Найти тему

История одной беседы или почему каратэ уже не торт

Недавно у нас в клуб взяли нового стажёра вести детское каратэ. Несмотря на своё скептическое отношение к детскому каратэ я таки зашёл посмотреть на тренировку: познакомиться, оценить и дать пару советов, если потребуется.

Практически с первых минут тренировки стало понятно к какому стилю принадлежит наш новый инструктор — к кёкусинкай. После тренировки мы познакомились поближе и побеседовали. Честно говоря, лучше бы я этого не делал, так как данная беседа нарушила моё душевное равновесие и сильно подкосила веру в молодое поколение. Впрочем, изложу всё по порядку...

Имеем молодого человека 26-ти лет, из которых 20 лет занимается каратэ, 1 дан. Сказал, что чемпион Евразии, занимался в том числе у Макса Дедика. Сказал, что чемпионом мира ему уже не стать из-за травмы коленей.

Ну, побеседовали об «уроке каратэ» в данном клубе, в частности, почему тот формат тренировки, в котором он провёл своё занятие, является не подходящим и что нужно поменять.

Слово за слово, и разговор перешёл на каратэ в целом. Сначала меня насторожило, что он не смог внятно сформулировать, что такое каратэ, а дальше было хуже... Я спросил, чему он собирается учить ЭТИХ детей, которые ходят на одно сорока пятиминутное занятие в неделю (да и то не регулярно) и получил ответ, что обучать он будет учить тому, чему учили его — драться.

Далее я постараюсь по памяти привести отрывки из нашей беседы очистив его от всего мата и прочих междометий. Не дословно (в дзен ибо забанят), но максимально близко, чтобы передать суть беседы.

— А ты считаешь, что им когда-нибудь при данном формате и режиме тренировок придётся участвовать в соревновании?

— А почему нет?

— При 45 минутах тренировки в неделю? Ну, разве что в соревнованиях по пропуску тренировок. Ты понимаешь, что это в принципе невозможно и они сюда вообще не за этим приходят?

— Ну, да. А зачем тогда?..

— Ну, возможно, они питают иллюзорную надежду научиться защищать себя, уметь дать в дыню, ежели что...

— Мы не бьём в голову. У нас правилами нельзя, поэтому мы не тренируем удары в голову.

— Ну, это же не значит, что ты не можешь нанести удар в голову?

— А зачем, если мы не бьём в голову?

— Ну, как зачем? Представь, что тебе придётся драться с другими каратистами, не кёкусиновцами. Как ты будешь это делать, если ты в голову не бьёшь?

— А я не буду с ними драться. Как я буду с ними драться, если у них другие правила?

— А какая разница какие правила, если это всё каратэ. Каратэ — это каратэ, не важно каким стилем ты занимаешься.

— У нас другое каратэ, у вас другое. Как можно драться по разным правилам?

— Ну, подошли к тебе с автоматом и сказали, либо иди драться, либо расстреляем... Или на улице тебе решили морду набить. Ты с ними тоже драться не будешь, потому что они не по правилам кёкусин дерутся? Или всё же будешь?

— Буду, конечно.

— А как ты будешь, если вы на тренировках не бьёте в голову и ты говоришь, что у вас в голову бить нельзя, поэтому удары руками в голову вы разучивать и отрабатывать не будете? защищать себя как будешь?

— А нам для этого на тренировках бокс давали.

— Бокс? На каратэ? Зачем???!!!

— Ну, чтобы уметь в голову бить...

— А что тебе мешает бить в голову с помощью каратэ?

— Ну, в нашем каратэ же не бьют в голову...

Тут я не выдержал, подвёл его к манекену и попросил ударить чёку цзуки в корпус. Парниша не сразу понял, что такое чёку цзуки, пришлось перевести и объяснить, что прямой в корпус. После некоторых уговоров и множества вопросов зачем он всё же ударил пару раз.

— А теперь ударь ему в голову

— Зачем? У нас же нет ударов в голову?

— Ну, ударь! Что значит нет? Вот чёку цзуки чудан в корпус — наношу удар манекену в корпус — а вот чёку цзуки дзёдан в голову

— Это же в подбородок

— А подбородок, что, не на голове расположен?

— Ну, как бы да.

— Так нанеси по нему удар! — я уже начинаю выходить из себя и он таки наносит удар — Ну, и что тут сложного? Что, для того, чтобы нанести цзуки в голову обязательно изучать бокс? А теперь нанеси маваси цзуки.

— Это ногой что ли?

— В смысле? Маваси цзуки — это удар кулаком. Ты, что, совсем терминологией не владеешь? — наношу маваси цзуки — вот, это круговой удар в голову. Чем он отличается от бокса? Для того, чтобы его нанести тоже совершенно не обязательно заниматься боксом, достаточно и каратэ.

— Ну, у нас не сильно уделяли внимания терминологии...

— А ты вообще как на дан-то сдал, если ты большинство терминов каратэ не понимаешь???

— Ну, у нас бывало так, что пояса давали по результатам участи в турнирах...

— М-да... ну, а ката ты знаешь?

— Ну, да, мы же сдавали на пояса.

— Какое твоё любимое, можешь показать?

— У меня нет любимых.

— Ну, какие есть, какие знаешь...

— Ну, цуки но ката... — неуверенно — мы их только перед экзаменами разучивали.

— Ну, покажи его

— Зачем?

— Хочу посмотреть как ты ката делаешь?

— Зачем? Я не хочу показывать.

— Ладно, понятно. А чему ты их тогда будешь учить, если терминологии ты не знаешь, ката не знаешь?

— Каратэ. Тому, что учили меня. Я же мастер, у меня чёрный пояс.

— Мастер чего? Каратэ? Как ты будешь обучать каратэ, если ты не знаешь базовой техники, не знаешь ката и даже в терминологии плаваешь? Чему ты их можешь научить, если ты сам этого ничего не знаешь? Каратэ это ведь не только драка?

— Ну, нет... а что ещё? — тут он реально несколько подвис...

— Ты действительно считаешь, что наличие первого дана говорит о том, что ты мастер? Это означает, что ты просто ЕГЭ сдал и не более того. Базу освоил. Ну, должен был. А у тебя её нет. Так какой ты тогда мастер? Ты сейчас сам каратэ занимаешься?

— Нет, а зачем? Я же больше не смогу драться, у меня колени...

— В смысле, зачем??? А как ты собираешься преподавать, если ты сам больше не занимаешься?

— Буду учить тому, что знаю.

— Смотри, драться их учить бесполезно, так как это утопия, а в каратэ, ты сам практически ничего не знаешь. И что же получается?..

На этом месте я закончу краткий пересказ, так как вся беседа напоминала постоянное хождение по кругу, точнее кругами. Мы говорили о мотивации, о целях и т.д., и т.п. В течении всей беседы я постоянно натыкался на глухую стену непонимания. Непонимания даже сути моих вопросов, которые мне приходилось разжёвывать. Если кратко резюмировать, то данный юноша совершенно искренне считает, что весь смысл его занятий в каратэ сводился к тому, чтобы драться на соревнованиях и занимать места. Что он считает себя мастером и совершенно не видит ни одной причины зачем ему продолжать заниматься каратэ, если он больше не может выступать и чем именно, собственно, ему теперь заниматься, если он больше не дерется, кроме как обучать каратэ детей. Обучать их каратэ, которого он не знает...

В течении нашей беседы я неоднократно вспомнил все анекдоты про уровень интеллекта боксёров и зачем боксёру голова... И это при том, что почти все мои знакомые боксёры, коих весьма предостаточно, в подавляющей своей массе люди весьма умные и с интеллектом значительно выше среднего. Да и среди кёкусиновцев я такого никто не замечал. Тоже люди все умные. Но, вот ведь...

Скажу честно, данная беседа не то, чтобы повергла меня в ступор, но шокировала весьма сильно. Пару дней я обсуждал её с друзьями имеющими отношение к разным боевым искусствам и в основном матом. Потом успокоился пройдя все стадии Кюблер-Росс, но осадочек всё равно остался.

Что меня больше всего возмущает поражает, так это та самая незамутнённая искренность, с которой данный молодой человек считает всё вышеописанное.

И, интуиция мне подсказывает, что он ведь он не один такой... И дело совсем не в стиле данного персонажа — таких достаточно в любом спортивном направлении каратэ. Сколько у нас по всему миру таких юношей, которые закончив свою спортивную карьеру к 25 годам искренне считают, что могут обучать каратэ, которым, по сути, ещё даже не успев начать заниматься, уже закончили. Что им есть что передать последующим поколениям... Стоит ли после этого удивляться, что каратэ, в большинстве своём, превращается в то, во что оно превращается? Впрочем, такова судьба совершенно любого вида боевого искусства, которое становится спортивным единоборством. А стоит ли?..

-2