В паспорте нацпроекта финансирование было больше на 17,4 млрд рублей
Власти анонсировали прогноз бюджета по национальному проекту «Беспилотные авиационные системы» (БАС) на период 2025-2027 гг. Финансирование проекта за указанные три года в общей сумме составит 112,1 млрд рублей, но эта цифра ниже той, что указана в редакции паспорта нацпроекта, которая составляет 129,5 млрд рублей, сообщает «РБК».
История вопроса:
Представитель вице-премьера Виталия Савельева, курирующего нацпроект, сообщил, что поправки проходят согласование. Но решение о сокращении бюджета окончательно не принято, итоговые цифры будут зафиксированы позже, уточнил представитель Минпромторга.
Согласно планам по нацпроекту, следующие два года расходы на гражданские беспилотники составят 10 млрд рублей в /год. Однако, с учетом правок со стороны властей, сумма увеличится до 27,8 млрд рублей в 2025 году, в 2026 – до 43,7 млрд рублей, а в 2027 пойдет снижение расходов с планируемых 100 млрд рублей до 40,5 млрд рублей.
Национальный проект по развитию отрасли беспилотников в России запланирован вплоть до 2030 года. В 2023 году планировалось потратить около 900 млрд рублей на эту инициативу, но в апреле того же года российский Forbes со ссылкой на официальные источники сообщил о сокращении бюджета до 714 млрд рублей. В последующих корректировках бюджет был сокращен еще раз до 546 млрд рублей.
Нацпроект включает в себя пять федеральных проектов:
· Разработка, утверждение и производство БАС и их запчастей – один из самых затратных проектов, на который планируется сокращение финансирования на 6,8% в ближайшие три года. Руководит проектом Василий Шпак, замглава Минпромторга.
· Стимулирование спроса на БАС будет финансироваться с учетом увеличения бюджета на 23%. Руководитель проекта – первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.
· Проект, связанный с развитием инфраструктуры и безопасностью БАС, под управлением замглава Минтранса Владимира Потешкина, получит сокращение бюджета в четыре раза без выделения дополнительных средств в дальнейшем.
· Проект по перспективным технологиям не включен в опубликованную версию проекта бюджета. Его курирует Минобрнауки.
· На проект «Кадры для БАС» предлагается направить значительно меньше денег, чем ранее. Сумма сократится в 12 раз. Куратор – замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
Также в опубликованных материалах сообщается о дополнительных 20,6 млрд рублей, которые зарезервированы для гражданских госзаказов по беспилотникам, некоммерческого лизинга российских БАС, разработки решений для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство с пилотируемыми судами и проведения научных исследований в области БАС. Все мероприятия зафиксированы в федеральных проектах.
К 2030 году планируется произвести 25,6 тысяч беспилотников вместо 32,5 тысяч, как сообщали ранее «Известия». Также власти снизили прогноз по производству отечественных БАС в России с 70% до 50%. Ранее превысить планку в 50% планировалось уже в 2025 году.
Как сообщают официальные представители Минфина, на сентябрь 2024 года бюджет нацпроекта исполнен на 1/3 (33,8%). Из 45,3 млрд рублей на инфраструктуру и систему сертификации потрачено 23,6%, на кадры – 21%, на перспективные технологии – 9,7%, а на производство дронов – 19,4%.
На момент 2024 года можно отметить, что более 5 млрд рублей было потрачено на заказ отечественных гражданских беспилотников для передачи более чем 150 заказчикам федерального и регионального уровней. Это означает, что контрактация успешно завершена, как сообщил Евгений Дитрих, руководитель ГТЛК, на форуме «Цифровая транспортация». В июле представители ГТЛК сообщили о завершении контрактации по госзаказу, при этом было заключено около 2,5 тысяч сделок на сумму 4,9 млрд рублей.
Дитрих также упомянул, что в ходе исследования рынка и выполнения госзаказа было обнаружено 35 типов легких беспилотных аппаратов, 6 типов средних и ни одной модели больших беспилотников. Алексей Рогозин, председатель консультативного совета разработчика тяжелых беспилотников «Эколибри», подтвердил, что в России пока не выпускается серии гражданских аппаратов в категории тяжелых (взлетная масса более 30 кг).
В 2024 году по госзаказу планировалось закупить 153 тыс. гражданских дронов, включая 151 тыс. образовательных моделей для учебных целей. Однако, согласно источнику из секретариата бывшего вице-премьера Андрея Белоусова (ныне министра обороны), на текущий год запланировано закупить 19 тыс. единиц техники, из которых 16,5 тыс. являются образовательными дронами.
С учетом изменений, представители пресс-службы Минпромторга отметили, что нацпроект создали только в 2024 году, поэтому меры господдержки были распределены впервые. Участники мер поддержки несут затраты, которые потом будут компенсированы, учитывая время на выполнение заказов и производство БПЛА, как сообщают там.
Эксперты отрасли (разработчики дронов, исследователи рынка, производители систем навигации) не видят проблем в изменениях бюджета на 2027 год. Они считают, что корректировки нужны для отражения реальных цен и потребностей. Заказчики также понимают, что выполнять работы с помощью дронов можно через оператора, как отмечает Павел Камнев, коммерческий директор «Лаборатории будущего» и эксперт рынка НТИ «Аэронет». Гендиректор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин отметил, что бюджеты сокращаются повсюду, включая нацпроекты по беспилотникам.
Напомним, что с 1 сентября 2024 года заработал нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем. LR