С одной стороны суровые брутальные советские люди не носили защиту. С другой стороны, так случилось, что у меня сформировалась целая куча шлемов разных периодов. И.. Они разные. Вы в мастерской болотного медведя, заваривайте вкусный чай и сегодня мы поговорим про мотоэкипировку!
Началось все нетривиально. Подошла соседка по улице с спросила не нужны ли мне шлемы, которые никому не нужны и висят в сарае, а я вроде как в ретро катаю. Конечно я согласился)
Красный шлем с челюстью в моем детстве был предметом желания всех мальчишек на улице. Он самый поздний, выглядел очень круто (в голове 10-ти летнего ребенка) прям как в кино про спорт!
Ну и поскольку оно висело в сарае, то оно грязное. Значит нужно устроить большую стирку шлемов.
Не особо запариваясь, я просто замочил самый модный шлем, прямо в скорлупке. И пока он отмокал, то задумался, что у меня есть каски с конца 60-х.
Поскольку никто и никогда до появления у меня риги не планировал, что в этом доме будут заниматься чем-то подобным, то в части касок жили мыши. Зато мы сможем заглянуть внутрь и посмотреть на эволюцию конструкции.
И пока оранжевый шлем отмокает начнем с того, кто на мой взгляд является наиболее старым в этом наборе. К сожалений, шлемы до 70х не маркировались годом и точно установить возраст сложно. Нужны глубокие изыскания, на которые я пока не готов, поэтому у ранних шлемов могу ошибиться с порядком.
На мой взгляд, самой древней каской из представленных является желтая. На то есть несколько причин, начиная от несколько иной геометрии самой каски. Она несколько вытянута вверх.
Наличие световозвращателя на задней части каски.
Но самым интересный является другое: а именно фиксация ремня. Тут это обычный ремешок с отверстиями. И это плохо. Во первых потому что невозможно точно зафиксировать шлем на голове, если тебе не повезло не попасть природным размерами в завод, а во вторых это точка ослабления ремня. То есть надежность фиксации такой каски на голове весьма условна.
Внутри жили мыши, поэтому хорошо видна система ременного подвеса. Типичное решение для тех лет. В теории, в данном шлеме должна быть еще вставка из поролона, но до наших дней практически не сохранилась даже внутренняя ткань.
У этого шлема есть конкурент на звание самого старого. Как раз он прибыл с этой партией.
Мне сложно сказать какого он цвета. Конструктивно, шлем максимально близок к желтому, но форма каски уже более классическая полусфера.
Внутри под слоем поролона имеется такая же система подвеса, что и на предыдущей модели. Геометрия ремней тоже совпадает.
А вот внутренний слой ткани был, но до нас не дожил. Это интересно, потому что поролон, обычно, выкрашивался намного раньше. Еще при союзе, прямо на голову пилоту)
А вот защелка, если ее можно так назвать, тут уже совершенно другая, позволяющая притянуть шлем аккуратно про размеру головы.
Так же данный шлем оснащен "тюнингом". Ну или в простанародье модернизирован.
Во-первых козырек явно заводской, на резиновом ремешке(привет неконтролируемый полет после падения).
А во-вторых белая полоска из изоленты. Ну, точнее когда-то давно это была белая полоска из изоленты. Писк моды тех лет.
Потому что следующий шлем, на мой взгляд, самый красивый, как раз такой.
Козырек уже на кнопках. Кожаная!! Ну ладно, кожзам, но все же, полоса через весь шлем. Стиль.
Полоса широкая и явно завод.
Кожаный красный подшлемник.
И чертовы крысы. Они пожрали внутреннюю ткань. Поэтому я катаю в более позднем красном, а не в этом. Хотя тут даже цвет кожи совпадает с цветом седла на риге. Они созданы друг для друга. Однажды я его перешью) Или найду такой же, но в хорошем сохране.
Обратите внимание на ремни, они раза в 2 шире, чем у предыдущих моделей.
Получается каждая следующая модель шла по пути прогресса и тут как раз нет никаких вопросов.
Но самое вкусное- система крепежа. Сейчас ее зовут Double D-ring. И это официальная гоночная пряжка. Только с таким типом шлем допускается до участия в соревнованиях. Интересно, что это единственный шлем, оснащенный таким типом пряжки.
Еще одним нововведением можно считать защиту челюсти.
Ну как защиту.. Весьма условную, но ремень с помощью этой пластмаски фиксируется за подбородок. Что сильно снижает вероятность слета шлема при падении. Прекрасный для своего времени 3/4. Достаточно безопасный, по меркам своего времени, с актуальными мировыми технологиям, стильный! Видно, что при его создании работал дизайнер! Причем хороший дизайнер. До сих пор на него приятно смотреть. Ну как минимум мне)
Следующим шлемом является мой рабочий.
Ой, нет, не та фотография))
Обычный красный 3/4 шлем.
Но это первый шлем, про который известен год. 1979 год. Шлем купленный дядей для восхода. Сам мотоцикл появился в 1977. И он же отлично сохранился. Начинка вполне современная. Тут произошло изменение и ременной подвес сменился пенопластовым наполнением. То есть появился полноценный ударогасящий слой.
И сохранилась нормальная внутренняя ткань. В ней нет отверстий, к более глубоким слоям, а так же по ощущениям, нет слоя поролона. При этом оттуда ничего не сыпется.
Вообще, тут даже сохранилась бирка, из которой можно узнать модель и производителя.
"мотошлем гост 12.4.0147
ЭССР 200110 Таллин
Катузепапи 4 SLAV(??)" Кто мне там доказывал, что на советской технике нет ничего на английском?) Да тут название модели на английском. Ну или завода.
Современные технологии позволяют даже туда сходить
Мы видим старенький бизнесцентр, видимо в данный момент никаких шлемов тут не производят уже лет так 30. Но когда-то давно этот шлем был родом именно отсюда.
Размер шлема 58 (оно мне великовато), а цена целых 14 рублей. Достаточно дорогое удовольствие эта ваша безопасность)
В качестве застежки используется более удобная для пользователя, но менее надежная схема с цилиндриком в скобе. Судя по всему этот тип стал основным для советских шлемов. Она действительно удобнее, чем DD-ring. Да, менее надежна, но лучше так, чем пользователи, которым лень застегиваться.
Следующий шлем, по всей видимости, со своей задачей справился.
Он сильно покоцан и треснут.
Виден деформированный пенопласт. Ну вам не очень, но он там знатно так вмят. А еще почти оборван ремень. Похоже, что он единственный из моего набора, кто действительно отработал свое по полной. Можно выбрасывать, но часть истории, висит на стене и не просит есть)
А так, конструктивно он близок к основному красному шлему, но конструкция подшлемника была попроще. Нет хорошей плотной прошивки. Наблюдаются некоторые упрощения в изготовлении.
Застежка схожа по конструкции с предыдущим, но штампованная с плавающей скобой. Ну то есть оно еще и подклинивает при затягивании. Очевидно, что это упрощенная более дешевая версия предыдущего шлема. Ярлык не сохранился.
Год выпуска 85.
Ну и наконец отмокавший все это время, настало его время.
Ну во первых он полностью отстирался! Идеально. Сразу бросается в глаза сильно упрощенный, но все еще несъемный подшлемник, к котором видно пенопласт. Конструкция особо не отличается от 3/4, защит щек и челюсти, по современным понятиям, в нем все еще нет.
Хотя, удариться об асфальт пластиком приятнее, чем голой челюстью, поэтому я к нему слишком строг. При этом визора все еще нет. Даже как опции. Зато виден серьезный прогресс в области козырька. Он стал больше, с вентиляционными щелями. Он такой же, как и на предыдущих моделях съемный, а еще они взаимозаменяемы. Достаточно удобная система в рамках СССР.
Пряжка уже знакомой нам, по более ранним шлемам конструкции, но подвижный элемент стал пластмасовым. Проблем опять же, особо нет, потому что современные шлемы имеют пластиковые храповые защелки и отлично при этом проходят сертификацию. Достаточно суровую, надо сказать сертификацию.
Год шлема 1992, бирка не уцелела. Жаль, было интересно чьего он производства.
В данный момент видно, что даже у меня из 6 (шести) шлемов нет двух одинаковых. При этом меры безопасности и качество шлемов постоянно совершенствовались. Некоторым особняком стоит зеленый шлем. Но скорее всего это просто бюджетная версия. Вряд ли регресс в 85 был компенсирован в 92. В остальных сферах там все радостно катилось к ху.. В смысле шло своим чередом.
Получается, что в отличии от мопедов, шлемы год от года планомерно развивались и прогрессировали. Если сравнить постсоветский мопед и постсоветский шлем, но как бы постсоветский шлем не очень безопасен, но даже сейчас норм и его можно использовать.
Да, капиталисты к этому моменту выпускали шлемы с визором и лучшей защитой. (и вот тут я задумался.. А ведь были советские шлемы с визором.. Надо поискать) Но так же, там вполне пользовались спросом и 3/4 из каких состоит мой пост, а так же с простой челюстью и без визора. Ведь был в СССР еще один элемент мотоэкипировки..
Мотоочки. Ну точнее, защитные очки. Тут сложно сказать однозначно. Но именно в них катали.
На самом деле, все началось именно с них)
Потому что они полностью разборны. И их можно хорош так помыть. Вернув в строй.
Собственно, что случилось) Я живу в болотах, кроме меня тут живут мухи. Иногда их тут живет много. И набрать полное лицо мух в открытом шлеме- обычное дело. И с лицом проблем нет. А вот полные глаза мух- откровенно неприятно.
У меня есть велоочки, с которыми я попробовал выкатиться после очередного раза. И с подшлемником в мотошлеме они потеют! На велике нет, а тут прям сразу.
Не порядок. Я откопал вот эти, вымыл. И о чудо. Они прекрасны. Ну точнее если бы не одно но.
Толстенная стеклянная линза. Главное в них не падать. Если оно разобьется, то можно вполне остаться без глаз вообще. То есть да, защита от мух и удобство на 5, безопасность на 2.
В целом, это достаточно распростаненные, но не единственные мотоочки.
В моей мастерской еще лежат вот такие. Это значительно более поздняя модель. Возможно уже нового времени, или пограничное.
Простивосолнечное затенение сверху- прекрасное решение. Линза из тонкого прозрачного пластика в жестяной оправе. По крайней мере тут ничто не пытается тебя убить.
Производитель ЛЗМ, цена 1.90. Все же еще союз. Вероятнее всего Ленинградский завод металлоизделий. Но по этим очкам информации крайне мело, по крайней мере я ее не встречал.
У них явно хуже вентиляция. Но лучше эргономика и обзорность. И снова видно, что кто-то занимался развитием средств защиты.
Так почему ж ш62? Место проклятое?)
Наверно последний моментом сегодняшнего разговора я назову перчатки.
Чаще всего, в качестве перчаток использовали обычные прочные кожаные рабочие перчатки. Тогда в мире в целом не особо задумывались о защите костяшек прочем, а от ветра и дождя они защищают прекрасно.
Наверно, пора закругляться) Сегодня я рассказал о различных элементах экипировки мотоциклиста советского периода. И некоторой ее эволюции. Возможно стоит сделать еще сравнения с зарубежной продукцией, чтобы понять насколько наши решения были конкурентноспособными, то точно не в этот раз.
Вы были в мастерской болотного медведя, спасибо, что дочитали! Всем большого, защищенного бобра и до новых встреч!