Роль учителя в жизни ребёнка оценить сложно. Именно от этого человека во многом зависит то, как сложится дальнейшая судьба человека. Будет ли он умён, духовно развит, открыт всем новому и жаден до знаний или же вырастет невежей, равнодушным ко всему окружающему и даже самому себе. Увлечётся он гуманитарными, точными науками, спортом, творчеством или вырастет без всякого интереса к познанию и достижениям. В XIX веке педагоги оказывали на своих воспитанников не меньшее влияние. То, кем они были и что несли с собой, влияло на умы и души их воспитанников.
Так, у Ивана Тургенева с детства были лучшие французские и немецкие воспитатели. Однако любовь к слову и литературе ему привил педагог и поэт Иван Клюшников. Расписание домашних занятий у Тургенева было не менее плотным, чем у современных детей: русский, иностранные языки, история, математика, живопись, танцы – всё было расписано по минутам. А вот первыми учителями Фёдора Достоевского были его родители. Они обучали сыновей письму, чтению, арифметике и иностранным языкам. Со временем в доме их сменили профессиональные педагоги, среди которых был Александр Драшусов, один из первых русских астрономов.
Посредственные успехи Пушкина
Александр Сергеевич родился в небогатой семье, однако у его родных были налажены связи с разными влиятельными людьми. Родители будущего поэта поручали обучение своих детей гувернёрам из Европы, которые постоянно сменяли друг друга. Первым педагогом Пушкина стал образованный эмигрант граф Монфор. Он смог увлечь маленького Сашу французским языком, проводя занятия за играми и рассказывая увлекательные истории. Поэтому первое стихотворение, которое сочинил будущий великий поэт, было написано на французском. Затем Монфора сменили другие французы – Шедель, Лодж, мисс Бейли и другие.
Словесность и математику детям Пушкиных преподавал священник Александр Беликов, признанный одним из лучших учителей своего времени. Беликов за свою деятельность получал награды от самой императрицы Марии Фёдоровны. Также он был известен тем, что переводил духовные учения с иностранного и участвовал в создании русско-латинского словаря. Несмотря на все эти регалии, Пушкин не проявлял особого рвения в изучении наук и показал себя как ученики с задиристым норовом. Даже в лицей в 1811 году он смог поступить только благодаря дружбе своего дяди с министром. Через шесть лет Пушкин вышел из лицея с табелем с весьма невысокими оценками и критическими характеристиками: «очень ленив и в классе нескромен, успехи посредственны».
Личный класс Лермонтова
Воспитанием и образованием Лермонтова занималась его бабушка. Елизавета Алексеевна Арсеньева обожала своего внука и обустроила свою усадьбу Тарханы для него. Она выделила и оборудовала для обучения Миши целую комнату и наняла на службу лучших зарубежных и отечественных учителей. Чтобы мальчику не было не скучно, Елизавета Алексеевна приглашала на занятия его ровесников, соседских сыновей. В итоге в комнате набиралось около десяти учеников, и образовывался полноценный класс. Учился Михаил с интересом, на дому он обучался математике, географии, языкам, разным наукам и игре на скрипке и фортепиано.
Первым его гувернёром был француз Жако, затем его сменили учитель Жан Капэ, учёный Леви, гувернёр Винсо. В педсоставе Тарханов нашлось место даже женщине. Христина Ремер преподавала у будущего поэта немецкий язык. Когда Михаилу исполнилось двенадцать лет, его стали готовить к поступлению в учебное заведение. Для этого бабушка наняла преподавателей из университета. Так, Алексей Зиновьев обучал Лермонтова русскому и латинскому языку, именно этому педагогу юноша покажет свои первые стихи.
Ненавистный учитель Толстого
Лев Николаевич очень рано стал сиротой: в полтора года он лишился матери, а в девять – отца. Опеку над детьми Толстых взяли тётушки, они не жалели денег на племянников и пригласили в дом 11 иностранных учителей. По воспоминаниям самого писателя, учился он плохо, так как посещал занятия со старшими братьями, которым педагоги уделяли больше внимания. Первым гувернёром Толстого стал Сен-Том, он давал мальчикам уроки латыни, французского, гимнастики и верховой езды. Основными методами его воспитания были строгость и абсолютное подчинение авторитету.
Этот педагог внушил Толстому ужас перед всяким насилием. Неприятие физической силы и подавления чужой воли он осознал, когда учитель за плохо сделанный урок запер его в чулане и пригрозил розгами. Сен-Тома маленький Лёва боялся и не любил. Зато противоположные чувства он испытывал к другому учителю. Немец Федор Россель стал прототипом Карла Ивановича, немца с «добрым лицом» из повести «Детство». Толстой жалел педагога, зная его трагическую судьбу. Россель пошёл на военную службу вместо своего брата, он был взят в плен, после которого бежал из страны и больше не мог вернуться на родину. О своём учителе Толстой писал так:
«Бедный, бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он – один-одинешенек, и никто-то его не приласкает».
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!