Найти тему

Беспилотникам «порезали бюджет»

В паспорте нацпроекта финансирование было больше на 17,4 млрд рублей

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Власти анонсировали прогноз бюджета по национальному проекту «Беспилотные авиационные системы» (БАС) на период 2025-2027 гг. Финансирование проекта за указанные три года в общей сумме составит 112,1 млрд рублей, но эта цифра ниже той, что указана в редакции паспорта нацпроекта, которая составляет 129,5 млрд рублей, сообщает «РБК».

История вопроса:

Представитель вице-премьера Виталия Савельева, курирующего нацпроект, сообщил, что поправки проходят согласование. Но решение о сокращении бюджета окончательно не принято, итоговые цифры будут зафиксированы позже, уточнил представитель Минпромторга.

Согласно планам по нацпроекту, следующие два года расходы на гражданские беспилотники составят 10 млрд рублей в /год. Однако, с учетом правок со стороны властей, сумма увеличится до 27,8 млрд рублей в 2025 году, в 2026 – до 43,7 млрд рублей, а в 2027 пойдет снижение расходов с планируемых 100 млрд рублей до 40,5 млрд рублей.

Национальный проект по развитию отрасли беспилотников в России запланирован вплоть до 2030 года. В 2023 году планировалось потратить около 900 млрд рублей на эту инициативу, но в апреле того же года российский Forbes со ссылкой на официальные источники сообщил о сокращении бюджета до 714 млрд рублей. В последующих корректировках бюджет был сокращен еще раз до 546 млрд рублей.

Нацпроект включает в себя пять федеральных проектов:

· Разработка, утверждение и производство БАС и их запчастей – один из самых затратных проектов, на который планируется сокращение финансирования на 6,8% в ближайшие три года. Руководит проектом Василий Шпак, замглава Минпромторга.

· Стимулирование спроса на БАС будет финансироваться с учетом увеличения бюджета на 23%. Руководитель проекта – первый замглавы Минпромторга Василий Осьмаков.

· Проект, связанный с развитием инфраструктуры и безопасностью БАС, под управлением замглава Минтранса Владимира Потешкина, получит сокращение бюджета в четыре раза без выделения дополнительных средств в дальнейшем.

· Проект по перспективным технологиям не включен в опубликованную версию проекта бюджета. Его курирует Минобрнауки.

· На проект «Кадры для БАС» предлагается направить значительно меньше денег, чем ранее. Сумма сократится в 12 раз. Куратор – замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.

Также в опубликованных материалах сообщается о дополнительных 20,6 млрд рублей, которые зарезервированы для гражданских госзаказов по беспилотникам, некоммерческого лизинга российских БАС, разработки решений для интеграции беспилотников в единое воздушное пространство с пилотируемыми судами и проведения научных исследований в области БАС. Все мероприятия зафиксированы в федеральных проектах.

К 2030 году планируется произвести 25,6 тысяч беспилотников вместо 32,5 тысяч, как сообщали ранее «Известия». Также власти снизили прогноз по производству отечественных БАС в России с 70% до 50%. Ранее превысить планку в 50% планировалось уже в 2025 году.

Как сообщают официальные представители Минфина, на сентябрь 2024 года бюджет нацпроекта исполнен на 1/3 (33,8%). Из 45,3 млрд рублей на инфраструктуру и систему сертификации потрачено 23,6%, на кадры – 21%, на перспективные технологии – 9,7%, а на производство дронов – 19,4%.

На момент 2024 года можно отметить, что более 5 млрд рублей было потрачено на заказ отечественных гражданских беспилотников для передачи более чем 150 заказчикам федерального и регионального уровней. Это означает, что контрактация успешно завершена, как сообщил Евгений Дитрих, руководитель ГТЛК, на форуме «Цифровая транспортация». В июле представители ГТЛК сообщили о завершении контрактации по госзаказу, при этом было заключено около 2,5 тысяч сделок на сумму 4,9 млрд рублей.

Дитрих также упомянул, что в ходе исследования рынка и выполнения госзаказа было обнаружено 35 типов легких беспилотных аппаратов, 6 типов средних и ни одной модели больших беспилотников. Алексей Рогозин, председатель консультативного совета разработчика тяжелых беспилотников «Эколибри», подтвердил, что в России пока не выпускается серии гражданских аппаратов в категории тяжелых (взлетная масса более 30 кг).

В 2024 году по госзаказу планировалось закупить 153 тыс. гражданских дронов, включая 151 тыс. образовательных моделей для учебных целей. Однако, согласно источнику из секретариата бывшего вице-премьера Андрея Белоусова (ныне министра обороны), на текущий год запланировано закупить 19 тыс. единиц техники, из которых 16,5 тыс. являются образовательными дронами.

С учетом изменений, представители пресс-службы Минпромторга отметили, что нацпроект создали только в 2024 году, поэтому меры господдержки были распределены впервые. Участники мер поддержки несут затраты, которые потом будут компенсированы, учитывая время на выполнение заказов и производство БПЛА, как сообщают там.

Эксперты отрасли (разработчики дронов, исследователи рынка, производители систем навигации) не видят проблем в изменениях бюджета на 2027 год. Они считают, что корректировки нужны для отражения реальных цен и потребностей. Заказчики также понимают, что выполнять работы с помощью дронов можно через оператора, как отмечает Павел Камнев, коммерческий директор «Лаборатории будущего» и эксперт рынка НТИ «Аэронет». Гендиректор компании «Русдронопорт» Николай Ряшин отметил, что бюджеты сокращаются повсюду, включая нацпроекты по беспилотникам.

Напомним, что с 1 сентября 2024 года заработал нацпроект по развитию беспилотных авиационных систем. LR