Все фото из открытых источников Интернета
Рассказ машиниста метро на Украине о его работе:
О приёме на работу
Мой стаж работы машинистом метро — почти двадцать лет.
Прежде я работал проводником и каждый месяц был неделю-две в отъезде.
Когда женился, родилась дочь, захотелось больше времени проводить дома.
Решил пойти на курсы машиниста метро.
Там проверили зрение, слух, давление, пьющий-непьющий, морально устойчивый ли, не было ли приводов в милицию — у меня всё было в порядке.
Хотя проверки эти были формальными, брали кого попало.
Некоторые были явными бухарями, а один такой, что мы сразу поняли: парень со сдвигом.
Не знаю, как он медкомиссию прошёл, но пять лет проработал, пока его не посадили за убийство.
В машинисты брали в основном ребят из пригорода.
Если же киевлян, то преимущественно с Оболони — чтоб недалеко от депо жили.
Женщин почему-то не брали.
Помню только одну.
Не брали, наверное, потому, что женщинам нужно и комнату отдельную давать, чтоб они могли поспать после ночной смены, и отдельную душевую делать.
А у нас всё общее было, как в армии.
Вообще, чтобы работать машинистом, нужно быть флегматиком.
А скорее даже пофигистом, не принимать всё близко к сердцу.
Работа в целом монотонная, но случаются и стрессовые ситуации.
О пассажирах
Падают на рельсы достаточно часто.
Когда я только устроился, случай был: солдат в самоволке, видимо, убегал от патруля.
Поезд уже тронулся, и парень решил зацепиться за последний вагон.
Схватился за поручни, продержался какое-то время, а потом сорвался — полетел по шпалам.
Насколько помню, печально там всё закончилось.
Чаще всего пассажиры падают с платформы на «Вокзальной».
Сам я никого не сбивал, один раз только зеркалом пьяного задел, но тот, слава богу, не упал под поезд.
А у других ребят были случаи.
Если сбил пассажира, тебе сразу дают три дня на то, чтоб прийти в себя.
Некоторые берут неделю или даже месяц.
Когда человек падает на рельсы, машинист мгновенно тормозит, благо тормоза зверские.
После этого он не должен ни на сантиметр сдвигать поезд, чтобы не додавить.
Под платформой есть третий, контактный, рельс под напряжением в 825 вольт.
Обычно, если человек упал, он оказывается между этим рельсом и вагоном, то есть попросту там застревает.
Напряжение, разумеется, сразу вырубают.
Однажды я помогал вытаскивать упавшего пассажира на «Театральной».
Он часа полтора мучился: зажало плотно.
Тогда машинист нарушил правило: чуть отъехал, и мы вытащили мужика.
После такого шока одни кричат, другие, наоборот, не могут произнести ни слова.
Был у нас «чемпион» по числу сбитых пассажиров — четверо, кажется, на его счету.
Он отец-герой, многодетный, так что по закону его не могли уволить.
Он кого-то задавит, а потом на больничный уходит на полгода — за детьми смотреть.
Ещё было время, когда появилась мода гулять по шпалам на открытых участках.
Помню, еду в полночь, вижу: идёт мужик.
В таком приличном чёрном костюме, но почему-то босиком.
Интервал между поездами большой, и он почти успел от «Гидропарка» дойти до «Левобережной».
Я остановился, затащил его в кабину.
«Ну наконец-то,— говорит, — дождался. Тяжело идти».
Спрашиваю, почему босиком.
Объяснил, что шпалы скользкие, в обуви неудобно.
Доехал я с этим «пассажиром» до станции, передал его диспетчеру, а тот — уже милиции.
Об управлении поездом
Поезд «поворачивает» сам.
Вернее, то, что все называют «поворотами», — у нас это «кривые участки».
Поезд проходит их не поворачивая колёса, за счёт уклона путей.
Но работа у машиниста есть: открывать и закрывать двери, тормозить, ускоряться, следить за приборами.
Обычно ездим со скоростью 40–50 км/ч.
Максимальная скорость поезда — 80 км/ч.
Можно и больше, но рискованно, поскольку некоторым вагонам уже больше 50 лет.
В Москве и Питере такого старья нет — на металлолом сдали.
У нас же вагоны, которые ещё в 1990-м списывать собирались, до сих пор ездят.
Среднее нормальное расстояние между поездами — метров 600-800.
Когда какой-нибудь состав выбивается из графика, задерживается на станции, следующий за ним вынужден останавливаться в тоннеле и ждать.
В таких случаях пассажирам кажется, что поезд остановился между станциями, но на самом деле я вижу хвост впереди идущего поезда, между нами от силы метров 150.
Так происходит, потому что, например, на той же «Вокзальной» толпа долго не может втиснуться в вагон, и поезд стоит на 10-20 секунд дольше, чем положено.
Когда расстояние между составами сокращается, в поезде, который идёт следом, срабатывает автоматика и он сам тормозит.
Кроме этого, специальный прибор каждые 50 метров показывает, с какой максимальной скоростью я могу ехать (она зависит от того, как далеко находится впереди идущий состав).
Бывает, едешь 80 км/ч, а прибор вдруг показывает, что допустимый максимум — 40.
Если не успеваешь сам плавно притормозить, поезд автоматически сбрасывает скорость.
Именно в такие моменты состав дёргается и кажется, что все пассажиры должны по инерции влететь в первый вагон.
О графике работы и окладе
С 06:15 до 07:00 — утренний пик, в это время на работу выходят почти все машинисты.
Минут за 10 проходим медкомиссию и выезжаем.
Обеденный перерыв — полчаса.
Если приспичило в туалет, то нужно терпеть до депо.
В неделю один выходной день, выходит всего четыре выходных в месяц.
Так мало из-за того, что у нас шестичасовой рабочий день.
Бывают, правда, и жирные выходные: в пятницу утром закончил работать, а вышел аж в 6 вечера в воскресенье.
Зимой вообще неделями солнца не видишь.
Когда смена утренняя, а живёшь в пригороде, как я, на работу добираешься на электричке.
Те, кто закончили ночную смену, а следующая на утро, ночуют в депо на «Дарнице» или «Академгородке».
Там метрополитен снимает для работников квартиры в хрущёвке, где можно переночевать.
Зарплата со всеми надбавками и премиями — до 5 000 тысяч гривен.
Если выбиваешься из графика больше чем на 10 секунд, могут оштрафовать (вычитают из премии).
А держаться расписания бывает сложно.
Народ долго заходит — поезд задержался на станции.
И уже мало того, что опаздываешь, так ещё должен со следующей станции забрать чуть больше людей.
Зато под вечер, когда интервал между поездами около 10 минут, как только не коротаешь время.
Я и отжимался от пола, и приседал, чтоб не свихнуться от скуки.
Прямо в кабине, конечно.
Скорость небольшая, приборы в поле зрения, всё под контролем.
Некоторые газеты и журналы читают, на мобилках играют, музыку слушают.
О тайных тоннелях и кошельках на рельсах
Когда ещё не было станции «Театральная», поезд шёл от «Университета» сразу на «Крещатик».
Позже для «Театральной» построили параллельный тоннель, но старый оставили.
В него начали свозить мусор со всей линии.
В 1995-м мусор загорелся — дым и вонь стояли на всей ветке.
Ещё есть тоннели от «Арсенальной» в сторону «Днепра» — там целый комплекс на случай войны.
Никто не признаётся, что там конкретно.
Я пару раз мельком видел огромные металлические ворота.
Там ещё стоит небольшой поезд — игрушечный, как мы его называем.
Говорят, что он на дизеле работает, а не на электричестве.
Свет в тоннелях горит, так что я вижу, когда там кто-то ходит.
Во время езды кучу народу встречаю, электриков в основном.
Они пути не пересекают, ходят по специальной дорожке, справа вдоль колеи.
А когда на «Вокзальную» въезжаешь, прекрасная картина открывается: слева в ряд лежат портмоне на любой вкус!
Карманники ж как работают: вытащил кошелёк, деньги достал, а на остановке его в щель между поездом и платформой бросил.
На всех станциях красной ветки двери открываются с левой стороны, и только на «Днепре» — с правой.
Не раз случалось, что пассажиры, несмотря на предупреждающую надпись на дверях, прислонялись и выпадали на платформу.
Был случай, когда и сам ошибся — открыл левые двери на «Днепре».
К счастью, никто не выпал.
У машинистов есть правило: из кабины на промежуточных станциях выходить нельзя.
А один выскочил из кабины на «Берестейской»: бабка с тележкой не могла в вагон втиснуться, так он её втолкнул, двери захлопнулись и поезд поехал.
Всё обошлось, поезд доехал до «Святошино», сработала автоматика, состав остановился.
Пассажиры, думаю, даже ничего и не заметили.
Но машиниста уволили, хотя стаж у него был около 30 лет.
О приборах
Всё так устроено, что одновременно открыть и левые, и правые двери невозможно.
Также нельзя открыть двери в одном вагоне — только во всех сразу.
На новых поездах ездить сложнее.
Они резче тормозят, а это плохо — колёса становятся «квадратными» и буксуют.
Мы новые поезда называем тракторами — у них рычаги, которые приводят в движение поезд, устроены, как у трактора.
Был случай, когда машинист уже заехал в депо, непонятно как переключил движение на задний ход и поехал со скоростью 80 км/ч!
Благо быстро затормозил.
После этого случая сделали специальную кнопку, чтобы решение поехать назад было более осмысленным.
Ещё есть рация.
Когда говоришь с диспетчером, тебя слышат все машинисты на ветке.
С диспетчером надо говорить, если кто-то упал, если опаздываешь и ещё в некоторых случаях.
Но лучше, когда тебе с ним вообще не приходится разговаривать.
Для объявлений по громкой связи тоже есть кнопка.
Когда я только начинал работать, была только запись объявления станций.
Всё остальное приходилось орать в микрофон.
Бывало и матом кричали.
Но, что характерно, никто из пассажиров не жаловался.
WORLD ROCK DAY
World rock Day ежегодно отмечается 13 апреля.
Данный праздник еще не признан на официальном уровне генассамблеей ООН, но это обстоятельство не мешает отмечать его меломанам со всего мира.
Некоторые считают днем его основания 12 апреля 1954 года.
Такая путаница в один день вызвана спорами относительно времени записи песни «Rock Around the Clock», которая является одним из первых хитов.
Во время празднования любители такой музыки собираются в пабах и слушают старые пластинки.
Композиция «Rock Around the Clock» является наиболее известной и продаваемой песней из направления рок-н-ролл.
Но поскольку она была представлена в самом начале становления этого нового направления, на радио ее заявили как представительницу стиля фокстрот.
Эта песня выпущена на 25 млн пластинок.
Элвис Пресли заслуженно считается королем рок-н-ролла.
Его синглы 151 раз были на вершине музыкального рейтинга в журнале «Билборд».
Сам музыкант выпустил альбомов, которые стали хитами.
Всего в его творчестве более 150 альбомов, а общее число выпущенных пластинок превысило 1 млрд копий.
За более чем 63 года существования рок-н-ролла появились сотни музыкальных групп в этом направлении.
Существует музей славы rock'n'rollа.
Он был открыт еще в 1995 году в Кливленде.
Здание музея имеет очень необычную форму - оно напоминает птицу с расправленными крыльями, что символизирует дух свободы новой музыки.
Ежегодно его посещают сотни фанатов рок-музыки из разных уголков мира.
Ежегодно в Финляндии проходит соревнование по игре на воображаемой гитаре.
Участники подобным образом пытаются подражать знаменитым звездам и выражают почтение рок-н-роллу.
Качество их исполнения оценивается по трем параметрам: артистизму, харизме, технике игры на воображаемом инструменте.
Обычно соревнование состоит из двух раундов.
В первом участники показывают заготовленный номер, а во втором импровизируют под выбранную жюри композицию.
Rolling Stones В 2003 году в Торонто (Канада) она провела концерт, который посетило более 490 тысяч фанатов.
Эта же музыкальна группа спустя 2 года провела наиболее успешное турне по миру с общей прибылью более 437 млн долларов.
Рио-де-Жанейро
Рио-де-Жанейро,– то есть «январская река» – в высшей степени поэтичное название для города, на территории которого текут более 200 рек.
Однако к какой из рек имеет отношение это название?
А вот и ответ: ни к какой.
Португальский исследователь Гашпар де Лемуш впервые прибыл в Рио в январе 1502 года.
Согласно легенде, в тот момент, когда Лемуш придумал имя для города, он плыл по заливу Гуанабара – однако принял этот залив за устье большой реки.
В наши дни некоторые историки оспаривают эту теорию, утверждая, что португальцы были слишком искусными моряками, чтобы совершить такую ошибку – и что слово “рио” в XVI веке, среди прочего, обозначало и “залив”.
Так или иначе, имя Рио-де-Жанейро приклеилось к городу.
В Рио более 1000 трущоб – фавел – и в них проживают более четверти кариокас (местных жителей).
Люди, которые не могут похвастать высокими доходами, селились в фавелах с конца XIX века – то была наиболее доступная для них возможность получить крышу над головой.
Именно там, в фавелах, бывшие африканские рабы и их потомки впервые создали музыкальный стиль, который сейчас известен нам как самба.
Сейчас самые прославленные городские школы самба, выпускники которых каждый карнавал участвуют в самом знаменитом параде мира, расположены в фавелах – или поблизости от них.
Мангейра, Сальгейро и Унидуш-да-Тижука – вот лишь некоторые названия.
В Рио открыточных красот естественного происхождения хоть отбавляй, однако самая известная тамошняя достопримечательность – не просто создана руками человека, но еще и, по результатам состоявшегося в 2007 году голосования, была названа одним из 7 новых чудес света – наряду с такими шедеврами, как римский Колизей и Тадж-Махал.
И природа на самом деле меркнет перед статуей Христа-Искупителя: руки, размах которых достигает 28 метров, пришлось монтировать над пропастями горы Корковаду без строительных лесов – ведь их просто негде было соорудить.
Монумент торжественно открыли в 1931 году – к 100-летию Рио-де-Жанейро.
Христос высотой в 30 метров (не считая 8-метровый пьедестал) – самая большая статуя в мире в стиле ар-деко.
Деньги на постройку монумента был собраны бразильцами, смоделирован он был французом, а материалом для него послужил шведский камень.
То, что получилось, обладает подлинно божественной сущностью: несмотря на то, что по несколько раз в год в статую ударяет молния, она выдерживает все атаки – и невозмутимо взирает на обитателей Города Чудес.
Согласно Книге Рекордов Гиннеса, в 2004 самый колоритный праздник города привлек рекордные 400 000 иностранных гостей – так что это действительно самый большой карнавал в мире – “официально”.
Помимо посетителей со всего света, каждый год около 5 миллионов обитателей города выходят на улицы Рио, чтобы поучаствовать в сотнях районных празднествах и парадах, которые называются “blocos” – заводилами в них служат группы, танцующие самба.
И это не говоря о тех тысячах людей, которые приобретают дорогие билеты, чтобы полюбоваться на знаменитые парады, где соревнуются самые лучшие школы самба Рио.
Словом, это праздник из тех, что нельзя пропускать ни в коем случае!
Что общего у “открыточных” Сахарной Головы, статуи Христа-Искупителя и пляжа Копакабана?
Залив Гуанабара – везде на заднем плане виден именно он.
Ничего удивительного, ведь он огромный – на его берегах расположены не менее 15 разных городов.
Этот залив – второй по величине в Бразилии: его поверхность занимает 412 квадратных километров, тут 53 пляжа – и его воды омывают более сотни островов.
Почти наверняка вы посетите по крайней мере один из них – самый большой, если уж на то пошло.
На Илья-ду-Говернадор – Губернаторском Острове – расположен международный аэропорт Рио.
В ноябре 1807 года королевской семье Португалии пришлось принять непростое решение – бежать в Рио-де-Жанейро, в Бразилию, чтобы не попасть в плен к Наполеону и его войскам.
Отъезд был организован на высоком уровне: около 15000 человек – собственно члены семьи и прислуга – погрузились на 14 кораблей и отплыли в Бразилию.
При них находилось одно из самых ценных сокровищ Португалии: Королевская Библиотека – 60 000 томов.
На самом деле, один из первых бразильских указов Жуана VI, португальского принца-регента, был посвящен учреждению Национальной Библиотеки – которая, с ее 15 миллионами томами, и поныне остается одной их крупнейших в мире – восьмой.
Автобус – наиболее доступный способ перемещаться по Рио, посетители города могут доехать на них практически до любого пункта.
Однако ж поездка по Рио на автобусе не такое уж простое дело, как можно предположить.
Лучше особо не рассчитывать на любезность водителей автобусов – им свойственна манера игнорировать элементарные меры безопасности, и они частенько захлопывают двери своих транспортных средств перед теми пассажирами, которые, по их мнению, запрыгивают в салон недостаточно резво.
Многоопытный, годами практиковавшийся в пассажирских навыках исследователь по имени Рональдо Балассиано проявил любопытство и решил проникнуть вглубь этого социального феномена.
Он обнаружил, что страх остаться с носом на остановке заставил кариокас развивать в процессе посадки и высадки из автобуса большую скорость.
Чтобы запрыгнуть в автобус, кариокас в среднем тратят 1,85 секунд, тогда как у не менее активных по части городских перемещений, постоянно пользующихся услугами общественного транспорта лондонцев на это уходит 2,4 секунды.
Так что – вас предупредили!
Рио – мегаполис, в нем живут более 6 миллионов человек, однако и там может показаться, что вы очутились в маленьком городке – особенно когда вы наxодитесь посреди леса, под низвергающимися каскадом струями водопада.
Дело в том, что в Рио находится самый крупный в мире лесной массив – из тех, что помещаются внутри городской черты: Флореста-да-Тижука.
Заповедный район размером в 33 квадратных километра – результат реализованной в конце XIX века программы лесовосстановления, которая была запущена по приказу бразильского императора Педру II.
Идея была в том, чтобы возродить район, разрушенный деятельностью кофейных плантаторов, – чтобы бороться таким образом с эрозией холмов, которыми окружен город.
Довольно много туристических достопримечательностей Рио так или иначе имеют отношение к лесу Тижука – Ботанический сад, парк Лаже и гора Корковаду только некоторые из них.
Жители Рио называют себя кариока.
Слово уходит своими корнями в язык тупи-гуарани – туземцев, которые населяли эти благословенные места задолго до того, как европейцы вообще узнали об их существовании.
Кариока – или Кари’Ока – так индейцы называли город, который строили на их земле португальские колонизаторы.
Слово это означает «дом белого человека».
Когда в 2009 в Рио-де-Жанейро пришла новость о том, что его выбрали городом, принимающим 2016 Летнюю Олимпиаду, на иконическом пляже Копакабана начался настоящий праздник, отмечать который явились тысячи людей.
Это была уже третья попытка выиграть право проводить Олимпиаду, и все ощущали, что теперь и в самом деле пришла очередь Рио.
Однако все висело буквально на волоске.
Рио едва-едва вошел в составленный Международным Олимпийским комитетом шорт-лист из четырех городов, на основе которого делается окончательный выбор.
Он стоял на строчку ниже, чем Доха, которую в самый последний момент сняли с гонки по сугубо техническим соображениям (в те месяцы, когда в Европе лето, в Дохе слишком жарко, и поэтому они предлагали провести Игры в октябре, однако это не прошло).
Комиссия МОК поставила Рио не слишком впечатляющую оценку — 6.4 балла, однако город цеплялся за победу изо всех сил – и добился своего: кончилось тем, что именно он выиграл конкурс, несмотря на все прогнозы.
Некогда Рио был единственной европейской столицей, находящейся за пределами Европы
Отчаянные времена требуют отчаянных мер, по крайней мере именно так это представлялось королю Жуану VI.
На дворе стоял 1807 год, и дело шло к тому, что войска Наполеона вот-вот вторгнутся в Португалию с намерением покорить маленькую прибрежную страну и установить там французское владычество.
Королю Жуану VI все это крайне не нравилось, и чтобы спастись от французов, он упаковал чемоданы и перебрался – вместо со всем своим королевством – в Рио, где и прожил с 1808 по 1821 годы, а затем все утихомирилось, и королевская семья смогла вновь вернуться домой.
Распробовав, каково это – быть штаб-квартирой империи, Рио не захотел жить по старинке.
Независимость Бразилии была провозглашена в 1822.
Говорят, что единственное, ради чего живут кариокас – это тот момент, когда в Летнюю Пятницу мэр Рио вручает ключи от города Королю Момо, отмечая таким образом начало Карнавала, «maior festa do mundo» (самой большой вечеринки в мире, как они сами его тут называют).
Король Момо – мифический персонаж, весельчак, чьи исторические корни уходят во времена Древней Греции.
Он символизирует власть веселья и свободы над разумом, и обычно его роль исполняет толстый, добродушного вида человек, облаченный в шутовскую корону и балахон, который чувствует себя в этом наряде в своей тарелке.
Официальный церемониал был учрежден в 1933 году, и с тех пор все воспринимают его достаточно серьезно.
Сотни журналистов каждый год освещают этот символический момент.
Ключи остаются в распоряжении Короля Момо до Пепельной Среды, когда жизнь Рио вновь возвращается в повседневную колею.
Не то чтобы бразильцы вспоминают этот день со слезами радости на глазах, однако факт тот, что 16 июля 1950 года оказался днем воистину историческим.
Шел чемпионат мира по футболу 1950 года, и Бразилия встречалась в финальном матче с Уругваем.
Сценой футболистам служил стадион Маракана, построенный специально к Кубку мира; на тот момент он был крупнейшим стадионом в мире.
173 850 обладателей купленных билетов – плюс примерно 20 000 зайцев и прочих приблудных зрителей – пришли туда увидеть то, что, как они полагали, станет первым в истории Бразилии триумфом на Кубке мира.
Однако Уругвай увел у Бразилии победу, и тишина, повисшая над заполненным двумя сотнями тысяч болельщиков стадионом, была настолько оглушительной, что даже получила особое название: «мараканасо».
Безусловно, один из самых выдающихся памятников Оскару Нимейеру – это Бразилиа, однако человек, с которым ассоциируется современная архитектура, родился и вырос в Рио.
Возможно, именно здесь Нимейер вобрал в себя поэзию города и научился создавать свои невероятные бетонные здания по образу и подобию морских волн.
Значительная часть его шедевров – в том числе знаменитый Музей современного искусства, похожий на летающую тарелку – находятся в Нитерое, городе, который смотрит на Рио с противоположной стороны залива Гуанабара.
Этот музей – часть Нимейеровского маршрута, который включает в себя семь зданий, спроектированных архитектором.
Однако в Рио тоже имеются нимейеровские сокровища: дворец Густаво Капанемы и Самбадром Маркеш-ди-Сапукаи, например.