В первой статье нашего цикла мы рассказали о массовых «захоронениях» останков индейцев в музеях США и упомянули, что вопреки этике, здравому смыслу, а также в нарушение особого Закона о защите и репатриации могил коренных американцев (NAGPRA), хозяева не спешат расставаться со своими жуткими «трофеями». В продолжение посмотрим, как обстоят дела с этой «неудобной» проблемой в Европе.
Итак, прецедент: «Сегодня народы маори и мориори приветствовали возвращение на родину останков 95 человек, в числе которых были мумифицированные головы с татуировками, некогда являвшиеся объектом торговли и [предметом] коллекционирования для [ценителей] за границей. В среду, 14.06.2023, останки [коренных жителей], в том числе и 6 «той моко» (голов с татуировками), были возвращены Новой Зеландии из 6 музеев … Германии (❗️), где они хранились до настоящего момента», – пишет британская The Guardian.
Бесчеловечная «мода» на колониальную «экзотику», бытовавшая среди европейцев со времён Колумба, привела к тому, что, как говорится в той же статье, «в начале XIX века велась оживлённая торговля мумифицированными головами маори, имеющими татуировки. [Такой бизнес] был делом прибыльным: за [подобными артефактами] охотились коллекционеры. Вплоть до 1970 годов останки маори и мориори находились в широком товарообороте в качестве [заморских] диковин или объектов, представляющих интерес для науки. Некоторое количество черепов, которые впоследствии оказались в распоряжении [различных] международных заведений, были украдены из священных мест захоронений».
Фотофакт: британский генерал Горацио Гордон Робли на фоне своей коллекции «той моко», 1895 год. Уйдя в отставку, Робли решил собрать как можно больше этих «артефактов» и в итоге у него их оказалось 35. В 1908 году он попытался продать их правительству Новой Зеландии за 1000 фунтов, однако ему отказали. Тем не менее, позднее почти всю коллекцию у него выкупил Музей естественной истории в Нью-Йорке за 1250 фунтов. Источник: Энциклопедия Новой Зеландии, 1966
И вновь видим знакомую неохоту западных цивилизаторов расставаться со своими «коллекциями». В 2003 году новозеландское правительство создало группу «по взаимодействию с международными структурами», которая должна была убеждать соответствующие учреждения за рубежом вернуть «тела и [иные] останки маори и мориори, а также ценнейшие артефакты, которые могли быть украдены и … проданы». Однако уговаривать иностранные музеи приходилось по нескольку десятков лет.
Удивительно, что по-человечески очевидные вещи нужно объяснять так долго! И тем более странно (или, наоборот, закономерно?), что Германия – с её-то историческим наследием! – оказалась далеко не в первых рядах. И всё же какой-никакой процесс идёт: «К настоящему моменту учреждениями из различных стран мира [Новой Зеландии] были возвращены останки 600 человек, в том числе свыше 300 [отделённых мумифицированных] голов». Сам собой возникает вопрос: а сколько же их там всего? А в частных коллекциях?
А может быть, дело здесь в том, что истоки как минимум некоторых направлений западной науки (как, впрочем, и империалистического благоденствия) лежат в колонизаторском менталитете и рабстве? Люди и их останки, да что там, целые народы до сих пор воспринимаются западными цивилизаторами как собственность, с которой они вольны творить всё, что угодно.
Переместимся в Соединённые Штаты. Авторы статьи «Верните останки коренных американцев, хранящиеся на университетских кампусах», опубликованной в Newsweek 19.03.2024, подчёркивают: «Помимо недостаточного контроля и [пробелов] в подотчётности, возможно, самая большая проблема состоит в том, что такие направления, как антропология и археология, были основаны на эксгумации и краже останков индейцев и артефактов в целях, как заявлялось, проведения научного исследования. Исторически сложилось так, что антропологи занимались созданием и применением расистской идеологии, оправдывая это целями «объективной науки», и эти практики, в которых заложена [идея] расового [неравенства] с точки зрения интеллекта и статуса по-прежнему в ходу и сегодня. Кроме того, оппозиционеры заявляют, что исполнение законов, предписывающих возвращение [останков], подавляет «науку» – бездоказательный аргумент, не имеющий веса в [реальном] научном сообществе».
В статье также упомянут ещё один фотофакт – ярчайшая иллюстрация этого антропологического фашизма наших дней: «Восемнадцатого сентября 2021 года профессор антропологии Университета штата Калифорния в Сан-Хосе Элизабет Вейсс, белая, опубликовала [в соцсетях] фото, на котором она голыми руками держит [череп] индейца мувекма олоне – грубое нарушение установленного протокола обращения [с останками]».
Фото из вышеупомянутых соцсетей и подпись: «Счастлива вернуться к некоторым старым друзьям». Не нужно быть психологом или экспертом-профайлером, чтобы разглядеть здесь искреннюю, неподдельную радость.
Наш видеоряд любителей благодушно позировать с мёртвыми остаётся достроить только вот этими двумя снимками.
Фото, на котором счастливый американский солдат заснят с убитым афганским мальчиком, было опубликовано несколькими крупнейшими англоязычными изданиями, в том числе и The Guardian, 21 марта 2011 года.
Ну а здесь, комментарии, как говорится, и вовсе излишни.
***
Вернёмся к тому, с чего начали: 6 музеев из разных городов Германии передали Новой Зеландии останки почти сотни представителей народностей маори и мориори. Велико искушение думать, что это больше, чем ничего и лучше поздно, чем никогда – тем более, что такие новости в англоязычных изданиях всегда подаются в радужных тонах, как достижение. Только вот чьё? Новозеландцев (и прочих исконных), которым пришлось несколько десятков лет уламывать «хозяев» просто поступить по-людски? Или цивилизаторов, которые, наконец, милостиво позволили себя уговорить?
Вот фото с прошедшей явно под фанфары церемонии «возвращения предков».
Выражение лица представителя коренного населения (слева) сто́ит тысячи слов: боль, печаль, презрение.
А западным цивилизаторам следует помнить, что пресловутое «духовное исцеление», на которое они так любят ссылаться, не наступит, пока они не поймут, что к чужим жизням нельзя относиться как к товарам и трофеям и прикрывать свой чистый и неразбавленный фашизм «наукой».