Найти в Дзене
Московская беседка

Чужой среди своих

О спектакле «Утиная охота» Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Премьера 27 сентября 2024

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

М. Ю. Лермонтов. «Дума», 1838

Мне все безразлично, все на свете. Что со мной делается, я не знаю… Не знаю… Неужели у меня нет сердца?..

А. Вампилов. «Утиная охота», 1967

Набрасывая образ лишнего человека, Лермонтов выпукло и глубоко охарактеризовал этот парадокс: внутренний тайный холод в сочетании с огнем, горящим впустую. Если бы герой Вампилова был просто равнодушным человеком или, как принято у нас выражаться, — пофигистом, его бы не волновал собственное безразличие сердце. Он жил бы припеваючи, наслаждаясь жизнью, ее благами и своей спокойной душой. Но нет: его постоянно терзает мысль о том, что он живет неправильной, не своей жизнью, в которой за внешним благополучием кроется страдание и недовольство собой. Герой пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» - такой же страдающий эгоист, каких являли нам Пушкин, Тургенев, Герцен и Гончаров. Времена меняются, мы меняемся вместе с ними, а лишние люди не уходят ни из нашей жизни, ни из нашей литературы.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников

Более того, лишние люди все чаще появляются и в жизни, и в книгах, и даже выходят на театральные подмостки. Видимо, само время не только рождает новую генерацию лишних, но и требует отрефлексировать феномен русской культуры, неразрывно связанный с нашей реальностью и нашей судьбой. Режиссер Аскар Галимов пытается понять, почему герой Вампилова, думающий, чувствующий, страдающий, не может найти себя в этом мире, который поворачивается к нему благополучной стороной: ему дали квартиру, его любят женщины, у него преданная жена, неплохая работа, друзья… Вроде, все ок, но почему так саднит сердце и хочется бежать за своим постоянно ускользающим счастьем, гнаться за ним изо всех сил, ни на миг не приближая его?

Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников

Зилов не видит в своей жизни никакого смысла. Он чувствует себя чужим среди этих людей, среди этих женщин, а новая квартира так и не превращается для него в Дом. Зилов неустанно ищет большую любовь, истинный смысл существования, настоящее дело, которое поглотило бы его без остатка, а вынужден прозябать в маленькой скучной конторе с неинтересными людьми и пустыми женщинами. Или ему только кажется, что люди, которые его окружают, пусты и неинтересны?..

Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников

Пронзительная сцена прощания с женой возвращает героя в состояние жизни здесь и сейчас, в понимание, что Галина — единственная женщина на земле, которая ему по-настоящему нужна. Сцена несостоявшегося самоубийства ставит под сомнение равнодушие друзей, и уже становится не совсем понятно, кто же виноват в одиночестве героя: его окружение или он сам? Но, как известно, большое искусство не дает готовых ответов — оно ставит вопросы. Театр лишь помогает взглянуть на себя и свою жизнь под новым, непривычным углом зрения — и, возможно, неожиданный ракурс поможет разобраться в себе.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников

Режиссер Аскар Галимов тщательно исследует вампиловский текст, задаваясь вопросом: в чем причина неустроенности главного героя? Другая жизнь, невидимая Зилову, но изредка озаряющая его реальность чистым светом счастья, несомненно, существует. Она где-то рядом, но герой никак не может в нее попасть. Существование внутренней жизни очень тонко и тактично показано в спектакле музыкой, светом, картинами воспоминаний: на сцене оживают родители, отец, подаривший ружье для утиной охоты, мать со стихами Георгия Иванова и стремлением к вечной гармонии, любви и совершенству. Собственно, ружье, лодка и участок земли, где можно охотиться на уток — путь в идеальному миру, где Зилов чувствует себя счастливым:

Ты увидишь, какой там туман — мы поплывем, как во сне, неизвестно куда. А когда подымается солнце? О! Это как в церкви и даже почище, чем в церкви… А ночь? Боже мой! Знаешь, какая это тишина? Тебя там нет, ты понимаешь? Нет! Ты еще не родился. И ничего нет. И не было. И не будет…

Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников

Выход в иную реальность, похоже, единственное, что придает жизни Зилова смысл. Он живет мечтами об этой реальности. Аскар Галимов идет ощупью, он пытается разгадать вампиловский текст, вернуть герою его счастье. Увидеть то, что не видно в будничной суете — тот свет в конце тоннеля, к которому стремится человек с живым сердцем. Не зря в финале повторяется сцена объяснения с женой, в которой они вспоминают о церкви.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников

В тексте Вампилова много библейских символов: это и дождь, который идет, не переставая, 40 дней и 40 ночей («когда-то это уже было», - вспоминает герой), и надежда найти «святую женщину», которую можно любить всю жизнь, и свет, выхватывающий высокий, небесный уровень в декорациях, где прорисованы фрески, - на сцене художественным образом оживает тайнопись текста пьесы, по-новому раскрытая в наши дни.

Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников
Фотография предоставлена пресс-службой театра. фотограф Валерий Мясников

Блестящая актерская игра, узнаваемые образы, тонко, бережно, с теплым юмором и сочувствием раскрытые актерами, создающими героев, которых нельзя не любить, — вся постановка сделана в лучших традициях русского психологического театра, наполненного пониманием и любовью, умело передающего сложность внутреннего мира человека. Зилов Максима Севриновского, постоянно чувствующий себя чужим, существующий над тем, что происходит рядом с ним, Галина Полины Чернышовой, умеющая держать удар и наносить его, изумительный Кушак Евгения Косырева, создавшего пронзительно трогательный и безумно смешной образ начальника, для которого нет ничего важнее его ЦБТИ, - весь актерский ансамбль создает на сцене очень чуткую и близкую нам, сегодняшним, вещь. Остроумную, печальную и наполненную надеждой.

Поддержать канал можно здесь: 4276 3801 3790 3469, Сбербанк.

Бог отблагодарит вас за вашу доброту :)