Многие российские фильмы обязаны красивой «натурой» Ставропольскому краю. Собрали семь самых кинематографичных мест Ставрополья, послуживших декорациями для съемок наших любимых фильмов.
На большом экране засветились Кисловодск, Пятигорск, Ставрополь и даже Невинномысск.
Александр Сокуров. «Спаси и сохрани» (1989)
Авторский фильм Александра Сокурова «Спаси и сохрани» был снят по роману Гюстава Флобера «Госпожа Бовари».
Кисловодск прекрасно справился с ролью французской провинции.
В фильме можно узнать бывший дом нефтепромышленника Дружинина на площади Пятачок. Курортный парк стал Ионвильским лесом. А в Аликоновском ущелье были выстроены декорации в виде целого городка.
Сокуровскую Бовари в России недопоняли и быстро забыли, а вот на Монреальском кинофестивале картина получила главный приз. Во Франции на международном фестивале в Дюнкерке фильму достался гран-при.
Александр Сокуров (из книги «Сокуров», СПб: Смена, 1994):
Выбор этого места для съемок не случаен. Он определен моим страхом перед горами. Горы для меня — выражение сверхъестественной силы природы, сверхъестественной природной динамической мощи. У подножия горы теряется гордыня. Эта природная среда и ее жестокость — важный компонент рассказываемой истории. Дом Бовари я построил под обрывом. Мне сразу понравилось это место. Группе казалось, что оно слишком мрачно, маложивописно и даже антихудожественно. Но когда под Кисловодском дом был построен, все убедились, что это не так.
- Кисловодск, площадь Пятачок, Аликоновское ущелье, Курортный парк
Леонид Гайдай. «Жених с того света» (1958)
Гайдаевская комедия «Жених с того света» почти полностью снималась в Кисловодске. И говорят, что железнодорожный вокзал, колоннада и проспект Дзержинского ниже Каскадной лестницы, «засветившиеся» в фильме, с тех пор почти не изменились.
Съемки одного из эпизодов с участием Ростислава Плятта проходили в здании городской библиотеки, у входа в читальный зал. Поклонники великого актера и сейчас могут пойти на улицу Красноармейскую, 2, и сделать селфи на месте съемок.
Кстати, Ростислав Плятт несколько детских лет провел в Кисловодске. Его мама страдала легочным заболеванием, и семья перебралась из Ростова-на-Дону на Кавказ.
После выхода «Жениха» Гайдай решил больше за комедии не браться. Этот фильм едва не стоил ему карьеры. Гайдаевский юмор сочли излишне едким и саркастичным, а картину — вредной и неталантливой.
Цензура сократила почти половину сцен, после чего у режиссера обострилась язва, и он вновь отправился на Кавминводы — теперь уже лечиться.
К счастью, позднее Гайдай изменил свое решение и снял еще много замечательных комедий, которые зрители с удовольствием смотрят до сих пор.
На фоне «Кавказской пленницы», «Бриллиантовой руки», «12 стульев» и «Ивана Васильевича…» его первая комедийная лента забылась. Но старожилы Кисловодска до сих пор помнят крылатую фразу героини Рины Зеленой: «Жених начинает петлять!»
- Кисловодск, улицы Мира, Железнодорожная, Красноармейская, центральная городская библиотека
Леонид Гайдай. «Двенадцать стульев» (1971)
За год до выхода романа «Двенадцать стульев» писатели Илья Ильф и Евгений Петров посетили Пятигорск. Это путешествие определило книжную, а потом и киношную натуру.
Остапу Бендеру суждено было продавать билеты у грота Лермонтова, а Кисе Воробьянинову — просить милостыню у входа в парк Цветник.
Вот только в фильме Гайдая Остап с самодельными билетиками появляется вовсе не у грота, а на горе Горячей.
Помните, герои торговались с монтером Мечниковым («Утром — деньги, вечером — стулья!»)? Сцена снята в парке Цветник на фоне Лермонтовской галереи.
Потом ночью они несли стулья мимо каменного забора, где их вспугнул полицейский, и они присели прямо у двери с надписью «Прокурор».
В реальной жизни эта дверь ведет не в прокурорский кабинет, а в обычный пятигорский дворик. Его жители, кстати, до недавних пор и не знали, что живут за такой знаменательной дверью. Тем не менее на стене забора все еще остались следы от дюбелей, на которые прикручивали вывеску.
- Пятигорск, парк Цветник, гора Горячая
Владимир Меньшов. «Любовь и голуби» (1984)
Нашествию кинематографистов не раз подвергались и Ессентуки. Зрители помнят известную сцену в санатории из легендарного фильма «Любовь и голуби», когда Василий Кузякин и Раиса сидят на тренажерах на «курорте органов движения» и Раиса рассказывает своему сельскому другу о «гуманоидах невысокого роста».
Владимир Меньшов усадил своих героев на тренажеры в Цандеровском институте Механотерапии. Между прочим, сюда закрался киноляп. Василий на курорте ходил в одном галстуке, а в тренажерном зале — уже в другом, в синем. И только потом на рынке они с Раисой подбирают «к глазам» именно тот — синий галстук.
Раиса Захаровна:
Шестнадцать гуманоидов нашли на месте аварии. Небольшого роста, в среднем метр двадцать. Зеленого цвета, бесполые (!). Знаете, такие мудрые грустные глаза…
- Ессентуки, Цандеровский институт Механотерапии
Владимир Вайншток. «Всадник без головы» (1973)
Экскурсоводы часто рассказывают туристам, что на местных каньонах снимали советско-кубинский вестерн «Всадник без головы». Порой даже уверенно показывают на отвесные скалы в окрестностях Кисловодска, где якобы проходила тропа таинственного всадника.
Но отыскать доказательства этому факту так и не удалось. Более вероятно, что горы и скалы в фильме крымские.
Единственная косвенная связь с Пятигорском у этого фильма в том, что Энрике Сантистебан, сыгравший главаря банды, также исполнил роль Кисы Воробьянинова в кубинской версии «Двенадцати стульев».
Вячеслав Яновский, краевед:
Скорее всего, это миф, потому что никаких данных, подтверждающих факт съемок фильма „Всадник без головы“ в Кисловодске, нет. Возможно, киношники приезжали сюда смотреть натуру, но в итоге остановились на Белой скале в Крыму.
- Окрестности Кисловодска, Бургустанский хребет
Искра Бабич. «Мужики!» (1981)
Сельские сцены фильма, ставшего лидером советского проката в 1982 году, снимались в селе Татарка в окрестностях Ставрополя. Съемки также проводились в Ставрополе и Невинномысске.
Например, эпизод отъезда семьи в другой город снимался на ставропольском железнодорожном вокзале. Эпизодическую роль в фильме сыграл местный таксист.
Но он сослужил еще одну службу создателям фильма, которым пришлось работать с целым детским садом — тремя маленькими актерами, которые шалили и даже дрались на съемочной площадке.
Угомонить их можно было, только пригрозив отдать таксисту.
Михаил Бузылев-Крэцо, исполнитель роли 5-летнего «немого» Степки (из интервью газете «Фокус»):
Мы его очень боялись, хотя он не был страшным. Просто серьезный такой мужчина был, задумчивый… До сих пор улыбаюсь, когда вспоминаю эти моменты! Вот, например, в фильме был такой эпизод, когда мой герой залезает в конуру, а потом вместе с собакой ест пополам булочку. Так вот, я очень боялся залезть в эту конуру. Каждый раз, когда я туда заглядывал, мне казалось, что меня там ждет мумука. Съёмочная группа провозилась со мной полдня, но я ни в какую не лез в конуру. Тогда папа придумал такой ловкий ход. Он оторвал у конуры заднюю стенку и сам в неё залез. После этого я уже без страха стал в нее заглядывать и залезать — ведь там был папа!
- Железнодорожный вокзал Ставрополя, село Татарка, Невинномысск
Александр Котт. «Герой нашего времени» (2006)
В России было снято пять экранизаций романа Лермонтова, самая полная версия — сериал Александра Котта.
Вполне логично, что декорациями для съемок послужили те самые места, что так живо описал Михаил Юрьевич, хорошо знавший Пятигорск и его окрестности.
Создателям фильма пригодились и Машук, и Березовское ущелье, и Белая вилла Ярошенко, и музей «Домик Лермонтова».
B сквере рядом с Домиком были выстроены декорации, и местные жители стали свидетелями забавной сцены. Когда Игорь Петренко, игравший Печорина, готовился к съемкам, из кустов выскочила поклонница и набросилась на артиста. Он от неожиданности поцеловал ее. Потом чувствительную особу «откачивали» сотрудники музея, а та не переставала повторять: «О боже, он меня поцеловал! Как же я теперь буду жить?!»
Для сцены дуэли Печорина и Грушницкого выбрали, разумеется, Лермонтовскую скалу — ту самую, которая и была описана в «Княжне Мери».
Говорят, и Эмир Кустурица, увлекшийся в последнее время российской классической литературой, тоже думает экранизировать Лермонтова. Но, судя по тому, что героев экранизаций Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» кинорежиссер собрался перенести в современный Китай, еще неизвестно, куда занесет Печорина.
- Кисловодск, музей-усадьба Н. А. Ярошенко, Березовское ущелье, Лермонтовская скала. Пятигорск, дом-музей Лермонтова, гора Машук
Автор: Наталия Мхоян