За 15 лет активного предпринимательства мне приходилось наблюдать много закатов целых промышленных отраслей и одновременно рассветов новых ниш. В текущем 2024 году рынок рынок снова поменялся по понятным причинам. Но место и хороший шанс для создания и развития нового малого бизнеса есть даже сейчас. Я с удовольствием с вами поделюсь своим мнением на этот счет. Надеюсь, кому-то пригодится.
“Перенасыщенные” ниши: куда не стоит заходить
Розничная торговля непродовольственными товарами уже не та “золотая жила”, какой была раньше. Интернет съедает долю традиционного оффлайн-ритейла, а конкуренция на маркетплейсах становится все жестче.
Общепит тоже проходит через перемены. Высокие цены на продукты и труд заставляют многие заведения закрываться.
Традиционные услуги, например, ремонт обуви или пошив одежды, уже не так востребованы, как раньше. Онлайн-сервисы и импорт отбирают долю рынка у малых предприятий.
“Рассвет” новых ниш: куда идти?
Если вы только начинаете, или даже еще совсем не определились с нишей, то обращайте внимание на то, как ваше будущее дело сможет развиваться в ближайшие годы. Вот несколько таких, которые по моему мнению, в ближайшие 5-8 лет будут пользоваться большим спросом.
Цифровые технологии - перспективное направление
Развитие ИИ, Big Data и других цифровых технологий создает новые ниши для малого бизнеса. Россия уже не отстает от глобальных трендов в этой сфере, и спрос на цифровые решения будет расти в ближайшие годы. Например, вы можете заняться разработкой программного обеспечения для управления умным домом, созданием мобильных приложений для других предпринимателей, внедрением систем аналитики для бизнеса.
Зеленая энергетика - важный тренд
В контексте глобального потепления и “зеленого” курса Россия также делает ставку на развитие экологически чистых технологий. В этой сфере можно заниматься установкой солнечных батарей, производством ветровых турбин, разработкой систем управления энергопотреблением. Я, кстати, сам сейчас активно тестирую эту нишу. Пока доволен.
Импортозамещение - шанс для отечественных предпринимателей
В условиях охлаждения отношений с традиционными зарубежными поставщиками у наших малых предприятий есть шанс занять ниши, которые они в довольно быстром темпе для нас освобождают. Например, можно заняться производством нишевой одежды, обуви, косметики, мебели, а также разработкой и производством новых технологических решений.
Сфера услуг для населения: “Спрос рождает предложение”
Спрос на услуги для населения растет постоянно. Например, очень востребованы стали: уход за пожилыми людьми, уборка квартир, услуги домашних мастеров в самых различных направлениях, доставка продуктов и товаров. Это связано с увеличением урбанизации, ростом занятости и изменением жизненных ценностей.
Где еще можно сегодня заработать
Не стоит забывать и о более “нишевых” сферах:
Эко-товары. Спрос на экологически чистые товары растет. Это может быть продукция из переработанных материалов, органическая косметика или эко-одежда.
Услуги в сфере здравоохранения. Спрос на медицинские услуги в частных клиниках и центрах здоровья растет.
Образование. Спрос на дополнительное образование и курсы повышения квалификации растет.
Домашние питомцы. Рынок товаров и услуг для домашних питомцев растет быстро. Людей потянуло к доброте и сердечному теплу. Естественно, они хотят создать своим питомцам лучшие условия, и тут однозначно есть широкие перспективы для малого бизнеса.
Как же мне выбрать?
1. Изучите рынок. Посмотрите, что востребовано в вашем регионе.
2. Проанализируйте конкуренцию. Посмотрите, сколько конкурентов в вашей нише и какова их конкурентоспособность.
3. Оцените свои силы. Выберите нишу, в которой вы компетентны и в которой можете быть успешным.
В заключение хочу сказать, что в ближайшие годы малый бизнес в России будет развиваться в сферах, связанных с технологиями, экологией и услугами для населения. Конечно, ваш успех в малом бизнесе будет зависеть от многих факторов. Но один из самых важных - это правильный выбор ниши.
Так что - ищите “золотую жилу”, будьте в курсе трендов и не бойтесь рисковать! Удачи!