Найти тему
Readovka.news

Эксперт Никишина: профессия учителя – это миссия

От преподавателей зависит дальнейший интерес школьников к учебе.

Профессия педагога – одна из самых ответственных и важных для становления личности человека. В последние годы престиж этой работы снизился, а к школьной программе и образованию появляется все больше претензий со стороны родителей и учеников.

В преддверии дня учителя Readovka.News решила узнать, какое психологическое состояние испытывают педагоги в их непростой работе и как следует грамотно построить взаимодействие между школой и семьей. Об этом журналисту издания рассказала доктор психологических наук, профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР) РНИМУ им. Н.И. Пирогова Вера Никишина.

Согласно исследованию «Работа.ру», каждый десятый россиянин в детстве мечтал стать учителем. Топ-3 профессии у женщин это: учитель (13%), врач (12%) и актриса или певица (7%).

По словам Никишиной, в деятельность педагога вложена удивительная миссия – имея, передать. Именно то, что эта профессия ставит перед собой высокие идеалы, очень мотивирует студентов на выбор именно этой работы. Однако, подчеркнула эксперт, в основном желание стать учителем возникает у детей дошкольного и младшего школьного возраста, по окончании обучения, все меньше ребят хотят посвятить жизнь воспитанию и учению других.

Разочарование в профессии связано с тем, что зачастую социальные смыслы, вложенные в педагогическую деятельность, не реализуются. Если не будет поддерживаться образ преподавания как уважаемой профессии, то выгорание у ее представителей неизбежно.

«Дело в том, что учиться у того, кого не уважаешь невозможно. Самое главное – как к учителю относятся. В том случае, если отношение вокруг пренебрежительное, высокомерное или обесценивающее, то это лишает мотивации», – объяснила Никишина.

Учитель – это миссия и по-другому к этому нельзя относиться, добавила эксперт. По ее словам, именно от него зависит тяга школьников к обучению, важно то, как он относится к детям, к их интересам и ошибкам. В образовательный процесс нужно включать больше мужчин, чтобы детям были представлены роли обоих полов и их социальное взаимодействие.

Сейчас трудность заключается в том, что очень часто родители вмешиваются во взаимодействие «учитель-ученик» или же сами педагоги пытаются переложить процесс изучения предметов на семью. Такие ситуации не должны возникать, считает эксперт. Преподаватели не должны заменять роль отца и матери точно так же, как члены семьи не должны брать на себя обязанности учителя.

Ранее стало известно, что большинство россиян выступили против сокращения срока обучения в школе. По их мнению, в 17 лет некоторые не знают, чего хотят и не готовы к взрослой жизни.