Найти тему

Выпуск №6.1804 год (ч6)

Ефремова Меланья Карповна

На Дону известно множество историй о легендарных казаках, но есть одна женщина, которая не уступает им по популярности. Это Меланья Карповна Ефремова, жена войскового атамана Степана Даниловича Ефремова. Меланья Карповна умерла в 1804 году, ночью 9 ноября. На следующий день состоялись похороны. Тело усопшей несли дети, внуки и племянники. Похоронена она была на родовом кладбище, у алтарной части «домовой» церкви Донской иконы Божией Матери в Черкасске (ст.Старочеркасская). Точное место захоронение за два века затерялось, а на найденных могильных плитах уже мало, что можно было прочесть.

Как и многие исторические личности, она известна в двух образах: реальном и легендарном. Немного о реальном. Меланья родилась в семье донского казака Карпа Зерщикова в 1734–1735 годах, судя по имени, вероятно, в канун Нового года. Её имя имеет греческое происхождение и означает «чёрная», «мрачная», «жестокая». В народе её часто называли Маланьей.

Ефремова Мелания Карповна, неизвестный художник, НМИДК
Ефремова Мелания Карповна, неизвестный художник, НМИДК

Род Зерщиковых обосновался в хуторах в нескольких верстах от Черкасска, выше по течению Дона (Алитуб, Арпачин). Когда Меланья повзрослела, она стала торговать на базаре в Черкасске, где её заметил войсковой атаман. Они поженились в 1755 году. Меланья была младше своего мужа, Степана Даниловича, на 20 лет и стала его третьей женой. За 17 лет совместной жизни Меланья родила атаману семерых детей, информация о которых представлена в таблице ниже

-3

В 1772 году атаман Степан Ефремов за неповиновение и неисполнение указов был арестован, предан суду и отправлен в ссылку на вечное поселение в город Пернов. Позже был прощен и прожил оставшуюся жизнь в Санкт-Петербурге, где и умер в 1784 году. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

После ареста мужа, Меланье хватило ума и энергии сохранить родовое имущество и достаток. Все дети получили достойное воспитание и образование. Устройством их семейной жизни, Меланья Карповна занималась в одиночестве. Похоронила двух дочерей. Даже устроила карьеру и внебрачному сыну атамана Ремову Александру Степановичу, рожденному от горничной в ссылке.

Данил Степанович, сын Мелании Карповны, неизвестный художник, НМИДК
Данил Степанович, сын Мелании Карповны, неизвестный художник, НМИДК

Сыновья Меланьи Карповны, Данил и Степан, дослужились до чина полковника в армии. После смерти мужей их жёны стали основательницами Старочеркасского женского Ефремовского монастыря, вложив в него значительные средства и активно занимаясь благотворительностью.

Сохранился единственный портрет Меланьи Карповны неизвестного художника, который храниться в НМИДК, время его создания также неизвестно.

Далее о самом легендарном факте из жизни Меланьи Карповны. В различных источниках можно найти множество историй о нашей героине. Начиная с подробностей её знакомства с атаманом Ефремовым и особенностей её характера, заканчивая сомнительными историями о тайной правительнице Дона и об организации «катания» на осетрах.

Образ Меланьи Карповны хорошо описан в исторической миниатюре Валентина Пикуля «Маланьина свадьба». В этом произведении приводится наиболее известная версия происхождения русской пословицы «Наварила, как на Маланьину свадьбу». Считается, что эта пословица появилась после пышного и долгого празднования свадьбы Меланьи и атамана Степана Даниловича. Писатель не первым обратил внимание на эту связь. Откуда же появилась эта корреляция?

Евдокия Акимовна Ефремова (урожденная Карпова), невестка Мелании Карповны, неизвестный художник, НМИДК
Евдокия Акимовна Ефремова (урожденная Карпова), невестка Мелании Карповны, неизвестный художник, НМИДК

Впервые она появляется на страницах журнала «День» №49 от 1862 года, в котором печатались «Заметки о жизни донских казаков». Их автор, под псевдонимом Н. Семитараторец, описывал нравы и обычаи казаков, толкуя некоторые местные выражения. И устами героя этих заметок, «старого деда» казака, рассказывает о Ефремовых. Все напутав, и свалив в кучу, «дед» утверждает, что вышеприведённая пословица именно о донской Маланье. Эту легенду, без ссылки на Семитараторца, повторило позднее немало авторов. В свой сборник образных слов и иносказаний «Русская мысль и речь» (СПб.,1902-1903) включил её и Мориц Ильич Михельсон.

Истина ли это утверждение? Не надо быть филологом, чтобы понять, что не могло частное событие в уникальной части Российской империи, стать общеупотребительной повсеместно пословицей. Обратимся за разъяснением к людям с академическим образованием.

Известный профессор филологии Ленинградского университета Валерий Михайлович Мокиенко в научно-популярном журнале Института русского языка АН СССР «Русская речь «№4» в 1974 году, приводит следующую информацию по этому поводу.

В сборниках пословиц XVII века уже упоминается Маланья, а значит, пословичная Маланья не может быть Маланьей Карповной. Языковая летопись свидетельствует против казачьего колорита Маланьиной свадьбы. Выражение наготовить, как на Маланьину свадьбу широко известно, и в северорусских, среднерусских и сибирских говорах.

Где же искать первоначальный смысл этой поговорки? Оказывается, в старинных народных обычаях, связанных с празднованием кануна Нового года.

В церковном календаре есть день Мелании Римской, который отмечается 31 декабря. Этот вечер во многих христианских странах до сих пор называют «щедрым». На Руси в день святой Мелании, который раньше называли «Маланкой», ряженые ходили по домам, угощаясь блинами, оладьями, пампушками и другими угощениями от добрых хозяек. В этот день даже злые люди должны были быть добрыми. В благодарность за щедрость молодежь развлекала хозяев шуточными песнями и представлениями. Например, они разыгрывали шуточную свадьбу Васыля и Меланки. Васыль — это Василий Кессарийский, чей день отмечался 1 января.

Ульяна Алексеевна Ефремова (ур. Иловайская), невестка Мелании Карповны, неизвестный художник, СИАМЗ
Ульяна Алексеевна Ефремова (ур. Иловайская), невестка Мелании Карповны, неизвестный художник, СИАМЗ

Таким образом, Маланьина свадьба символизировала встречу Старого и Нового года. Выражение «наготовить, как на Маланьину свадьбу» первоначально означало приготовить столько еды, сколько готовит хорошая хозяйка в канун Нового года. Некоторые традиции того праздника можно найти в современном Старом Новом годе. По старому календарю Новый год следовал сразу за Рождеством, и не было никаких ограничений в еде.

К такому объяснению смысла пословицы, независимо друг от друга, пришли и другие тончайшие знатоки русской речи, авторы работ о фразеологии В. Н. Чернышев и Т. Н. Кондратьева. Таким образом, академические ученые отвергли псевдоисторическую версию о Малании Карповне и пришли примерно к одному выводу, что свидетельствует об объективности их гипотезы.

Таким образом, древняя мотивировка оборота как на Маланьину свадьбу, наложилась на реальное событие донской жизни и бесследно растворилась в его современном употреблении, где он стал обозначением чрезмерно большого количества приготовленной пищи.

Легенды и мифы никто не запрещает. Сказка — это вымысел, который может содержать в себе аллегорический смысл. Однако не следует сказки выдавать за достоверные исторические события.