Найти тему

Мотоэкипировка СССР и ее эволюция

С одной стороны суровые брутальные советские люди не носили защиту. С другой стороны, так случилось, что у меня сформировалась целая куча шлемов разных периодов. И.. Они разные. Вы в мастерской болотного медведя, заваривайте вкусный чай и сегодня мы поговорим про мотоэкипировку!

Началось все нетривиально. Подошла соседка по улице с спросила не нужны ли мне шлемы, которые никому не нужны и висят в сарае, а я вроде как в ретро катаю. Конечно я согласился)

Красный шлем с челюстью в моем детстве был предметом желания всех мальчишек на улице. Он самый поздний, выглядел очень круто (в голове 10-ти летнего ребенка) прям как в кино про спорт!

Ну и поскольку оно висело в сарае, то оно грязное. Значит нужно устроить большую стирку шлемов.

-2

Не особо запариваясь, я просто замочил самый модный шлем, прямо в скорлупке. И пока он отмокал, то задумался, что у меня есть каски с конца 60-х.

-3

Поскольку никто и никогда до появления у меня риги не планировал, что в этом доме будут заниматься чем-то подобным, то в части касок жили мыши. Зато мы сможем заглянуть внутрь и посмотреть на эволюцию конструкции.

И пока оранжевый шлем отмокает начнем с того, кто на мой взгляд является наиболее старым в этом наборе. К сожалений, шлемы до 70х не маркировались годом и точно установить возраст сложно. Нужны глубокие изыскания, на которые я пока не готов, поэтому у ранних шлемов могу ошибиться с порядком.

-4

На мой взгляд, самой древней каской из представленных является желтая. На то есть несколько причин, начиная от несколько иной геометрии самой каски. Она несколько вытянута вверх.

-5

Наличие световозвращателя на задней части каски.

-6

Но самым интересный является другое: а именно фиксация ремня. Тут это обычный ремешок с отверстиями. И это плохо. Во первых потому что невозможно точно зафиксировать шлем на голове, если тебе не повезло не попасть природным размерами в завод, а во вторых это точка ослабления ремня. То есть надежность фиксации такой каски на голове весьма условна.

-7

Внутри жили мыши, поэтому хорошо видна система ременного подвеса. Типичное решение для тех лет. В теории, в данном шлеме должна быть еще вставка из поролона, но до наших дней практически не сохранилась даже внутренняя ткань.

У этого шлема есть конкурент на звание самого старого. Как раз он прибыл с этой партией.

-8

Мне сложно сказать какого он цвета. Конструктивно, шлем максимально близок к желтому, но форма каски уже более классическая полусфера.

-9

Внутри под слоем поролона имеется такая же система подвеса, что и на предыдущей модели. Геометрия ремней тоже совпадает.

-10

А вот внутренний слой ткани был, но до нас не дожил. Это интересно, потому что поролон, обычно, выкрашивался намного раньше. Еще при союзе, прямо на голову пилоту)

-11

А вот защелка, если ее можно так назвать, тут уже совершенно другая, позволяющая притянуть шлем аккуратно про размеру головы.

Так же данный шлем оснащен "тюнингом". Ну или в простанародье модернизирован.

-12

Во-первых козырек явно заводской, на резиновом ремешке(привет неконтролируемый полет после падения).

А во-вторых белая полоска из изоленты. Ну, точнее когда-то давно это была белая полоска из изоленты. Писк моды тех лет.

Потому что следующий шлем, на мой взгляд, самый красивый, как раз такой.

-13

Козырек уже на кнопках. Кожаная!! Ну ладно, кожзам, но все же, полоса через весь шлем. Стиль.

-14

Полоса широкая и явно завод.

Кожаный красный подшлемник.

-15

И чертовы крысы. Они пожрали внутреннюю ткань. Поэтому я катаю в более позднем красном, а не в этом. Хотя тут даже цвет кожи совпадает с цветом седла на риге. Они созданы друг для друга. Однажды я его перешью) Или найду такой же, но в хорошем сохране.

Обратите внимание на ремни, они раза в 2 шире, чем у предыдущих моделей.

Получается каждая следующая модель шла по пути прогресса и тут как раз нет никаких вопросов.

-16

Но самое вкусное- система крепежа. Сейчас ее зовут Double D-ring. И это официальная гоночная пряжка. Только с таким типом шлем допускается до участия в соревнованиях. Интересно, что это единственный шлем, оснащенный таким типом пряжки.

Еще одним нововведением можно считать защиту челюсти.

-17

Ну как защиту.. Весьма условную, но ремень с помощью этой пластмаски фиксируется за подбородок. Что сильно снижает вероятность слета шлема при падении. Прекрасный для своего времени 3/4. Достаточно безопасный, по меркам своего времени, с актуальными мировыми технологиям, стильный! Видно, что при его создании работал дизайнер! Причем хороший дизайнер. До сих пор на него приятно смотреть. Ну как минимум мне)

Следующим шлемом является мой рабочий.

-18

Ой, нет, не та фотография))

-19

Обычный красный 3/4 шлем.

-20

Но это первый шлем, про который известен год. 1979 год. Шлем купленный дядей для восхода. Сам мотоцикл появился в 1977. И он же отлично сохранился. Начинка вполне современная. Тут произошло изменение и ременной подвес сменился пенопластовым наполнением. То есть появился полноценный ударогасящий слой.

-21

И сохранилась нормальная внутренняя ткань. В ней нет отверстий, к более глубоким слоям, а так же по ощущениям, нет слоя поролона. При этом оттуда ничего не сыпется.

-22

Вообще, тут даже сохранилась бирка, из которой можно узнать модель и производителя.

"мотошлем гост 12.4.0147

ЭССР 200110 Таллин

Катузепапи 4 SLAV(??)" Кто мне там доказывал, что на советской технике нет ничего на английском?) Да тут название модели на английском. Ну или завода.

Современные технологии позволяют даже туда сходить

-23

Мы видим старенький бизнесцентр, видимо в данный момент никаких шлемов тут не производят уже лет так 30. Но когда-то давно этот шлем был родом именно отсюда.

-24

Размер шлема 58 (оно мне великовато), а цена целых 14 рублей. Достаточно дорогое удовольствие эта ваша безопасность)

Простите за повтор фото, забыл щелкнуть застежку отдельно
Простите за повтор фото, забыл щелкнуть застежку отдельно

В качестве застежки используется более удобная для пользователя, но менее надежная схема с цилиндриком в скобе. Судя по всему этот тип стал основным для советских шлемов. Она действительно удобнее, чем DD-ring. Да, менее надежна, но лучше так, чем пользователи, которым лень застегиваться.

Следующий шлем, по всей видимости, со своей задачей справился.

-26

Он сильно покоцан и треснут.

-27

Виден деформированный пенопласт. Ну вам не очень, но он там знатно так вмят. А еще почти оборван ремень. Похоже, что он единственный из моего набора, кто действительно отработал свое по полной. Можно выбрасывать, но часть истории, висит на стене и не просит есть)

А так, конструктивно он близок к основному красному шлему, но конструкция подшлемника была попроще. Нет хорошей плотной прошивки. Наблюдаются некоторые упрощения в изготовлении.

-28

Застежка схожа по конструкции с предыдущим, но штампованная с плавающей скобой. Ну то есть оно еще и подклинивает при затягивании. Очевидно, что это упрощенная более дешевая версия предыдущего шлема. Ярлык не сохранился.

-29

Год выпуска 85.

Ну и наконец отмокавший все это время, настало его время.

-30

Ну во первых он полностью отстирался! Идеально. Сразу бросается в глаза сильно упрощенный, но все еще несъемный подшлемник, к котором видно пенопласт. Конструкция особо не отличается от 3/4, защит щек и челюсти, по современным понятиям, в нем все еще нет.

-31

Хотя, удариться об асфальт пластиком приятнее, чем голой челюстью, поэтому я к нему слишком строг. При этом визора все еще нет. Даже как опции. Зато виден серьезный прогресс в области козырька. Он стал больше, с вентиляционными щелями. Он такой же, как и на предыдущих моделях съемный, а еще они взаимозаменяемы. Достаточно удобная система в рамках СССР.

-32

Пряжка уже знакомой нам, по более ранним шлемам конструкции, но подвижный элемент стал пластмасовым. Проблем опять же, особо нет, потому что современные шлемы имеют пластиковые храповые защелки и отлично при этом проходят сертификацию. Достаточно суровую, надо сказать сертификацию.

-33

Год шлема 1992, бирка не уцелела. Жаль, было интересно чьего он производства.

В данный момент видно, что даже у меня из 6 (шести) шлемов нет двух одинаковых. При этом меры безопасности и качество шлемов постоянно совершенствовались. Некоторым особняком стоит зеленый шлем. Но скорее всего это просто бюджетная версия. Вряд ли регресс в 85 был компенсирован в 92. В остальных сферах там все радостно катилось к ху.. В смысле шло своим чередом.

Получается, что в отличии от мопедов, шлемы год от года планомерно развивались и прогрессировали. Если сравнить постсоветский мопед и постсоветский шлем, но как бы постсоветский шлем не очень безопасен, но даже сейчас норм и его можно использовать.

Да, капиталисты к этому моменту выпускали шлемы с визором и лучшей защитой. (и вот тут я задумался.. А ведь были советские шлемы с визором.. Надо поискать) Но так же, там вполне пользовались спросом и 3/4 из каких состоит мой пост, а так же с простой челюстью и без визора. Ведь был в СССР еще один элемент мотоэкипировки..

Мотоочки. Ну точнее, защитные очки. Тут сложно сказать однозначно. Но именно в них катали.

-34

На самом деле, все началось именно с них)

-35

Потому что они полностью разборны. И их можно хорош так помыть. Вернув в строй.

Собственно, что случилось) Я живу в болотах, кроме меня тут живут мухи. Иногда их тут живет много. И набрать полное лицо мух в открытом шлеме- обычное дело. И с лицом проблем нет. А вот полные глаза мух- откровенно неприятно.

У меня есть велоочки, с которыми я попробовал выкатиться после очередного раза. И с подшлемником в мотошлеме они потеют! На велике нет, а тут прям сразу.

Не порядок. Я откопал вот эти, вымыл. И о чудо. Они прекрасны. Ну точнее если бы не одно но.

-36

Толстенная стеклянная линза. Главное в них не падать. Если оно разобьется, то можно вполне остаться без глаз вообще. То есть да, защита от мух и удобство на 5, безопасность на 2.

В целом, это достаточно распростаненные, но не единственные мотоочки.

-37

В моей мастерской еще лежат вот такие. Это значительно более поздняя модель. Возможно уже нового времени, или пограничное.

-38

Простивосолнечное затенение сверху- прекрасное решение. Линза из тонкого прозрачного пластика в жестяной оправе. По крайней мере тут ничто не пытается тебя убить.

-39

Производитель ЛЗМ, цена 1.90. Все же еще союз. Вероятнее всего Ленинградский завод металлоизделий. Но по этим очкам информации крайне мело, по крайней мере я ее не встречал.

У них явно хуже вентиляция. Но лучше эргономика и обзорность. И снова видно, что кто-то занимался развитием средств защиты.

Так почему ж ш62? Место проклятое?)

Наверно последний моментом сегодняшнего разговора я назову перчатки.

-40

Чаще всего, в качестве перчаток использовали обычные прочные кожаные рабочие перчатки. Тогда в мире в целом не особо задумывались о защите костяшек прочем, а от ветра и дождя они защищают прекрасно.

-41

Наверно, пора закругляться) Сегодня я рассказал о различных элементах экипировки мотоциклиста советского периода. И некоторой ее эволюции. Возможно стоит сделать еще сравнения с зарубежной продукцией, чтобы понять насколько наши решения были конкурентноспособными, то точно не в этот раз.

Вы были в мастерской болотного медведя, спасибо, что дочитали! Всем большого, защищенного бобра и до новых встреч!