Найти в Дзене

ДЖЕКСОН ПОЛЛОК – АГЕНТ ЦРУ??

Теории заговора повсюду: Кеннеди убили несколько стрелков, на Луну никто не высаживался, Земля - плоская. а Мона Лиза - подделка. Но вот еще одна теория: абстрактный экспрессионизм придумали ЦРУ, чтобы развалить СССР.

Звучит безумно, не правда ли? Но на этот раз это не просто очередная выдумка! Это реальная история о том, как искусство стало оружием в культурной войне.

Америка 50-х годов. Представьте себе самого «крутого и брутального мужика» из мира искусства — Джексона Поллока. Он не просто художник — это человек, который создавал свои картины, разбрызгивая краску на полотно в своеобразном танце. Бунтарь, любитель драк, скорости и алкоголя, его работы — это взрыв эмоций и энергии.

Но был ли Поллок действительно настолько велик, как его описывали?

В 1949 году журнал *Life* выпустил статью с громким заголовком: «Действительно ли он величайший из живущих художников США?». Поллок сам не ожидал такой славы — его признали гением буквально за одну ночь!

Поллок родился в 1912 году и был младшим ребёнком в семье. которая постоянно переезжала с места на место. Из-за переездов Поллоку было сложно заводить друзей и он рос закрытым и угрюмым ребенком. В подростковом возрасте Поллок находит для себя отдушину в живописи и начинает изучать искусство. В его ранних работах видно влияние мексиканских художников Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско, которыми он восхищался в то время. После знакомства с работами Пабло Пикассо и сюрреалистов его творчество становится более символическим. В течение 1930-х годов он много путешествует по США, однако в 1934 году обосновывается в Нью-Йорке. В 1947 году Поллок изобрёл новую технику — он начал работать на холстах огромного размера, расстилая их прямо на полу, и разбрызгивать краску с кистей, не прикасаясь ими к поверхности. Впоследствии такую технику стали называть «капельной живописью» или «дриппингом», хотя сам художник предпочитал термин «льющаяся техника». Именно она приковала внимание к личности Поллока и в одночасье сделала чуть ли не самым влиятельным художником в США.

Многочисленные пагубные привычки и многолетние борьба с депрессией создали вокруг художника славу плохого парня. Однако за этой грубой внешностью скрывался человек ранимый и неуверенный. И тут параллель — как и Поллок, США в то время выглядели могущественными, но боялись показать свою уязвимость. Вторая мировая война закончилась, и началась холодная — идеологическая борьба между СССР и Америкой.

Эта борьба не только за территории, но и за умы людей. В 1953 году президент Эйзенхауэр четко обозначил цель США: «Мы не стремимся к захвату территорий, наша цель — показать всему миру ценности свободы и самореализации». И в этой борьбе главным оружием стала… культура.

Но как картины могут стать оружием в идеологической войне? Казалось бы, в Советском Союзе всё проще: агитплакаты, портреты вождей, социалистический реализм. Всё под контролем. А в США? Полная свобода самовыражения. Или это только кажется?

Когда президент Труман создал ЦРУ в 1947 году, одной из его задач стало влиять на мировоззрение интеллектуалов. Простыми словами: многие мыслители поддерживали идеи коммунизма, и ЦРУ нужно было это изменить.

Сначала агенты взялись за СМИ, но быстро поняли — газет недостаточно. Нужно действовать через искусство. В 1946 году США организовали выставку «Продвижение американского искусства», которая должна была показать культурное превосходство Америки. Но что пошло не так?

Простым американцам картины оказались слишком «современными». Яркие, грубые, не всегда понятные — они изображали социальные перемены и проблемы общества. Это вызвало гнев у публики, а госчиновники выставку назвали «насмешкой над искусством». Провал был оглушительным. Но это дало ЦРУ важный урок: если хотите влиять на умы — делайте это тайно.

В итоге ЦРУ решает поддержать новое направление — абстрактный экспрессионизм. Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Марк Ротко — все они стали лицами «свободного искусства». Их работы олицетворяли индивидуальность и бунт против системы.

И тут интересный момент: сами художники даже не подозревали, что их поддерживает ЦРУ. Они были антиправительственными активистами и, узнав о тайной поддержке, наверняка бы возмутились!

Как ЦРУ удалось всё это провернуть? Они действовали через подставные организации, такие как Конгресс за свободу культуры, который спонсировал выставки, продвигал экспрессионистов по всему миру. Одна из самых успешных выставок — «Новая американская живопись», которая объехала Европу, от Парижа до Лондона.

Хотите интересный факт? Когда выставка чуть не сорвалась из-за нехватки денег, на помощь внезапно пришёл миллиардер, который оплатил всё. Совпадение? Не думаю. Деньги поступили через фонд, контролируемый ЦРУ.

Теперь у нас возникает вопрос: стала бы эта форма искусства настолько популярной без поддержки спецслужб? Учитывая консервативные настроения в Америке, это действительно выглядит странно.

Но как бы то ни было, абстрактный экспрессионизм изменил историю искусства и навсегда закрепил за США звание центра современного искусства.

Сегодня, смотря на работы Поллока или Ротко, мы видим не просто краски на холсте. Это символ свободы выражения, который стал инструментом в идеологической борьбе.

И как сказал Эйзенхауэр: «Когда художники становятся рабами государства, прогресс останавливается, а гений умирает».

Что думаете вы? Могут ли картины изменить ход истории? Оставляйте комментарии, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если вам понравилось это видео.