Найти тему

"Психическое кровотечение" пограничной личности... Как остановить?

Одна из главных особенностей пограничного или эмоционально-неустойчивого расстройства личности - болезненная реакция на триггеры, которыми часто выступают:

1. действия других, расцениваемые как отвержение;

2. угроза расставания или само расставание;

3. невозможность быстро удовлетворить имеющуюся потребность.

-2

Обычная реакция на эти триггеры - поглощающая печаль, слёзы или гнев. А поскольку человеку с ПРЛ приходится взаимодействовать с социумом, и социум - это не всегда теплица с чуткими и отзывчивыми людьми, влияния триггеров не избежать. Стресс быстро копится, приводя к тому, что человек или срывается на других, или направляет агрессию на себя, западая в печаль, горе, ощущая себя отвергнутым ребёнком, несправедливо страдающим по вине взрослых. Тут и психосоматические расстройства не заставляют себя ждать.

-3

На психологических сессиях клиент с ПРЛ или постоянно плачет, или обрушивает на психолога гнев, столкнувшись с фрустрацией. В результате, "пограничнику" тяжело и в социуме, и в терапии. 

Часто начинающий психолог чувствует себя в западне с пограничным клиентом, потому как тот ставит перед ним непростую задачу - помочь ему, не касаясь травмы, и общаться, не возбуждая триггеры. А триггеры всё равно рано или поздно возбудятся, несмотря на длительные "поглаживания" психолога и внешнюю идиллию.

-4

Как помочь "пограничнику" остановить "психическое кровотечение"? Поделюсь своим подходом в решении данного вопроса.

Во-первых, вначале необходимо создать поддерживающую, принимающую, доверительную среду на сеансах, десенсибилизировать стрессовые переживания и проводить инсталляцию ресурсов клиента методом EMDR.

Во-вторых, необходимо выявить неадаптивные схемы клиента, повторяющиеся при взаимодействии с людьми, и моделировать и внедрять в жизнь те модели, которые будут улучшать зрелые адаптационные возможности личности, вместо нападения, избегания и аутоагрессии в виде переедания, злоупотребления ПАВ и прочее. 

В-третьих, важным этапом психологической помощи таким клиентам является развитие эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект - это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Под влиянием же своего травматического переноса "пограничник" оценивает мотивы других людей преимущественно как враждебные.

Сталкиваясь с фрустрацией при взаимодействии с другим, он бессознательно начинает воспринимать его поведение как угрожающую активацию абсолютно плохих, преследующих объектов прошлого.

Возникающее в связи с этим недоверие и враждебность, препятствуют формированию нормальных отношений.

Отслеживание и оспаривание когнитивных искажений, развитие навыков распознавания своих потребностей, моделирование адаптивного поведения в отношениях, развитие навыков самодисциплины и эмоциональной саморегуляции - вот те аспекты, над которыми важно работать в терапии с клиентом с ПРЛ.