Найти тему
Правила жизни

Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Вера Игнатьевна Мухина, возможно, главный советский скульптор, несмотря на то что большинство ее проектов так и остались на уровне идей и эскизов. Именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР, но ими, конечно, ее работа не ограничивалась. Рассказываем еще несколько не самых очевидных фактов о художнице.

    Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной
Неиссякаемая Вера: что еще нужно знать о скульпторе Вере Мухиной

Веру Мухину мы знаем в первую очередь как автора «Рабочего и колхозницы» и граненого стакана (хотя, напомним, стакан скульптор вовсе не изобрела, а усовершенствовала предмет еще петровских времен под нужды советского пищепрома), но, конечно, этими двумя памятниками ее творческий масштаб не ограничивался. Мухина была безусловно талантливым художником, пробовала себя в разных направлениях — например, создавала одежду вместе с модельером Надеждой Ламановой (на парижской выставке 1925 года их совместная коллекция взяла Гран-при) и придумывала выкройки повседневной практичной одежды. Были в ее практике и иллюстрации, графический дизайн. Но именно крупная пластика в результате стала ее основной страстью и призванием.

   Вера Мухина за работой, 1940Михаил Озерский/РИА Новости
Вера Мухина за работой, 1940Михаил Озерский/РИА Новости

Интересная история получилась с семейной жизнью Мухиной: она вышла замуж за врача Алексея Замкова по любви и вопреки чаяниям родственников. Замков был создателем первого в мире гормонального препарата «Гравидан», который в те времена стал чуть ли не эликсиром молодости и пользовался небывалой популярностью, — благодаря этим разработкам врач стал одним из главных прототипов булгаковского профессора Преображенского. Слава мужа подсвечивала и саму Мухину: к началу 1930-х годов она была уже заслуженным скульптором, но знаменитый супруг добавил весу ее имени. Благодаря этому, например, Мухину по первой же просьбе принял Максим Горький, встречи с которым многие художники и писатели добивались месяцами. После общения с Мухиной в 1933 году Горький написал ходатайство в ЦК о помощи скульпторам — попросил выделить им стипендии и передать под мастерские помещения церквей, которые закрывала советская власть. А Вера Игнатьевна впоследствии создала аж три большие скульптуры Горького: две из них стоят в Москве и одна — в Нижнем Новгороде.

   Скульптура "Хлеб" работы Веры Мухиной, 1955Владимир Малышев/РИА Новости
Скульптура "Хлеб" работы Веры Мухиной, 1955Владимир Малышев/РИА Новости

По просьбе Горького Мухину под свою протекцию взял председатель Совнаркома Вячеслав Молотов. Благодаря этому в 1937 году она смогла принять участие в конкурсе на украшение советского павильона на Всемирной выставке в Париже — так и зародился монумент «Рабочий и колхозница». Сам павильон проектировал архитектор Борис Иофан, но комиссии не понравилась его идея скульптурной композиции, основанной на древнеримских «Тираноубийцах». Вера Игнатьевна предложила более созвучную советским идеям альтернативу. 24-метровую скульптуру собирали 11 дней из 65 частей. Задумывалась она как временная, после выставки ее должны были разобрать, но небывалый успех памятника обеспечил ему дальнейшую жизнь: «Рабочего и колхозницу» целиком перевезли на ВВЦ, где она простояла до реставрации 2003 года. Нынешний павильон, куда монумент вернули после большой реставрации, повторяет оригинальный проект Иофана для парижской выставки.

   Монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937Российский государственный архив литературы и искусства/МАММ/МДФ
Монтаж скульптуры «Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937Российский государственный архив литературы и искусства/МАММ/МДФ

Несмотря на популярность Веры Мухиной, многие — даже большинство — ее проекты так и остались нереализованными. Например, в 1938 году она проектировала памятник морякам парохода «Челюскин», раздавленного льдами в Карском море. Памятник должен был стоять на стрелке Москвы-реки — там, где сейчас находится монумент Петру I авторства Зураба Церетели. Внучка Мухиной, искусствовед Марфа Замкова, так описывала несостоявшийся проект: «Это был целый скульптурный ансамбль. Рядом с двумя серединными опорами моста, на постаментах, выходящих из воды, располагались скульптурные группы, рассказывающие о подвигах челюскинцев и их спасителей. От них по глади воды отходят два бетонных пандуса, постепенно приближаясь друг к другу. У места их пересечения возникает граненая глыба, напоминающая айсберг, на вершине которого — летящая фигура северного ветра Борея с развевающейся бородой, едва прикрытая медвежьей шкурой. Памятник был нов и необычен, поэтому не прошел».

   Физкультурники перед скульптурой «Рабочий и колхозница», 1939Владислав Микоша/МАММ/МДФ
Физкультурники перед скульптурой «Рабочий и колхозница», 1939Владислав Микоша/МАММ/МДФ

Замкова вспоминает и еще одну несостоявшуюся часть карьеры бабушки — та не написала портрет Сталина, хотя в те годы это был как будто обязательный пункт в портфолио значимого художника в СССР: «Молотов настойчиво ей это предлагал. Но бабушка отвечала, что может работать только с натуры. Сталин же на это сказал, что у него пока нет времени позировать. А потом уже у них и вовсе не осталось времени: оба ушли из жизни в 1953 году».

А еще в портфолио каждого скульптора, не только советского, обязательно есть надгробия, и вот тут Вера Мухина не исключение. На Новодевичьем кладбище ее работ целых семь. Среди них памятники — на могиле сына Горького, Максима Пешкова, актрисы Марии Ермоловой и оперного певца Леонида Собинова, а еще, конечно, бюст мужа — врача Алексея Замкова. Сама скульптор тоже похоронена на Новодевичьем, рядом с мужем, которого пережила на 11 лет (ее бюст создан одной из учениц — Ниной Зеленской). На надгробии Замкова написано: «Я сделал для людей все, что мог». На могиле Мухиной приписка — «И я тоже».

   Памятник на могиле Леонида Собинова на Новодевичьем кладбищеВладимир Вяткин/РИА Новости
Памятник на могиле Леонида Собинова на Новодевичьем кладбищеВладимир Вяткин/РИА Новости