Лет 6 назад была у меня ученица, 5 класс. Обычно я беру детей постарше, но тут уговорили. Ладно. Девочка неплохая, умненькая. Семья приехала из Черногории, прожили там семь лет, Оля (*) с первого класса посещала какую-то религиозную школу (воскресную?). Мама (с гордостью): очень сильная школа (платная, довольно дорогая), в числе обязательных предметов - каллиграфия, чистописание, скорочтение (!!!).
Предварительная диагностика же показала: у Оли затруднения с текстовыми задачами, пишет очень коряво, ошибки бесподобные (краснЫЙ яблоко, на зеленОВЫЙ траве), читает с запинкой, прилагательные в упор не видит («сокращает ненужное»), слово при написании, естественно, не проговаривает (подавлена субвокализация), поэтому - вполне закономерно - пишет как бог на душу положит в данный момент: богатыГИ, серОЙ мышь, у кривАЯ березы и прочее. На протяжении небольшого текста одно и то же слово может быть написано в стольких вариациях, в скольких оно и встречается. Например, про Добрыню пишет: Никитьевиш, Никитичь, Никитиевичь, Никитич (правильно) - и все это на одной странице.
Думаю, ну, может, слабая языковая практика, но мама разуверяет: общение только на русском, масса сверстников. Говорит, кстати, Оля бойко и правильно.
Копаю дальше. Замечаю, что при чтении постоянно используется диагональная методика, что бессмысленно (и недопустимо!) с художественной и учебной литературой.
Начинаю выяснять, с какого класса проходила скорочтение (диагональка - это его наследие), узнаю (и хватаюсь за голову), что с ПЕРВОГО класса. То есть Оля не диагонально читать не умеет, чтобы вы понимали. Странно, конечно! Ведь при такой системе у данной Воскресной школы все ученики такими должны быть. Ан нет! У школы ДВА нулевых класса (первый и второй), а только затем ПЕРВЫЙ (то есть третий). И Оле не повезло попасть сразу в третий (в восемь лет). И вот, увы, имеем что имеем…
Основные методики (упражнения) скорочтения:
1. Подавление субвокализации
Ритм Жинкина. Метод разработал советский лингвист и психолог Николай Иванович Жинкин. Как это работает: во время чтения нужно выстукивать определенный ритм, который не соответствует темпу внутренней речи. В коре головного мозга образуется зона индуктивного торможения — рефлекс не срабатывает, и вы учитесь воспринимать текст без субвокализации. Можно использовать для выстукивания карандаш, метроном или другое подручное средство.
Проговаривание вслух. Попробуйте рассказывать частушки, стихотворения или скороговорки во время чтения. Это займет речевой аппарат, и озвучивать слова из книги не получится. Первое время воспринимать информацию будет сложно. Может показаться, что вы вроде и читаете, но ничего не понимаете. Это пройдет с практикой: с помощью тренировок удастся ускорить чтение вдвое.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что именно проговаривать слова учат первоклассников перед их правильным написанием, и этот метод подавления может испортить зарождающееся понимание грамматики.
2. Чтение наоборот
Упражнение развивает способность концентрировать внимание на тексте. Работает так: вы выбираете любой текст и начинаете читать его с конца.
Например, «это предложение повысит вашу концентрацию» превращается в «юицартнецнок ушав тисывоп еинежолдерп отэ».
Похоже на древнее заклинание, но работает тут не магия. Когда вы читаете наоборот, полностью концентрируетесь на тексте, и если отвлечетесь, это будет заметно сразу.
Еще один плюс метода — доступность: читать задом наперед можно в транспорте, за обедом и в любую свободную минуту. Читайте текст в обычном формате, а затем наоборот. Следите, как меняется ваша скорость чтения, концентрация и восприятие слов. Главное, чему учит метод, — не отвлекаться и понимать прочитанное.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что это неплохое упражнение абсолютно бесполезно для дислексиков, которые задом наперед как раз не затрудняются, а вот правильно - увы.
3. Тренировка по таблице Шульте.
Немецкий психиатр Вальтер Шульте использовал эту таблицу для исследования свойств понимания. Она нужна в скорочтении, чтобы расширять границы периферийного зрения и захватывать больше информации с каждой страницы текста.
Для тренировки посмотрите на число в центре таблицы. Не отрывая от него глаз, старайтесь увидеть цифры справа, сбоку, сверху и снизу. Главное — не искать символы, а учиться видеть их с помощью периферийного зрения.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что для СДВГшников таблицы Шульте и подобные представляют опасность из-за нестабильности межполушарных связей.
4. Фоточтение.
Задача метода — быстро вычленять суть, понимать и усваивать информацию. Фоточтение похоже на сканирование: оно учит воспринимать тексты поверхностно и обращать внимание на ключевые детали.
Метод не подходит для изучения научной литературы, где важны цифры и детали. Но с его помощью можно ознакомиться с содержанием пресс-релиза или статьи.
Фоточтение проходит в несколько этапов:
-Концентрация. Необходимо выбросить из головы все лишние мысли, абстрагироваться от посторонних шумов, расслабиться и приготовиться усваивать текст.
-Предварительный просмотр. Выясните структуру текста: изучите содержание книги, чтобы понимать, о чем пойдет речь. Просмотрите подзаголовки и заключение. Составьте условный план текста.
-Фоточтение. Быстро просмотрите небольшие массивы текста. Каждой странице уделите несколько секунд — буквально сканируйте написанное. Решите для себя, какие части материала наиболее важны для изучения, и составьте общее представление о нем.
-Быстрое чтение. Вернитесь к самым важным частям и перечитайте их. На этом этапе важно осмыслить материал, сформировать свое мнение о тексте и авторе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что сами разработчики этого метода говорят о его примении!
5. Диагональное чтение
Многие слышали про чтение по диагонали еще в школе. Этот метод — вершина мастерства в скорочтении: читая «наискосок», вы одновременно отказываетесь от регрессии и субвокализации, максимально концентрируетесь на тексте и быстро усваиваете информацию. Здесь же пригодится периферийное зрение.
Читающий по диагонали видит в тексте не набор слов, а смысловые блоки, по которым скользит взгляд. Проскакивая по этим образам, он возвращается к строкам, бегло сканируя их в поисках ключевых слов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, что для НЕ УМЕЮЩЕГО ВООБЩЕ ЧИТАТЬ человека диагональное чтение весьма преждевременно и может "сбить настройку" по читательскому навыку.
6. Быстрое последовательное визуальное предъявление
Еще один способ тренировки скорости чтения называется rapid serial visual presentation. Специальные приложения, например ReadMe! или Speed Reader, размещают текст быстро и ритмично, с правильным выравниванием, что помогает лучше усваивать информацию.
Благодаря этому вы концентрируетесь на каждом слове отдельно, не перечитываете текст, не можете отмотать его назад и не успеваете проговорить про себя. Остается только усваивать информацию. Даже если вы не разовьете в себе скорочтение, сможете при необходимости быстро «проглотить» порцию текста.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: это упражнение построено на ложных утверждениях о том, что человек читая тратит много времени, переводя взляд со стоки на строку. Однако исследования ученых показали, что на перевод взгляда тратится не более 10%, а вот невозможность перечитать предыдущее предложение, если забыл или отвлекся, как это бывает в процессе чтения, при использовании RSVP приводит к полнейшему провалу попытки понять текст.
Я же знакома с этим обучающим ресурсом с далекой молодости, когда по рукам ходили самиздатовские распечатки (и интернета не было даже в зачатии). Мы с тогдашним мужем очень много читали, учились и работали и, разумеется, во всем ощущали нехватку времени, особенно после рождения дочери. Времена были суровые, начало девяностых, уютно сидеть с ребенком в академическом отпуске я не могла себе позволить. Насколько помню, через месяц после родов уже сдавала сессию и чуть позже мне на дом привезли мой первый PС AT для работы.
Одним словом, прошли мы эти курсы, но сразу хочу оговориться:
* сама скорость нашего чтения изначально была достаточно высокой, не менее 200 страниц в день, из них добрая половина - по собственному желанию (то есть беллетристика);
* беглым чтением (то есть быстрым просмотром новостей) мы оба владели даже более, чем на пять с плюсом; вообще, мне кажется, в те времена любой советский интеллигент прекрасно умел не только быстро сканировать прессу, но и читать между строк;
* мы оба были взрослыми людьми, ориентированными на учебу и самосовершенствование, с глубоко привитой любовью к литературе и вообще просвещению;
* полученные умения применяли только на работе для чтения рефератов и статей, что вполне логично.
Поэтому скорочтение (как понимаю, еще топорное, диагональное без вариантов) немного улучшило наши скроллинговые навыки, но не отняло у нас наслаждения художественными текстами или вдумчивости изучения учебников.
С тех пор прошло почти 50 лет, но и сейчас я читаю очень быстро и усваиваю что нужно, с одной стороны, а с другой - могу бесконечно медленно смаковать любимую поэзию или прозу, что справедливо ставлю в заслугу вовсе не тем урезанным курсам, а постоянной более чем полувековой практике активного чтения.
Чем больше живу (и занимаюсь репетиторством), тем более поражаюсь и, бывает, ужасаюсь беспечности или смелости иных родителей, проводящих разные эксперименты над своими детьми. Конечно, цель обычно благая - дать ребенку больше возможностей и шансов, но исполнение часто бездумное, без глубокого изучения предмета и последствий. Зачастую присутствует элемент стадности: «все пошли, и я пошел». То практикуют раннее обливание холодной водой, то ментальную арифметику, то вот, скорочтение едва ли не раньше обучения собственно чтению.
Между тем, модное понятие «развивающие занятия» (для дошкольников или школьников начальных классов) имеет под собой в первую очередь маркетинговый прием. Да на этих развивашках данным давно выросла огромнейшая коммерческая индустрия!
Теперь с рождения (и дальше) родители просто в обязательном порядке должны провести ребенка по максимально возможному количеству кружков и секций (курсов), иначе общество не готово воспринимать их как хороших родителей. И проводят! Плавание с мамой до года, английский от года, китайский (!!) и вообще билингво от 2,5 лет, бэби-йога, онлайн-курсы прям с начальных классов в игровой форме и многое другое.
А ведь даже межполушарные доски имеют противопоказания!
Дети учатся и взрослеют настолько индивидуально, что любые (любые!) стимуляции развития обязательно должны быть тщательно продуманы и проходить под лозунгом «помочь, но не навредить».
Кстати, мне попадались ученики-билингвисты (дошкольники и начальная школа), изучающие другие языки прямо параллельно с родным (в основном, конечно, устно, так как писать в таком возрасте еще рановато). Так вот у некоторых присутствовала значительная путаница в голове, они могли вставлять в русские тексты буквы иноязычных алфавитов, при разговоре затруднялись со словами на родном языке (но не на других), а также - такое вот наблюдение! - все без исключения «лингвисты» были слабы в математике. Подозреваю, что раннее (и устное - это важно!) изучение иностранных языков давало перекос в развитии полушарий (доминировало правое), отсюда и проблемы.
Но вернемся к моей Оле, полгода занятий с которой показались мне не только вечностью, но еще и сизифовой вечностью, если можно так выразиться. Все мои усилия хоть как-то облегчить девочке путешествие в мире знаний буквально разбивались в прах от недостаточности навыка обычного чтения. Очень усложняла положение и позиция мамы (про шикарную воскресную школу); в конце концов, нанятая как репетитор по математике, я не могла же заниматься азами чтения и письма!
Но нам с Олей удалось выкрутиться, помогли обстоятельства. К сожалению, прямо по поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. В семье произошла какая-то трагедия, родители расстались, долгое время Оля прожила тут в Москве с бабушкой, с которой мы совместно составили и претворили в жизнь план Олиного обучения. Между прочим, использовали методику «забывания»: почти месяц Оля не читала, не писала, но много занималась левополушарными спортивными упражнениями и устным счетом. А дальше начали фактически сначала алфавит, прописи и ежедневное чтение вслух по кругу. И, знаете, помогло!
Недавно Оля вполне достойно сдала ЕГЭ и поступила на бюджет в РГГУ на гуманитарный факультет (не помню подробностей). Учится с энтузиазмом, насколько знаю.
Желаю ей успешности во всем, ну а рассказала я эту историю с одной целью - ПРЕДУПРЕДИТЬ.
Так разрекламированное ныне скорочтение имеет вполне грозные минусы, которые необходимо знать и учитывать.
Эта методика, по моему мнению, не для детей младшего и даже среднего школьного возраста: что им ускорять? Механическое «проглатывание» учебника (с сокращением, естественно, доброй половины нужной информации)? Литературные произведения? Чтобы никогда не научиться испытывать удовольствие от чтения (при и так низкой библиофилии молодого поколения)?
Увеличивать скорость чтения в детском возрасте можно и нужно постоянной практикой! Читайте много и - неизбежно! - вы станете быстро читать, но не в ущерб пониманию.
Будьте бдительны, родители!
Всем удачи и успехов!
(*) - Имя изменено