Бедность или богатство - крайности, каждая из которых может оказать разрушающее влияние на личность ребенка. Широко распространено мнение, что дети из бедных семей страдают от нехватки ресурсов и стрессов. И это правда: международные исследования показывают, что низкий доход семьи является основным фактором, определяющим затяжной стресс и социальные, эмоциональные, поведенческие проблемы у детей. Однако и дети из богатых семей тоже сталкиваются с трудностями, такими как употребление психоактивных веществ, депрессия и тревожные расстройства. Давайте разберёмся, как бедность и богатство по-разному влияют на психику детей.
Финансовая нестабильность
Финансовые трудности угрожают чувству безопасности ребенка, что критически важно для его психики. Когда у семьи нет достаточно денег, страдают основные потребности ребенка – еда, жилье, отношения. Даже временные трудности, как потеря работы родителем, могут вызвать серьезные проблемы, не говоря уже о хронической бедности.
Нехватка денег может привести ко множеству дополнительных проблем:
- Родители работают без отдыха.
- Низкое качество еды.
- Недостаточная медицинская помощь.
Все эти факторы создают травматический стресс, который может преследовать ребенка всю жизнь, напоминая о тяжелых моментах. Страх и стыд из-за бедности влияют на мозг и психику ребенка и могут вызвать аутоагрессию, депрессию и ощущение неполноценности во взрослом возрасте.
Финансовое благополучие
Дети из обеспеченных семей часто сталкиваются с «дезадаптацией». Деньги открывают много возможностей, но также создают огромное давление. Дети чувствуют, что должны быть лучшими, особенно если у них есть доступ к репетиторам и дополнительным занятиям, которые недоступны их сверстникам. Это давление приводит к тревоге, депрессии, а иногда даже к употреблению психоактивных веществ или мелким правонарушениям.
Конкуренция в таких семьях порождает хронический стресс и гонку за результатом и статусом, что мешает ребенку понять свои настоящие интересы и потребности. Страх разочаровать родителей также негативно влияет на самооценку.
С возрастом переживания детства переходят в гипертрофированное чувство контроля и ответственности, вызывая перфекционизм и строгие требования к себе.
Финансовые проблемы влияют на детей с самого рождения. Даже младенцы ощущают стресс, если в семье трудности с деньгами. К концу начальной школы дети могут уже осознавать финансовое положение семьи, что иногда становится источником переживаний.
Взрослым проще поговорить с детьми на многие темы, но не о деньгах. Попробуйте обсудить финансовые вопросы с ребёнком через игру или повседневные дела. Например:
- Что такое деньги?
- Как ты понимаешь успех?
- Какие есть материальные ценности?
- Обязательно ли деньги ведут к счастью и успеху?
Родителям полезно задуматься и о своих чувствах к деньгам:
- Какие эмоции возникают при разговорах о финансах?
- Когда последний раз вы чувствовали успех без материального вознаграждения?
Чтобы снизить негативное влияние финансового положения, нужно смягчить давление на детей и удовлетворять их базовые потребности. Важно воспитывать ценности сотрудничества, уверенности, общения и творчества, а не только стремление к материальному успеху.
Помните, что главное — это атмосфера, которую вы создаете в семье. Как вы справляетесь с трудностями, так и дети будут учиться справляться со своими.