Найти в Дзене

Почему подросток не доводит начатое до конца?

Почти все родители, с которыми нам довелось общаться, беспокоятся о том, что подростки не доводят начатое до конца. Бросают кружки, забывают про свои творческие проекты, и даже дела по дому – и те могут оставить сделанными лишь наполовину. Такое поведение может расстраивать или даже откровенно раздражать и вызывать сильную тревогу – а как дальше-то ребёнок будет жить с таким подходом?

Как и любая поведенческая сложность, эта черта уходит корнями далеко за пределы “просто лени”. И один из аспектов, который может иметь место в формировании привычки “не доводить до конца” – это страх негативной оценки.

Устойчивость к критике – навык, который некоторым из нас приходится продолжать развивать даже во взрослом возрасте. А подростки еще сильнее и эмоциональнее реагируют на критику, и это нормально – так называемая, возрастная особенность.

В целом, может казаться, что получая оценки в школе, подросток должен уже привыкнуть к факту, что его оценивают, в том числе – отрицательно. Но в действительности, субъективное ощущение давления извне, переживаемое большинством подростков, гораздо ярче, чем рациональные доводы, и потому именно бессознательная попытка избежать этого давления и, тем более, столкновения с негативной оценкой приводит к “бросанию” дел.

Более того подросток зачастую плохо проинформирован и не понимает, что именно надо сделать, чтобы получилось “хорошо”, зачем вообще он делает то, что делает, и к кому обратиться за помощью, чтобы действительно получить помощь, а не нравоучения.

Таким образом, очень важно понять, что привычка доводить до конца – это сформированная повторениями нейронная связь в мозгу. Но если в процессе замешан психологический дискомфорт – шансов у формирования такой привычки почти нет. Поэтому одним призывом к проявлению силы воли не обойтись, ребёнку необходимо помочь также и на эмоциональном уровне.

Что конкретно можно внедрить, чтобы смягчить страх негативной оценки у подростка?

Не оценивать, а рефлексировать. Вместе размышлять и отвечать на открытые вопросы, связанные с результатами любой деятельности подростка.

Если в школе и социальных структурах невозможно избежать конкретной оценки и различных контрастов плохо-хорошо, то дома можно снижать уровень давления через беседы, в которых тренируется рассудительность и делаются выводы. Несмотря на то, что подросток еще не способен удерживать во внимании все причинно-следственные связи, наиболее яркие из них он точно заметит, и со временем – начнет замечать и осознавать всё больше.

Старайтесь давать подростку обратную связь, которая не будет оценивающей и которая будет включать в себя акцент на деталях и нюансах. Старайтесь, в первую очередь, сами замечать разные грани имеющегося результата, даже если он “объективно отрицательный” (не довел до конца, сделал как попало, не добился поставленной цели). А также задавайте вопросы подростку. Это даст ему возможность развить навык саморефлексии, и как следствие – повысить уровень самоконтроля.

Это могут быть вопросы:

• За что ты можешь себя похвалить уже сейчас?

• Чего тебе не хватило, чтобы завершить это дело?

• На что в следующий раз ты обратишь особое внимание?

• Что тебе может помочь продолжать начатое в этой сфере?

• Как ты можешь себе помочь? Как тебе могут помочь в этом другие?

И если некоторые из типичных подростковых проявлений со временем уходят естественным образом, подобная поведенческая привычка может остаться с человеком на долгие годы. Поэтому здесь особенно важна помощь и участие значимых взрослых.

Так что тренироваться можно начать уже сегодня вечером на кухне!

А можно отдать подростка на занятия в студию развития Creative.Lab — где мы не учимся доводить начатое до конца на примере создания творческих проектов, проходя путь от поиска идеи до реализации и продвижения!