от псевдодружественной атмосферы шоу-бизнеса, где артисты фальшиво лобызают друг друга на каждой премьере, в Бронницах все было тихо, камерно и по-семейному. Ни одной молодой хайповой звезды из ряда тех, с которыми часто работал Мадянов в кино и сериалах, не было. Видимо, все работали. Моря цветов тоже. Всего лишь пара больших венков с вишневыми розами («От жителей Ромашкино», «От однокурсников») одиноко, но гордо стояли у храма Архангела Михаила, где молились за душу новопреставленного актера.
— Это было очень неожиданно для всех, — Борис Щербаков смотрелся особенно изможденным. — Для меня это как будто кусочек от сердца оторвали. В моей жизни многое связано с Ромочкой, он замечательный актер и потрясающей доброты человек. Жаль, что его не стало. Я очень переживаю, конечно. Если вы знаете историю, то помните, что святой Борис был крещен Романом. Так что для меня Роман — особое имя. А Роман Сергеевич, с которым я много работал с огромным удовольствием, — особая утрата. Каждая встреча с ним была праздником.
Был и Александр Стриженов, жена которого Екатерина первой сообщила о горе в соцсетях.
— Выдающийся актер, — констатировала Ольга Дубовицкая. — Церковь, как вы знаете, лицедейство запрещала, но куда деть такое великое дарование? Не фрезеровщиком же работать. Мадянов никогда не повторялся, много сотворил добра тем, как он обличал зло. И еще он муж одной жены, что редко случается в этой тусовке. Простите, я вообще не очень достойна говорить о нем.
— Большое горе у нас всех, что тут еще говорить? — удивленно осмотрев многочисленные камеры, будто видит их в первый раз, риторически спросил Сергей Векслер, звезда «Антикиллера», и широкими шагами направился в храм.
Вместе с женой приехал значительно поседевший Марат Башаров, который буквально на днях собирался рыбачить с Мадяновым (актер был фанатом рыбалки, охоты, а еще компьютерных игр).
— Мы созванивались за несколько дней до его ухода, — вспомнил Башаров. — Договорились — он любил рыбалку — что идем рыбачить. Ромочка, говорю, обещаю, что через пару дней едем на Оку! И вот он ушел. И мы, в память о нем, в честь его, поехали на Оку. Правда, ничего не поймали. Ну пусть вся рыба достанется ему. Потому что он был неповторимым. Говорят, что он был похож на своих героев, но это не так. Наоборот — герои были похожи на него. Это он создавал их такими. У нас были разные совместные проекты и спектакли. И каждого съемочного дня или репетиции я ждал. Потому что Роман Сергеевич приносил всегда с собой или новую историю, или анекдот. Поэтому каждая такая встреча была праздником, как 1 сентября — снова прийти в школу и увидеть друзей. Каждая новая смена была ожиданием. Много нового от этого великого актера и человека хотелось слышать чаще. Пусть он порадует всех и ТАМ прямо сейчас.
Ирина Купченко в стильном темном костюме и очках-хамелеонах принесла большой букет не менее стильных миниатюрных чайных роз и спешно ручейком просочилась между журналистами — туда, где еще находилось не преданное земле тело актера.
С Дарьей Фекленко актер работал в сериалах «Склифосовский» и «Совершенно летние» — и она тоже пришла попрощаться с коллегой.
— Невероятной доброты, таланта, широченного сердца человек, — подчеркнула актриса. — Потрясающе жил и работал, просто невозможно было оторвать глаз. Всем бы такую жизнь.
Около 13.00, когда все желающие попрощались, гроб с телом артиста начали выносить из храма. Разумеется, под аплодисменты и колокольный звон (как последний, третий театральный звонок). Вслед за семьей за процессией едва поспевал Сергей Гармаш в темных очках, которых буквально вприпрыжку бежал за коричневым гробом, прихрамывая на правую ногу.
Похороны четырехкратного лауреата кинопремии «Ника» пройдут в 16.00 на кладбище в селе Малахово Раменского городского округа Московской области. Туда в любое время года сможет прийти каждый, кто ценил и понимал талант Роман Мадянова.
Автор: Константин ГЛЫБА