В мире искусства есть работы, которые вызывают у зрителей смешанные чувства. Одни восхищаются мастерством художника, другие видят в его творениях нечто пугающее и мистическое. К таким произведениям можно отнести картину Сальвадора Дали «Дева Мария Гваделупская».
Это полотно было написано в 1959 году, когда Дали уже завоевал признание как один из самых ярких и необычных художников XX века. На картине изображена Дева Мария Гваделупская — святая заступница Мексики. Она стоит на облаке, окружённом мистическим светом, а позади неё виднеются горы и небо.
В более поздний период творчества Сальвадор Дали стал обращаться к мистическим мотивам, которые ранее были ему чужды. Критики назвали это явление «ядерным мистицизмом».
После окончания Второй мировой войны, когда мир был глубоко потрясен трагедией Хиросимы и Нагасаки, Дали обратился в католицизм и даже встретился с Папой Римским Пием XII.
В то время он часто говорил о своей божественной природе и без ложной скромности утверждал: «Я, Дали, своим творчеством буду утверждать единство вселенной и показывать духовность всего сущего».
Что же так привлекает внимание зрителей в этой картине? Во-первых, это мастерское использование света и тени. Дали умел создавать на своих полотнах атмосферу загадочности и мистики, и «Дева Мария Гваделупская» не стала исключением. Во-вторых, это необычное сочетание религиозных мотивов с сюрреалистическими элементами. На картине можно увидеть не только святую, но и странные существа, которые окружают её.
Но самое интересное в этой картине — это, конечно же, лицо Девы Марии. Оно кажется живым и одухотворённым, как будто святая смотрит прямо в душу зрителя. Некоторые даже говорят, что в её глазах можно увидеть печаль и тревогу.
Гала, возлюбленная и муза художника, занимала особое место в его творчестве. В посвящении к «Дневнику гения» он называл её своей Еленой Троянской, святой Еленой и Галой Галатеей безмятежной, единственной «мифической женщиной нашего времени».
Неудивительно, что художник неоднократно изображал её в образе Богоматери. В работах «Мадонна Порт-Льигата» и «Дева Мария Гваделупская» Гала предстаёт перед зрителем в этом образе.
Особенно выделяется среди этих работ именно «Дева Мария Гваделупская». Она написана с такой тщательностью, что напоминает шедевры Микеланджело, Леонардо или Рафаэля. Каждая деталь изображена с таким реализмом, что кажется, будто смотришь на фотографию.
Можно предположить, что Дали хотел передать в этой картине свои размышления о жизни и смерти, о вечности и божественном. Он мог видеть в образе Девы Марии нечто большее, чем просто святую заступницу. Для него она могла стать символом мистического видения, которое приоткрывает завесу тайны над вечным вопросом о смысле жизни.
Согласно католической легенде, однажды средневековый мексиканский крестьянин по имени Хуан Диего, находясь на холме в пустыне недалеко от Мехико, увидел видение молодой женщины. Она попросила его построить церковь на том месте, где они встретились.
Когда Диего рассказал об этом местному епископу, тот попросил его предоставить доказательства. Крестьянину ничего не оставалось, как вернуться в пустыню, чтобы снова увидеть Деву. Он рассказал ей о просьбе епископа, и она ответила: «Возьми с собой эти розы, которые растут позади тебя».
Диего срезал несколько цветков, завернул их в своё пончо и отправился обратно. Когда он раскрыл его вместе с епископом, вместо роз они увидели портрет Девы Марии, которая явилась Диего.
Именно поэтому на мафории, четырёхугольной накидке Девы Марии, Дали изобразил розы, а за головой Богородицы — семена подсолнуха, в которых при более внимательном рассмотрении можно заметить красные и зелёные драгоценные камни, являющиеся частью её короны.
Картина раскрывает значение термина «далианская непрерывность» — намеренно повторяющиеся сюжеты в различных работах Сальвадора Дали. Например, внизу мы видим цветок жасмина, помещённый в вазу на фоне закрученного атомного облака.
Тот же самый образ — жасмин (символ чистоты) на фоне атомных облаков — можно увидеть на картине «Сантьяго Эль Гранде» (1957). А вот две фигуры по бокам, сложившие руки в молитве, будто бы сошли с полотна «Тайная вечеря» (1955).
Конечно, каждый зритель может увидеть в этой картине что-то своё. Для кого-то это будет просто красивое полотно, а для кого-то — мистическое откровение. Но в любом случае «Дева Мария Гваделупская» остаётся одним из самых загадочных и интересных произведений Сальвадора Дали.
Она напоминает нам о том, что искусство может быть не только красивым, но и глубоким, заставляющим задуматься о вечных вопросах бытия. И, возможно, именно в этом и заключается сила настоящего искусства — в его способности открывать перед нами новые миры и горизонты.;
Каноническое значение образа Девы Марии
В 1649 году Луис Лассо де ла Вега, известный писатель, записал историю о нерукотворном образе Девы Марии. Согласно этим записям, в декабре 1531 года мексиканский крестьянин Хуан Диего Куаухтлатоатцин стал свидетелем чудесного явления Девы Марии.
Первое явление произошло 9 декабря. Хуан Диего, который ранее принял христианство, направлялся в Тлателолко, чтобы посетить мессу и урок катехизиса. На вершине холма Тепейак, расположенного в северной части современного Мехико, он увидел Деву Марию. Она обратилась к нему на языке науатль, используя ласковые слова, которые в этом языке выражают особую нежность к ребёнку.
«Хуан Диего, дорогой сын мой, — сказала она. — Я люблю тебя и хочу, чтобы ты знал, кто я. Я — Дева Мария, Матерь Единого и Истинного Бога, Который есть Господь и Творец неба и земли.
Я хочу, чтобы здесь был построен храм, где Он явит Себя всем через любовь, сострадание и помощь, которые я буду просить за вас. Я действительно твоя милосердная Мать, Мать всех вас и всех живущих на этой земле, и всего человечества. Всех тех, кто любит Меня, кто взывает ко Мне, кто ищет Моего заступничества и доверяет Мне.
Здесь Я буду слушать их горести и скорби. Я приму их всех в Свое Сердце и буду исцелять их страдания и печали.
Так беги сейчас же в Теночтитлан и расскажи епископу всё, что ты видел и слышал».
По описанию Луиса Лассо де ла Вега, Дева Мария выглядела так, как представляли себе молодые и красивые девушки местные индейцы.
Бедный крестьянин, услышав её слова, сразу же отправился к францисканскому епископу Хуану де Сумаррага. Епископ принял его, но не сразу поверил рассказу. Он попросил прийти ещё раз позже, когда всё обдумает.
Возвращаясь домой, Диего вновь увидел на холме Мадонну. Он рассказал ей, что епископ не поверил ему и попросил прислать кого-нибудь более важного, потому что «я никто». На это Пресвятая Дева ответила: «Сынок, Я могла бы послать многих, но выбрала тебя. Завтра утром вернись к епископу и снова скажи ему, что Пресвятая Дева Мария посылает тебя сказать, что Она хочет, чтобы на этом месте была построена церковь».
В воскресенье, 10 декабря, Хуан Диего отправился сначала в церковь, а затем к епископу. Епископ всё ещё сомневался и попросил Диего передать Богородице, что ему нужен знак свыше. Когда индеец возвращался домой, он снова увидел Богородицу на том же холме. Она велела ему прийти сюда завтра, чтобы получить «знак» для епископа.
Однако весь следующий день, 11 декабря, Хуан Диего провёл у постели своего умирающего дяди Хуана Бернардино.
12 декабря Диего пошёл в церковь, чтобы привести священника для своего дяди. Он хотел исповедать и причастить умирающего. Диего решил обойти холм Тепейак, чтобы избежать встречи с Девой Марией. Крестьянину было стыдно, что он не пришёл к Ней 11 декабря, но его уловка не удалась.
Богородица явилась ему, но он сказал, что спешит к дяде. Дева Мария упрекнула его за то, что он не обратился к Ней за помощью: «Разве Я не здесь, Я, твоя Мама?» Она добавила, что не нужно спешить к больному, потому что он уже выздоровел. Лучше пойти на вершину холма и забрать оттуда для епископа доказательство Её слов.
Согласно легенде, когда Диего поднялся на холм, он увидел, что на его вершине, несмотря на зимнее время, цветут розы. Это были кастильские розы, которые испанские завоеватели ещё не привезли в Мексику.
Диего срезал несколько роз и завернул их в тильму — накидку из волокон кактуса, похожую на плащ. Когда он пришёл к епископу, то молча развернул плащ и высыпал розы к ногам епископа.
Все присутствующие увидели, как на грубой ткани плаща появилось изображение Богородицы. Они преклонили колени перед этим нерукотворным образом.
На следующий день епископ отправился на место явления Пречистой Девы, чтобы осмотреть холм и построить храм в честь Богородицы. Там он встретил исцелённого дядю Хуана Диего. Дядя рассказал, что ему тоже явилась прекрасная смуглая Незнакомка и рассказала, как назвать нерукотворный образ на плаще — Святая Дева Мария Гваделупская. Слово «Гваделупская» в переводе с языка ацтеков означает «Раздавливающая змея».
На холме был построен храм в честь Богородицы Гваделупской, куда стали приходить миллионы паломников со всей Америки. Первая часовня на месте чудесного явления была построена к Рождеству. Множество людей участвовали в её строительстве. 26 декабря тильма с ликом Пречистой Девы была торжественно перенесена из епископского дворца.
Во время процессии произошло первое чудо: местный житель был смертельно ранен стрелой, выпущенной случайно во время стилизованных боевых представлений в честь Девы Марии. Его принесли к образу Пресвятой Девы и умоляли сохранить ему жизнь. После извлечения стрелы раненый немедленно выздоровел.
Весть о нерукотворном образе разнеслась по стране и за её пределы. Язычники-ацтеки стали массово креститься, причём по собственной инициативе, без каких-либо усилий со стороны миссионеров. За семь лет крещение приняли восемь миллионов человек, то есть почти всё индейское население Мексики. Это было не меньшим чудом, чем само явление Девы Марии. Для сравнения, христианизация Европы заняла почти тысячу лет.
Фундамент базилики, построенной в XVIII веке, со временем просел, и её закрыли. В 1976 году рядом построили новую базилику на 20 тысяч человек.
В начале XX века в храме произошёл теракт: взорвалась бомба, спрятанная в вазе с цветами, стоявшей рядом с иконой. В результате взрыва погибли два человека, а тяжёлое металлическое распятие было повреждено и отброшено в сторону. Сегодня это распятие хранится под стеклом как напоминание о трагедии в храме. Несмотря на то, что эпицентр взрыва находился рядом с иконой, она не пострадала.
В 2002 году Ватикан причислил Хуана Диего к лику святых. Он стал первым в истории католицизма святым индейского происхождения.
Сегодня к Богородице Гваделупской ежегодно приезжают до двадцати миллионов паломников — это самый высокий показатель в мире.
О нём
Сальвадор Дали, известный также как Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек, маркиз де Дали де Пуболь, — это выдающийся испанский художник, график, скульптор, режиссёр и писатель, который стал одним из самых ярких представителей сюрреализма.
Его работы включают такие известные фильмы, как «Андалузский пёс» и «Золотой век», созданные под руководством Луиса Бунюэля, а также «Заворожённый», снятый Альфредом Хичкоком.
Он также написал несколько книг, среди которых «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952–1963), «Oui: The Paranoid-Critical Revolution» (1927–1933), роман «Скрытые лица» (1944) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас, расположенном в провинции Жирона. Он был каталонцем по национальности и всегда подчеркивал это. У него была сестра, Анна Мария Дали, и старший брат, который, к сожалению, скончался в 1903 году от менингита.
В детстве Дали проявлял ум, но также был своенравным и непослушным ребёнком. Однажды он устроил скандал на площади, требуя конфету, что привлекло внимание окружающих. Полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить мальчику сладость.
Дали всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание, используя для этого капризы и симуляцию. Его многочисленные комплексы и фобии, такие как страх перед кузнечиками, мешали ему участвовать в школьной жизни и заводить друзей. Однако, как и любой человек, он искал эмоциональный контакт с окружающими.
В школе он часто играл в азартные игры, но всегда делал вид, что выиграл, даже если это было не так. Иногда он без причины затевал драки. Одноклассники относились к нему с неприязнью и использовали его страх перед кузнечиками, подсовывая ему этих насекомых. Это доводило Сальвадора до истерик, о чем он позже рассказал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
Дали начал заниматься изобразительным искусством в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год он учился в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из его друзей детства был будущий футболист Хосеп Самитьер. В 1916 году он отправился в Кадакес с семьёй Рамона Пишо, где познакомился с современным искусством.
В 1921 году умерла его мать от рака груди, что стало для него тяжелым ударом. В том же году он поступил в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, который он подготовил для экзамена, показался смотрителю слишком маленьким. Об этом он сообщил отцу, а тот — сыну.
Юный Дали стёр рисунок и решил нарисовать новый. До итоговой оценки оставалось всего три дня, но он не спешил, чем очень беспокоил своего отца. В конце концов он сообщил, что рисунок готов. Преподаватели сделали исключение для него из-за его высокого мастерства.
В 1922 году Дали переехал в «Резиденцию» — студенческое общежитие для одарённых молодых людей в Мадриде. Там он начал учебу. В это время он познакомился с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой и Педро Гарфиасом. Он также увлёкся работами Фрейда.
Дали экспериментировал с методами кубизма и дадаизма. В 1926 году его выгнали из академии за высокомерное отношение к преподавателям. В том же году он впервые поехал в Париж, где познакомился с Пабло Пикассо. Пытаясь найти свой стиль, он создал несколько работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 году он вместе с Бунюэлем создал сюрреалистический фильм «Андалузский пёс».
В том же году он встретил свою будущую жену Галу (Елену Дьяконову), которая тогда была замужем за поэтом Полем Элюаром. Несмотря на это, Гала продолжала встречаться с мужем и заводить романы с другими поэтами и художниками, что было принято в богемных кругах того времени.
Понимая, что увёл жену у друга, Сальвадор написал его портрет в качестве «компенсации».
В 1942 году Сальвадор Дали стал гражданином США. В этот период он создал множество работ, которые были признаны одними из лучших в его творчестве. В 1943 году художник написал картину «Мадонна Порт-Льигата», которая стала одной из самых значимых в его карьере.
В 1944 году Дали создал «Распятие» — картину, которая стала одной из самых известных в его творчестве. На ней он изобразил себя в образе Христа, а свою жену — в образе Девы Марии.
В 1945 году Дали вернулся в Испанию и начал активно работать над своими произведениями. В это время он написал такие шедевры, как «Далиниана», «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
В 1946 году Дали создал «Христос Святого Иоанна Креста» — картину, которая также стала одной из самых известных в его творчестве. На ней он вновь изобразил себя в образе Христа, а свою жену — в роли Девы Марии.
В 1947 году Дали написал «Портрет Галы» — работу, которая стала одной из самых узнаваемых в его творчестве. На этом полотне он изобразил свою жену в образе Девы Марии.
В 1948 году Дали вернулся в США и продолжил активно заниматься творчеством. Он создал такие шедевры, как «Далиниана», «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения».
1949 год стал годом создания «Далинианы» — картины, которая стала одной из самых известных в творчестве Дали. На ней художник изобразил себя в образе Христа, а свою жену — в образе Девы Марии.
1950 год ознаменовался появлением «Тайной жизни Сальвадора Дали» — картины, которая также стала одним из самых узнаваемых произведений Дали. На ней он снова изобразил себя в роли Христа, а свою жену — в виде Девы Марии.
1951 год стал годом создания «Сна, вызванного полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» — картины, ставшей одним из самых известных произведений Дали. В ней художник вновь изобразил себя в образе Христа и свою жену в роли Девы Марии.
1952 год был отмечен созданием «Христоса Святого Иоанна Креста» — картины, которая снова стала одной из самых известных в творчестве Дали.
1953 год запомнился появлением «Портрета Галы» — работы, которая также стала одной из самых узнаваемых в творчестве Дали. На этом полотне художник изобразил свою жену в роли Девы Марии.
В 1954 году Дали создал «Далиниану» — картину, на которой вновь изобразил себя в образе Христа, а свою жену — в роли Девы Марии.
В 1942 году Сальвадор Дали издал автобиографию в художественной форме под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные работы пользовались таким же успехом, как и художественные произведения.
Дали сотрудничал с Уолтом Диснеем, который предложил ему попробовать свои силы в кино. Однако проект сюрреалистического мультфильма «Destino», предложенный Сальвадором, был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была остановлена.
Также Дали сотрудничал с режиссёром Альфредом Хичкоком и создал декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако из-за коммерческих соображений эта сцена не вошла в фильм.
После возвращения в Испанию Дали жил в основном в Каталонии. В 1958 году он официально женился на Гале в городе Жирона.
В 1965 году он приехал в Париж и покорил его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Он снимал короткометражные фильмы и делал сюрреалистические фотографии. В своих фильмах он использовал эффекты обратного просмотра, умело подбирая объекты съёмки, такие как льющаяся вода или мяч, скачущий по ступенькам. Интересные комментарии и таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делали его фильмы необычными образцами арт-хауса.
Дали снимался в рекламе, и даже в этой коммерческой деятельности он не упускал возможности для самовыражения. Зрители надолго запомнили рекламу шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего его усы закручиваются от эйфорического восторга, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.
Отношения Дали с Галой были сложными. С одной стороны, она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин и убеждала его писать работы, которые были более понятны массовому зрителю в 1920-х и 1930-х годах. Когда не было заказов на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды и костюмы. Её сильная и решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывая холсты, краски и сувениры, которые Дали бездумно разбрасывал в поисках нужной вещи.
С другой стороны, у неё постоянно были отношения на стороне, и в поздние годы супруги часто ссорились. Любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения».
В 1968 году Дали купил замок Пуболь для Галы, где она жила отдельно от мужа, и куда он мог приходить только с письменного разрешения супруги.
В 1981 году у Дали развилась болезнь Паркинсона. В 1982 году умерла Гала.
После смерти жены Дали впал в глубокую депрессию. Его картины стали проще, и на них долгое время преобладал мотив скорби, например, вариации на тему «Пьета». Болезнь Паркинсона мешала ему рисовать. Его последние работы, такие как «Петушиные бои», представляют собой простые закорючки, в которых угадываются очертания персонажей.
Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно. Он бросался в медсестёр тем, что попадалось под руку, кричал и кусался.
После смерти Галы Дали переехал в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он преодолел свою немощь, упал с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. Дали получил тяжёлые ожоги, но выжил. Возможно, до пожара он планировал быть похороненным рядом с Галой и даже приготовил место в склепе в замке, но после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где и оставался до конца своих дней.
В начале января 1989 года Дали был госпитализирован с диагнозом «сердечная недостаточность». Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за время болезни, была «Мой друг Лорка».
Сальвадор Дали скончался 23 января 1989 года в возрасте 84 лет. Он завещал похоронить себя так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело было замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас.
Все свои работы он завещал Испании.
В 2007 году жительница Испании Мария Пилар Абель Мартинес выдвинула смелое заявление, что является внебрачной дочерью известного художника Сальвадора Дали. Она утверждала, что в прошлом Дали часто посещал дом своего друга в городе Кадакес, где её мать работала служанкой. По её словам, между Дали и её матерью завязались романтические отношения, результатом которых стала её рождение в 1956 году.
С раннего детства Пилар знала, что она дочь Дали, но не хотела расстраивать своего неродного отца. По её требованию был проведён анализ ДНК, для которого использовались образцы волос и клеток кожи с посмертной маски художника. Результаты экспертизы показали, что между Дали и Марией Пилар Абель Мартинес нет родства. Однако Пилар настаивала на эксгумации тела Дали для повторного анализа.
В июне 2017 года суд в Мадриде принял решение об эксгумации останков Сальвадора Дали. Цель этой процедуры — взять образцы для проведения генетической экспертизы, которая должна была установить возможное отцовство для жительницы Жироны.
20 июля гроб с останками Дали был вскрыт, и эксгумация состоялась. За процедурой наблюдали около 300 человек. В случае подтверждения отцовства дочь Дали могла бы получить право на его фамилию и часть наследства. Однако анализ ДНК окончательно опроверг предположения о родстве между этими людьми.
Сальвадор Дали известен не только как художник, но и как автор либретто и декораций для балетов в хореографии Леонида Мясина для труппы «Русский балет Монте-Карло» Сержа Дэнема. В 1939 году он создал балет «Вакханалия» на музыку Р. Вагнера, в 1941 году — «Лабиринт» на музыку Ф. Шуберта, а в 1944 году — «Безумный Тристан» на музыку Р. Вагнера.
В 1945 году Дали начал работу над мультипликационным фильмом «Destino» в сотрудничестве с Уолтом Диснеем. Однако производство было отложено из-за финансовых проблем, и фильм был выпущен только в 2003 году.
Сальвадор Дали также создал дизайн упаковки для известного леденца «Чупа-Чупс». Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и первоначально было доступно только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, и количество выпускаемой карамели увеличивалось, появлялись новые вкусы.
Энрике Бернат обратился к Сальвадору Дали с просьбой создать узнаваемый дизайн для карамели. Художник быстро создал рисунок, на котором была изображена ромашка «Чупа-Чупс». Этот рисунок, несколько изменённый, стал узнаваемой эмблемой «Чупа-Чупса» во всех уголках мира. Отличительной особенностью нового знака было его расположение — он находился не сбоку, а сверху конфеты.
В период с 1969 по 1979 год Дали создал серию из 44 бронзовых статуй в своём доме в Порт Лигат. Среди них были такие известные работы, как «Сидячий Дон Кихот», «Гала в окне», «Gala Gradiva», «Perseo», «Лошадь со всадником спотыкаясь» и «Космический слон».
С 1965 года в главной столовой тюремного комплекса на острове Райкерс в США на видном месте висел рисунок Дали, который он создал в качестве извинения за то, что не смог присутствовать на лекции по искусству. В 1981 году рисунок был перемещён в холл «в целях сохранности», а в марте 2003 года его заменили подделкой, а оригинал был украден. По этому делу были предъявлены обвинения четырём сотрудникам, трое из которых признали свою вину, а четвёртый был оправдан, но оригинал так и не был найден.