Жанровая живопись — настоящая находка для историка! Подобные картины являются кладезем бесценных сведений о культуре, быте и обычаях современного художнику общества. Среди мастеров жанровой сцены имя Пера Хиллестрёма звучит не столь громко как фамилии Вермеера или Моленара, но его творчество несомненно достойно внимания. С ним мы сегодня и познакомимся на примере произведения с предельно «бытовым» названием «Горничная наливает суп из котелка в миску».
Пер Хиллестрём (1732 — 1816) родился на острове в прибрежной части Швеции, где его дядя работал викарием. Детство мальчика прошло в окружении дюжины братьев и сестер среди которых он был старшим. Казалось бы шансы на хорошее образование невелики, но Пер успешно закончил Шведскую академию художеств. Там он даже получил особую стипендию, которой оплатил учебную поездку в Голландию, Бельгию и Францию. Между прочим, проживая в Париже, художник брал уроки у таких выдающихся мастеров как Франсуа Буше и даже у самого Шардена!
Годы прилежной учебы позволили ему в совершенстве освоить... технику создания гобеленов. Вернувшись на родину Хиллестрём женился (его дочь Шарлотта и сын Карл тоже стали художниками) и возглавил гобеленную мануфактуру в Стокгольме. С тех пор его дела шли только в гору: Пер стал придворным художником и профессором рисования в Шведской академии художеств, а затем и ее президентом. Но, строя карьеру, не забывал он и о живописи. Кисти Пера Хиллестрёма принадлежат более 400 картин: портреты, натюрморты, религиозные сюжеты, исторические полотна и жанровые сцены. Среди последних не менее 130 посвящены женскому труду — домашним делам хозяек и работе служанок.
Одно из таких произведений носит длинное название «Горничная наливает суп из котелка в миску» (в англоязычных источниках оно может сокращаться до лаконичного «A maid is pouring soup» — «Служанка наливает суп»). Это небольшая картина, написанная масляными красками на прямоугольном холсте. Она изображает полутемное помещение кухни, освещенное приглушенным светом пылающего очага. Молодая служанка деревянной ложкой наливает из кастрюли суп в большую фарфоровую миску. Вокруг нее можно увидеть множество предметов домашней утвари: глиняный кувшин с водой, медный таз, березовые дрова, прислоненная к стене швабра, пестик со ступкой и кофемолка на полке.
На первый взгляд сцена довольно тривиальная и не таящая секретов. Но не все так просто! Если задуматься, картина порождает как минимум один интригующий вопрос — почему на горничной такая дорогая и изысканная одежда? Ведь типичный наряд служанки, закрепившийся в массовом сознании, представляет собой дешевое суконное платье с передником и чепцом, причем самого простого покроя и однотонной расцветки: черной, белой, серой.
В то же время Пер Хиллестрём изобразил кухарку в темно-коралловой ночной рубашке (bedgown) поверх тонкой сорочки. Такое «постельное платье» было весьма востребовано в Америке и Европе XVIII века в качестве домашней утренней одежды. Оно было длиной до бедер, носилось поверх сорочки и нижней юбки, и часто дополнялось фартуком. Материалом для него служила хлопчатобумажная, льняная или шерстяная ткань. Как вариант, на модели может быть надет карако (caraco) – дамский жакет с рукавами «три четверти».
Как мы видим, фартук на картине также присутствует. Он из плотной льняной ткани в полоску и довольно своеобразного вида. Такие передники были в моде во второй половине XVIII века. Их делали широкими и длинными, похожими на юбку. Этот предмет гардероба завязывался на талии, но вдобавок имел переднюю часть треугольной формы крепившуюся булавками к лифу платья.
Юбка служанки тоже заслуживает отдельного разговора. Она из переливающегося шелка (шанжана), с декоративной отделкой по подолу в виде буфов со вставками из полупрозрачного газа. В наши дни такое прозвучит странно, но подобные юбки считались короткими. Более того, это юбка «прогулочной длины», популярная в 1770-х годах.
На голове модели белоснежный чепец из тонкого льна, который удерживает завязанный под подбородком платок. Это довольно необычная деталь и, если предположить что горничная все же одета в карако, это может быть фишю — шейный платок из светлой ткани, которым прикрывали шею и зону декольте. В этом случае девушка вероятно использует его чтобы надежно закрепить чепец, иначе рискующий свалиться прямо в суп. Что касается обуви, то на ногах у нее чулки и мюли (mules) — туфли на каблуках без задников. Кроме того, хотя мы этого не видим, вероятно также присутствуют корсет и нижняя юбка.
Итак, что в итоге? Героиня картины — горничная, наливающая суп в миску. При этом ее одежда — новая, без заплат и следов износа, явно из дорогих качественных тканей. И это не говоря о том, что такой наряд непрактичен и совсем не годится для хозяйственных дел! Может ли простая служанка одеваться столь шикарно? Или перед нами хозяйка дома, представительница зажиточного среднего класса, решившая наведаться на кухню лично? А быть может это романтизированный портрет благородной дамы в необычном амплуа женщины занятой ручным трудом?
Сложно сказать в чем именно заключался замысел автора, ведь даже дата написания картина неизвестна и по косвенным признакам ее можно лишь примерно определить в районе 1770-х. Кроме того картины Хиллестрёма этого периода явно написаны под влиянием французского рококо с его тягой к идеализированной пышности и вычурности. Однако и вариант с настоящей горничной вполне правомочен! Давайте предоставим слову Даниелю Дефо сокрушающемуся в своем памфлете (Everybody's Business is Nobody's Business, 1725) о поведении прислуги:
«Служанки теперь столь редки, что их заработная плата с 30-40 шиллингов в год в последнее время возросла до 6, 7, нет, 8 фунтов в год и выше! Настолько, что обычный торговец не в состоянии содержать ее, а его жена… должна выполнять тяжелую работу по дому. И это все потому, что служанки в наши дни так раздуты гордостью, что никогда не думают, что они достаточно нарядны. Трудно отличить хозяйку от горничной по одежде; более того, из них двоих служанка зачастую гораздо наряднее».
Далее знаменитый английский писатель описывает как поменялся наряд «избалованной» служанки:
«Ее чулки из грубой шерсти превращаются в тонкие шерстяные… высокие деревянные башмаки выбрасываются прочь, уступая место кожаным туфлям, а дешевая и узкая нижняя юбка из льна и шерсти заменяется на хорошую шелковую, шириной не менее 4 или 5 ярдов… короче говоря, простая деревенская Джоан превратилась ныне в прекрасную лондонскую мадам».
Учитывая подобные «жалобы» встречающиеся в европейских дневниках и мемуарах, а также тот факт, что в Швеции одно время даже прямо запрещалось прислуге носить шелка, можно сделать вывод, что изображенная на картине Хиллестрёма девушка в самом деле может быть служанкой! Причем на ней не обноски, доставшиеся от щедрой госпожи, а ее собственная новая и высококлассная одежда.
Как Вы думаете, сколько может стоить подобная картина далеко не самого известного художника? На самом деле довольно дорого — по данным старого и авторитетного аукционного дома Упсалы ее стоимость определена в 380 тысяч шведских крон. По текущему курсу это около 3,5 млн. руб.!
Картины Пера Хиллестрёма высоко оцениваются учеными как относительно надежный источник сведений о повседневной жизни шведов XVIII века. Его произведения довольно реалистично и подробно изображают быт самых разных слоев шведского общества в лучших традициях густавианского стиля. Таким образом, искусство приобретает не только эстетическую, но и научную ценность.
|Справка| Полное название картины – «Горничная наливает суп из котелка в миску» (En piga höser såppa utur en kiettel - i en skål). Автор – Пер Хиллестрём (Pehr Hilleström). Жанр – жанровая сцена. Стиль – реализм, густавианский стиль. Дата – 1770-е гг. Материалы: масло, холст. Размеры: 56 x 45 см.
Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!