"Почта" - так называется стихотворение С.Я. Маршака, а 8 октября как раз всемирный день почты. Приключения письма, которое искало писателя Бориса Житкова, от Ленинграда до Бразилии, стали возможны благодаря организованному в XIX веке Всемирному почтовому союзу. Он сильно упростил, ускорил и удешевил движение почты.
Письмо
Само
Никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти —
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывёт
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет.
Ему
Не нужен билет,
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный пассажир.
"На медные деньги" - это недорого, доступно. 22 страны, в том числе и Россия, образовали общую почтовую территорию с едиными почтовыми таксами и свободным транзитом почты. Это было ровно 150 лет назад. А вот перед нами столичный почтальон второй половины 19-го века.
Теперь самые, казалось бы, очень местного содержания открытки имели на обратной стороне надпись Всемирного почтового союза: Union Postale Universelle .
Задник почтовых карточек, кстати, бывал очень красивым. Например, как у этой серии 1902 года с репродукциями картин Эрмитажа.
Теперь работы почтальонам прибавилось. Кроме обычных писем по Европе в конце прошлого века пересылались десятки миллионов писем открытых – carte postale.
На открытках нередко можно было увидеть изображение почтальона. Не у всех из них сначала была красивая форма, о которой пишет Маршак.
Популярны были открытки с секретом в стиле Gruss aus («Привет из»). На них не было привычных для Gruss aus видов того или иного города, а лишь почтальон в форме и с сумкой на переднем плане. На сумке было напечатано название города, например, Москвы.
Секрет открытки был в том, что сумка эта открывалась и вот тогда уже из неё выпадала гармошка на десяток фотографических карточек с полагающимися открыткам Gruss aus видами:
Вот комичное сочетание «Gruss aus” (Привет из) на немецком и «Гугенбурга» на русском.
Встречались открытки, где почтальоны были героями художественных полотен. Вот, например, открытка из Нидерландов с портретом почтальона Жозефа Рулена, который написал Винсент Ван Гог. Чтобы вызвать у зрителя нужные эмоции, художник, который дружил с семьёй Рулен, заполнил свободное поле цветами.
На открытке, изданной Общиной Св. Евгении мы видим костюм почтальона, созданный Леоном Бакстом для балета «Фея кукол» на сцене Мариинского театра. Бакст создал в 1902 году костюмы, характерные для Петербурга середины 19 века.
Вы, кстати, обратили внимание, что почтальон на всякий случай вооружён саблей? А вот на картине В.Н. Басова (1918-1962) почтальону стоит опасаться только мороза.
На открытках почтальоны обычно спешат к адресату. Вот как на этой открытке Николая Семёновича Самокиша (1860-1944) – академика живописи (1890), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1937) и лауреата Сталинской премии (1941). Мало кто умел рисовать лошадей, как это делал он!
Прогресс ускорял доставку писем.
Но не все спешили за ним.
Но в целом эта работа трудная и нелёгкая, так что :
Честь и слава почтальонам,
Утомлённым, запылённым.
Слава честным почтальонам
С толстой сумкой на ремне!
А в финале мы хотели бы напомнить, как воспринималосб получение письма или открытки - как маленькое чудо.
Заглядывайте в наш Телеграм-канал, там тоже много интересного!
Эта и другие статьи написаны, чтобы помочь создавать волшебное настроение круглый год.
Ваша фабрика елочных игрушек XMAS TOYS.