- А я всегда говорила, что это может произойти в любой момент, - говорила матери Анна. - Ты сама виновата, что он решил начать новую жизнь.
- И чем же именно я виновата? - боялась разрыдаться Катерина. - Он же тебе отца заменил, мы прожили в браке двадцать лет и на старости он решил начать жизнь с чистого листа.
- Ну, так бывает, - рассуждала Анна. - Отчим в свои шестьдесят лет выглядит лет на пятнадцать моложе, поэтому он вполне может найти себе ещё женщину для жизни.
- А меня, значит, можно в утиль отправлять? - с трудом сдерживалась Катерина.
- Вы с отчимом ровесники, только он одевается модно, спортом занимается и следит за своим питанием, а ты похожа на классическую пенсионерку, извини меня, мама, - не подбирала слова Анна. - Сама прекрасно знаешь, что мужчины любят глазами, так что нечего теперь на жизнь жаловаться.
Анна и не собиралась жаловаться, просто поддержку у дочери искала, а получила только осуждение и порицание. От этого ещё сильней настроение испортилось и на душе стало неприятно. Она же все силы и время отдавала семье, а потом оказалось, что дочь вышла замуж, а муж собирается разводиться.
- Прости, но дальше так продолжаться не может, - говорил Николай, собирая вещи. - Мы давно, словно чужие люди, и пора поставить точку. От общения с Аней я не отказываюсь, потому что считаю её своей дочерью и внука люблю.
- Ты уверен, что в нашем возрасте нужно так радикально всё менять? - пыталась остановить его Катя. - Но мы же нормально живём, быт налажен, уже давно притёрлись, и вообще нет причин для ссор.
- А я не хочу жить «нормально» и в своем возрасте чувствую готовность к новым свершениям, - рассказывал Николай. - Ты сама себя в пенсионерки записала, а я ещё полон сил.
- Видимо, эти силы будут нужны на другую женщину? - поинтересовалась Катерина.
- А это уже не твое дело, поэтому советую не устраивать скандалы на ровном месте, и вообще, давай разводиться цивилизованно, - просил Николай.
Муж ушёл, а Катерина осталась одна в неожиданно опустевшей квартире. Она даже хотела позвонить дочери, но потом вспомнила её слова и не захотела получить новую порцию негатива и критики. Женщина подошла к зеркалу и попыталась рассмотреть изображение, пытаясь найти доказательства рассуждений Ани. Оно отражало уставшую от жизни полноватую женщину в мешковатой одежде, что никогда ей не казалось особенной проблемой.
- Этим мужикам только молодые девчонки нужны, - утешала её пришедшая в гости подруга. - Мой ещё десять лет назад сбежал к молодухе, может и твой подругу нашёл?
- Не мог Николай любовницу найти, - уверенно говорила Катя. - Мы столько лет прожили хорошо, и я была уверена, что состаримся вместе.
- Просто так мужики не уходят, - настаивала Нина.
- Дочка говорит, что я на старушку похожа, а отчим ещё моложавый и привлекательный мужчина, поэтому запросто может устроить личную жизнь, - рассказывала Катя. - Как думаешь, может она права?
- Просто Анька знает, что ты в любом случае всё поймешь, примешь и простишь, а с отчимом не хочет отношения портить, вот и встаёт на его сторону, - рассказывала Нина. - Пусть лучше в своей семейной жизни разберётся, чтобы её муж никуда не убежал.
Такой участи для дочери Катя не желала, просто просила от неё немного понимания и участия. Только Анна примчала в гости на ближайшие выходные и устроила матери разнос.
- В твоем возрасте женщины ходят в горы, посещают культурные мероприятия, занимаются спортом и вообще не вылезают из салонов красоты, - возмущалась Анна. - Ты сама виновата, что отчим ушёл, и я его прекрасно понимаю.
- Он тебе что-то рассказывал? - догадывалась Катя. - Что ты знаешь о его новой жизни?
- Все мои знания тебя не касаются, и хватит эту тему мусолить, теперь я возьмусь за твое перевоспитание, - возмущалась Анна. - Для начала выбросим большую часть гардероба, сделаем новую прическу, и ты обязательно будешь пользоваться косметикой.
- Зачем всё это в моем возрасте? - не понимала Катерина. - Кому и какое дело, как я буду выглядеть на даче или в пустой квартире.
- В твоем возрасте тоже можно устроить личную жизнь и при условии перемен ты найдешь себе нормального мужчину, - суетилась Анна.
Катерина догадывалась, что дочка осведомлена о новой жизни отчима и прекрасно знает, что он не вернётся, поэтому и развила бурную деятельность. От этого почему-то становилось ещё обидней, потому что Аня казалась ближе к отчиму, чем к родной матери, и явно оправдывала его поведение.
- Не спрашивай меня ни о чём, - нервничала Анна в ответ на расспросы матери. - Вы с Николаем люди взрослые и сами прекрасно понимаете, что отношения закончились. Найди в себе смелость жить дальше и разойтись с ним без скандалов. Мне он заменил родного отца, поэтому вне зависимости от твоего мнения по этому поводу, я буду с ним общаться.
Анна и не собиралась дочери запрещать общение или выступать категорически против Николая. Она просто хотела понять, почему оказалась на обочине жизни и не могла принять, что осталась никому не нужной только из-за отсутствия макияжа или модной прически. Она же всегда на первое место ставила именно интересы семьи, а на себя рукой махала. Пока Николай за собой следил и красовался, она одна бытовыми делами занималась и большую часть проблем сама решала. Аню тоже Катя учила, замуж отдавала, на ноги ставила, а теперь внукам помогала. Помощь все принимали, с дачи продукты таскали и от гостинцев никогда не отказывались, а теперь вдруг замечания начали делать.
- Ну, хотя бы попробуй измениться, - просила её дочь. - Понятно, что это уже ничего не изменит в отношениях с отчимом, но на этом жизнь не заканчивается.
Теоретически Катя понимала правоту рассуждений дочери, по факту ничего делать не собиралась. Сейчас у неё было время на себя и деньги на покупку новой одежды. Только особенного желания что-то менять или как-то трансформироваться не было. Она давно разучилась быть женщиной и никогда не умела быть леди, зато прекрасно помнила, что значит роль тягловой лошади.
- Мама, но ты же сама во всём виновата, и даже теперь не хочешь никакие выводы сделать, - ворчала Анна. - Нельзя настолько сильно на себя махнуть рукой. Ты могла бы многих за пояс заткнуть при наличии желания и приложив минимальные усилия.
- Хорошо, я всё поняла, не переживай, - успокаивала её Катя. - Всё нормально, жизнь продолжается.
Анна сама купила матери косметику и краску для волос, убедив закрасить седину и немного изменить стиль. Чтобы не ссориться с дочкой, женщина поддалась на уговоры и прислушалась к советам. Аня была настолько собой довольна, что не могла нахвалиться и постоянно рассказывала, как могло всё сложиться, если бы мать раньше прислушалась к её советам и сделала правильные выводы.
- Может и правда, тебя ещё замуж выдадим? - рассматривала новый образ подруга Нина. - Омолодилась, выглядишь лучше, и вообще другая стала.
Катерина только отмахивалась и такие слова всерьёз не воспринимала. Возможно, она немного изменилась внешне и добавила яркие краски в одежду, только от этого не стала более счастливой. Дело было не во внешности, а в потухшем взгляде и усталости от жизни, которые сильно старили женщину. Она никогда не умела кокетничать, казаться слабой или беззащитной. За работой и решением проблем морально состарилась и себя потеряла, а теперь найти не получалось. Предательство Николая ещё больше подкосило и выбило почву из-под ног, поэтому сменой гардероба ситуацию спасти было нереально.
Катерине требовалось какое-то иное обновление и вдохновение, но она пока не понимала, где именно его взять и просто продолжала дальше существовать в одиночестве.