Осень 1941 г., начало ленинградской блокады, город взят во вражеское кольцо, но продолжает сражаться: несмотря на массированные бомбардировки, обстрелы и катастрофический дефицит продовольствия. Работают предприятия, выпускается военная продукция. Ленинград снабжает своих защитников на фронте. Начинается подготовка к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро, ее назовут Дорогой жизни, спасшей тысячи людей от голодной смерти. Но в истории блокады была еще одна трасса, благодаря которой город выстоял, не сдался и победил.
Враг подступал к Ленинграду и Москве, страна отчаянно сражалась, бои шли буквально за каждый метр. В тылу к станкам встали старики, женщины и подростки. Оборонные предприятия работали круглосуточно, чтобы обеспечивать фронт. В этих условиях электростанции Ленинграда и пригородов почти в полтора раза увеличили выработку энергии. В итоге были израсходованы почти все и без того небольшие запасы топлива, имевшиеся в городе. Сомкнувшееся кольцо блокады отрезало город от всех областных электростанций: Ленинград оказался в условиях катастрофической нехватки электроэнергии. Работа хлебозавода, стратегических предприятий, госпиталей была под угрозой полной остановки. Сотрудники электростанций делали все возможное, чтобы обеспечить город хотя бы небольшим количеством топлива: вручную разбирали на дрова деревянные строения, собирали остатки топлива в помещениях эвакуированных предприятий, но этого все равно было чрезвычайно мало. Город постепенно погружался во мрак. Двадцать пятое января 1942 г. стало одним из самых страшных блокадных дней: мощности единственного оставшегося генератора ГЭС-1 хватало только на снабжение электроэнергией больниц, хлебозавода и Смольного. В условиях экстремально холодных температур город погружался во тьму: встал городской транспорт, остановились предприятия, замерзали жилые дома. У Ленинграда оставалась только одна надежда: на молодых инженеров, чьи имена были малоизвестны, но именно они разработали проект, благодаря которому в город пришел долгожданный свет.
Уже в декабре 1941 г. Военный совет Ленинградского фронта принимает решение о восстановлении подачи электроэнергии с незахваченной врагом Волховской ГЭС в город. Для этого требовалось проложить бронированный кабель по дну Ладожского озера. Задачи подобного рода и сегодня, при наличии высокотехнологичного оборудования и систем инженерного проектирования, непросты в исполнении, а тогда тем более казались невыполнимыми. Но Ленинграду нужен был свет…
Двум инженерам «Ленэнерго» Никодиму Туманову и Ивану Ежову было поручено в кратчайшие сроки разработать проект прокладки кабеля. Они трудились над ним сутками, понимая, что их расчеты и чертежи должны спасти город. Вскоре был создан уникальный проект, в его основу лег пятижильный кабель, который назовут кабелем жизни. Его длина превышала 110 км, произведен он был на ленинградском заводе «Севкабель». Из-за нехватки нужных компонентов изоляцию пришлось делать из бумаги, на которой печатались деньги, она была пропитана слюдой в сочетании с канифолью. Спустя всего 11 дней линия была готова, намотана на 270 барабанов и отправлена в бухту Морье, где весной 1942 г. должна была начаться прокладка.
Кабель нужно было резать на куски и соединять специальными муфтами, которые складывались из двух свинцовых половинок весом 220 кг. К Ладожскому озеру были командированы самые опытные водолазы: им предстояло в боевых условиях, в сложнейшей акватории, на глубине около 20 м протянуть в город спасительные энергомощности. Несмотря на то что основной объем работ на глубине проходил в теплое время года, вода на Ладоге все равно была достаточно прохладной, а если принимать во внимание особенности илистого грунта озера, которые приводили к большим ограничениям по видимости, можно представить, насколько тяжелым был процесс монтажа.
Для укладки кабеля ленинградские заводы выделили больше сотни сотрудников, в основном женщин. Они выстраивались цепью и на вытянутых руках передавали электропровод на баржу, где его в размотанном виде сгружали в трюм. Затем буксир выводил баржу в акваторию Ладоги. Непосредственно на месте укладки кабель спускали в воду. Затем водолазы уже на глубине резали его и подавали концы монтерам наверх. Они соединяли тяжелые муфты и концы провода, и уже готовые звенья электроцепи при помощи специального катера с лебедкой водолазы спускали на дно. В целях безопасности работы шли ночью, но, несмотря на это, вражеские обстрелы и бомбардировки все равно продолжались. Многие участники работ были ранены или погибли. Но проложить магистраль удалось в рекордные сроки: вместо запланированных Военным советом 56 дней, работы были выполнены за 48! Пятого ноября 1942 г. прокладка всех пяти линий была завершена. В Ленинград стали бесперебойно идти жизненно необходимые энергомощности. За два года функционирования подводной линии в город поступило более 30 млн кВт электроэнергии.
Прочность кабеля была настолько высокой, что его решили повторно использовать. После снятия блокады его подняли со дна Ладоги и проложили под Невским проспектом для освещения центральной улицы города. Жители и гости города, гуляя по историческому центру Санкт-Петербурга, даже не подозревают, что у них под ногами линия, которая спасла город от холода, тьмы и смерти.
Подготовлено по материалам журнала "Гражданская защита" №10,2024