Вера Игнатьевна Мухина, возможно, главный советский скульптор, несмотря на то что большинство ее проектов так и остались на уровне идей и эскизов. Именно с ее именем ассоциируются знаковые символы СССР, но ими, конечно, ее работа не ограничивалась. Рассказываем еще несколько не самых очевидных фактов о художнице.
Веру Мухину мы знаем в первую очередь как автора «Рабочего и колхозницы» и граненого стакана (хотя, напомним, стакан скульптор вовсе не изобрела, а усовершенствовала предмет еще петровских времен под нужды советского пищепрома), но, конечно, этими двумя памятниками ее творческий масштаб не ограничивался. Мухина была безусловно талантливым художником, пробовала себя в разных направлениях — например, создавала одежду вместе с модельером Надеждой Ламановой (на парижской выставке 1925 года их совместная коллекция взяла Гран-при) и придумывала выкройки повседневной практичной одежды. Были в ее практике и иллюстрации, графический дизайн. Но именно крупная пластика в результате стала ее основной страстью и призванием.
Интересная история получилась с семейной жизнью Мухиной: она вышла замуж за врача Алексея Замкова по любви и вопреки чаяниям родственников. Замков был создателем первого в мире гормонального препарата «Гравидан», который в те времена стал чуть ли не эликсиром молодости и пользовался небывалой популярностью, — благодаря этим разработкам врач стал одним из главных прототипов булгаковского профессора Преображенского. Слава мужа подсвечивала и саму Мухину: к началу 1930-х годов она была уже заслуженным скульптором, но знаменитый супруг добавил весу ее имени. Благодаря этому, например, Мухину по первой же просьбе принял Максим Горький, встречи с которым многие художники и писатели добивались месяцами. После общения с Мухиной в 1933 году Горький написал ходатайство в ЦК о помощи скульпторам — попросил выделить им стипендии и передать под мастерские помещения церквей, которые закрывала советская власть. А Вера Игнатьевна впоследствии создала аж три большие скульптуры Горького: две из них стоят в Москве и одна — в Нижнем Новгороде.
По просьбе Горького Мухину под свою протекцию взял председатель Совнаркома Вячеслав Молотов. Благодаря этому в 1937 году она смогла принять участие в конкурсе на украшение советского павильона на Всемирной выставке в Париже — так и зародился монумент «Рабочий и колхозница». Сам павильон проектировал архитектор Борис Иофан, но комиссии не понравилась его идея скульптурной композиции, основанной на древнеримских «Тираноубийцах». Вера Игнатьевна предложила более созвучную советским идеям альтернативу. 24-метровую скульптуру собирали 11 дней из 65 частей. Задумывалась она как временная, после выставки ее должны были разобрать, но небывалый успех памятника обеспечил ему дальнейшую жизнь: «Рабочего и колхозницу» целиком перевезли на ВВЦ, где она простояла до реставрации 2003 года. Нынешний павильон, куда монумент вернули после большой реставрации, повторяет оригинальный проект Иофана для парижской выставки.
Несмотря на популярность Веры Мухиной, многие — даже большинство — ее проекты так и остались нереализованными. Например, в 1938 году она проектировала памятник морякам парохода «Челюскин», раздавленного льдами в Карском море. Памятник должен был стоять на стрелке Москвы-реки — там, где сейчас находится монумент Петру I авторства Зураба Церетели. Внучка Мухиной, искусствовед Марфа Замкова, так описывала несостоявшийся проект: «Это был целый скульптурный ансамбль. Рядом с двумя серединными опорами моста, на постаментах, выходящих из воды, располагались скульптурные группы, рассказывающие о подвигах челюскинцев и их спасителей. От них по глади воды отходят два бетонных пандуса, постепенно приближаясь друг к другу. У места их пересечения возникает граненая глыба, напоминающая айсберг, на вершине которого — летящая фигура северного ветра Борея с развевающейся бородой, едва прикрытая медвежьей шкурой. Памятник был нов и необычен, поэтому не прошел».
Замкова вспоминает и еще одну несостоявшуюся часть карьеры бабушки — та не написала портрет Сталина, хотя в те годы это был как будто обязательный пункт в портфолио значимого художника в СССР: «Молотов настойчиво ей это предлагал. Но бабушка отвечала, что может работать только с натуры. Сталин же на это сказал, что у него пока нет времени позировать. А потом уже у них и вовсе не осталось времени: оба ушли из жизни в 1953 году».
А еще в портфолио каждого скульптора, не только советского, обязательно есть надгробия, и вот тут Вера Мухина не исключение. На Новодевичьем кладбище ее работ целых семь. Среди них памятники — на могиле сына Горького, Максима Пешкова, актрисы Марии Ермоловой и оперного певца Леонида Собинова, а еще, конечно, бюст мужа — врача Алексея Замкова. Сама скульптор тоже похоронена на Новодевичьем, рядом с мужем, которого пережила на 11 лет (ее бюст создан одной из учениц — Ниной Зеленской). На надгробии Замкова написано: «Я сделал для людей все, что мог». На могиле Мухиной приписка — «И я тоже».